Невидимый ужас Восточной Пруссии. Роза Шанина. (5 фото)

В двадцать лет девушка хочет жить и любить, но русская снайперша с голубыми глазами и природным чувством долга едет стрелять по фашистам. Сегодня Роза Шанина праздновала бы свой девяностый день рождения. Если бы не сила женщин в русских селеньях, если бы не убили в сорок пятом.

Роза не одна такая. В советской армии был целый взвод девушек-снайперов, но именно на её счету убитых врагов больше всего, и именно Розу Шанину пресса окрестила «невидимым ужасом Восточной Пруссии».

В 14 лет вопреки воле родителей она сбежала из дома, чтобы поступить в педучилище и получить высшее образование. Роза жила в деревне в Архангельской области, до столицы нужно было добираться поездом, но сначала на манер Ломоносва прошагать по тайге 200 километров до железной дороги. Прошагала.

Когда началась война, красивой и смелой Розе было 16 лет, на фронт еле напросилась. Так и впредь пошло: на линию огня каждый раз попадала слезами и уговорами. После долгих боев женский взвод отправили в тыл. Генерал упорствовал, не соглашался пустить Шанину на передовую. «Я хотела воевать, а все думали, что еду к знакомому парню», — писала Роза. Тогда она пошла к командующему армией. Отказать ей в такой ситуации значило либо пожалеть, либо показать неуверенность в возможностях девушки. Потому командарм разрешил.

Стоит немец. Шанина: «Хенде хох!» — Из окопа поднимается шесть рук — значит, их трое: «Вперед!». Немцы выползают, Шанина забирает у них оружие. «Один спрашивает: «Гут или капут?» — «Гут» – и повела их дальше. «В руке винтовка, за поясом гранаты и финка — ну как настоящий вояка. Пленных сдала кому следует», — писала Роза в своем дневнике.О любви ей мечталось всё же: «Мне 20 лет, а близкого друга нет. Почему? И ребят полно, но сердце никому не верит. Вчера шла, и пристал паренек. «Дай, — говорит, — я тебя поцелую. Я 4 года не целовал девушек». И так убедительно просил, что я расчувствовалась. И действительно, хорошенький такой, не противно, а приятно. «Чёрт с тобой, — говорю, — целуй, только один раз». И сама почти плакала от непонятной жалости…» — из личного дневника.

Однажды Шанина штурмом брала немецкий дом. Рядом людей разрывало на части. Роза стреляла и перевязывала раненых. Она написала своему другу Молчанову: «Быть может, меня скоро убьют. Пошлите, пожалуйста, моей маме письмо. Вы спросите, почему это я собралась умирать. В батальоне, где я сейчас, из семидесяти восьми человек осталось только шесть. А я тоже не святая».

Среди воспоминаний снайперов есть вот такое, от Клавдии Калугиной: «А людей осталось мало-мало, почти одни девчата да ездовые. Берите, говорят, раненых, кого сможете увезти, и возвращайтесь в свои траншеи. Мы взяли не всех, потому что не уместить всех. А потом немцы добивали тех, кто остался, они так кричали, так кричали! — их штыками добивали».

На записи от 22 января дневник Шаниной обрывается. 27 января 1945 года Роза Шанина смертельно ранена в Восточной Пруссии. На её счету 75 (по другим источникам 54) подтверждённых уничтоженных солдат и офицеров противника, среди которых 12 снайперов.

Поделиться в соц. сетях
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal

Комментарии:

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>