Светлана НИКИФОРОВА
Легенда о кровосмешении
Как понятно, славяне до прихода православия поклонялись бессчетным богам, одним из которых был бог плодородия Иван Купала. Его обрисовывали как красивого юного мужчину в венке из желтоватых цветов.
Согласно легенде, разлученный в ранешном детстве со собственной родной сестрой, Купала, встретив ее через много лет, женился на ней, не предполагая, что связал себя узами с родственницей.
Завершилась эта история катастрофически: узнав правду, брат и сестра покончили собой, утопившись.
Отсюда и эротический нрав праздничка. В сей день допускалась относительная свобода интимных отношений. Числилось, что, пройдя через их, человек очищается. А для приведения себя в «нужное» состояние славяне пили особенные отвары травок, действовавшие как современная виагра.
По поверью, в ночь на Ивана Купалу деревья перебегают с места на место и говорят меж собой шелестом листьев. Дискутируют вместе животные и даже травки, которые этой ночкой заполняются особенной, чудодейственной силой.
«Подготовка к праздничку была полна волшебных действ. Рано днем дамы черпали росу. Для этого брали чистую скатерть, простыню и какую-либо посудину. На лугу скатерть катали по росе и потом отжимали в емкость. В купальской росе также омывали лицо и руки, чтоб изгнать всякую болесть, также, чтоб с лица пропали угри и прыщи.»
Время от времени купальскую росу использовали в доме — ею обрызгивали стенки и мебель, чтоб в дом не просочились заболевания и не водились клопы.
Купальская роса использовалась и при болезнях глаз. Необходимо было только, чтоб страдающий очами сам помылся ею.
Кроме росы в сей день целебна всякая вода — речная, колодезная, главная и даже из-под крана. Также масло, которое собирали на муравейниках.
На праздничке люди опоясывались перевязями из цветов, на голову надевали венки из травок, составляли и водили хороводы, пели песни, а старики добывали из деревьев живой огнь и разжигали костры из жертвенных травок. В середину костра ставили шест с укрепленным на нем пылающим колесом — эмблемой солнца.
Мужчины и девицы всю ночь и весь денек веселились у костров, прыгали через их по одному и парами, взявшись за руки: кто выигрышнее и выше, тот и счастливее. В неких местах через купальский огнь прогоняли домашнюю скотину для защиты ее от мора.
Перепрыгивали и через крапивные кустики, чтоб очиститься от гнусны. Над кострами мамы сжигали сорочки нездоровых малышей, полагая, что от этого заболевания уйдут.
Ночь желаний
В волшебный костер было принято кидать наговоренные вещи. Наговор на вещь делался последующим образом: брали, к примеру, носовой платок, подносили его к губам, чтоб коснуться своим дыханием, и три раза шепотом произносили те заболевания, проблемы либо свойства нрава, которые желали спалить в огне купальской ночи. После чего прыгали через костер и сходу кидались в воду.
Девицы опускали в реку березовые венки с зажженными свечками, гадая таким макаром на любовь. Если венок здесь же утопал — милый разлюбил, и выйти замуж за него не получится. Поплыл без всяких помех на середину реки – к скорому замужеству, а если здесь же прибился к берегу – к долгой холостой жизни.
Одинокие девицы, злосчастные в любви, чтоб приворожить избранника, в полночь на Ивана Купалу должны были три раза обежать вокруг ржаного поля. Лучше оголенными. Числилось, что пока голая кросотка «нарезает» круги, любимый будет созидать ее во сне, а наутро усвоит, что она и есть та единственная и неподражаемая, которую он находил всю свою жизнь.
Существовал также обычай в сей день париться в бане с вениками из цветов иван-да-марьи и есть кутью, которую варили из ячменя и заправляли маслом.
Ночкой купались в росе, а деньком в реках, обливали водой каждого встречного, танцевали вокруг увенчанного дерева, которое именовали «Марой», погружали его в воду, а сами пели песни, что «Марена» утонула.
Невзирая на то что купание в реке числилось неотклонимым, на Купалу оно было небезопасным, потому что именинником в сей день был сам водяной, который вытерпеть не может, когда на его именины в воду лезут люди. Потому и мстит им, топит всякого неосмотрительного.
«Если у вас есть священное желание – 7 июля оно полностью может исполнится. Необходимо исключительно в сей день двенадцать огородов (заборов) перелезть.»
В ночь на Ивана Купалу расцветают чудесные травки: сон-трава, тирлич, колюка, разрыв-трава, одолень-трава, папоротник.
До сего времени многие веруют, что папоротник расцветает расчудесным пламенным цветком, который показывает все клады, вроде бы глубоко в земле они ни находились.
По преданию, около полуночи на широких листьях папоротника возникает почка, которая подымается все выше и выше, потом зашатается, перевернется и запрыгает, а в 12 часов ночи разрывается с треском и возникает огненно-яркий цветок, на который даже глядеть больно. Если его в этот момент не сорвать, им здесь же завладеет нечистая сила, незримо присутствующая рядом.
Выходки нечистой силы
В ночь на Ивана Купалу и весь следующий денек колдуньи и иная нечисть получают невероятную силу и изо всех сил стараются причинить различный вред людям и животным.
Колдуньи отбирают у скотин молоко, портят хлеба, водяные стремятся утащить человека под воду, леший стращает вошедших в лес, заводит их в чащобу. Слепая змея медянка получает зрение на целые день и потому в это время делается очень небезопасной: бросаясь на человека, как стрела, может пробить его насквозь.
Для предохранения себя от нечистой силы кладут на окнах жгучую крапиву, а в дверцах скотных дворов — юное осиновое дерево, вырванное с корнем.
У ведьм хранится вода, вскипяченная с пеплом прошлогоднего купальского костра. Обрызгав себя ею, колдунья теряет вес и может преспокойно лететь на шабаш на Лысую гору. Или на помеле, или на лошадки. Потому лошадок на Купалу кропотливо запирали в конюшне, потому что назад они с шабаша уже не ворачивались.
В дореволюционной Рф Иван Купала принадлежал к числу самых почитаемых и принципиальных праздничков в году, в нём учавствовало всё сельское население, причём традиция добивалась активного включения каждого участника торжества во все ритуалы и неотклонимого выполнения ряда правил, запретов и обычаев.
Солнце в сей день действует с особой животворной силой. Этнографами записано много поверий о том, что в денек Ивана Купалы «солнце при восходе играет, переливается всеми цветами радуги, скачет, погружается в воду и опять появляется».
Наблюдения за «играющим» солнцем длилось прямо до Петрова денька – 12 июля, который рассматривали как денек прощания с солнцем, равномерно убывающим после летнего солнцестояния. Существовал обычай «караулить солнце». С вечера, захватив пищу, молодежь шла на горку, где всю ночь гуляла, жгла костры и ожидала солнечного восхода, чтоб созидать игру солнца.
По поверью, родившиеся на Ивана Купалу очень влюбчивы и всю жизнь отыскивают собственный эталон.