8673-1a5eb9

Загадочные пермские люди-лоси, идущие по ящеру (8 фото)

«Люди-лоси-птицы» — самый загадочный и распространенный сюжет среди бронзовых артефактов пермского звериного стиля (VII в. до н. э.— XII в. н. э.).

Любопытно,что авторство предметов, относящихся к искусству металлической пластики, именуемому Пермским звериным стилем, приписывается литейщикам таинственного племени чудь.

Официальное объяснение происхождения людей-лосей и людей -птиц.

Крылатый герой в виде человеколося-птицы занимает промежуточное положение между небом и землей, это покровитель людей, посредник между людьми и небесными богами. Как правило, человеколоси расположены на ящерах, охраняющих вход в подземный-подводный мир, они находятся в земном среднем мире.

Большинство фигур человеколосей пермского звериного стиля очевидно были личными оберегами, этим и объясняется немалое количество найденных амулетов в сравнении с родовыми амулетами: богинями или птицами-первопредками.

Особо отметим ноги с раздвоенными копытцами у многих человеколосей. Мировая культура знает много таких существ: фавны, сатиры, лешие и другие языческие божества происхождением из локальных культов. Последующие эпохи, например, христианство трактует этих полуживотных существ как нечисть и превращает в чертей.

Образ человеколося — «визитная карточка» пермского звериного стиля. Нигде, кроме Пермского края и республики Коми, на территории Евразии такого образа не существует. Однако культ ящера, с которым часто изображены человеко-лоси, встречается во многих местах.

Артефакты

Всадник на ящере Божество на ящере, означающем Нижний мир, обитель мертвых. Ящер проглатывает головы – жизни, затем они в виде зародышей – головок лосей возрождаются к новой жизни. Крылатые собаки несут души Богине, которая направит их в чрево женщин для нового рождения. Божество – крылатый человеколось — регулирует процесс смерти и возрождения. VI-VIII вв. Место находки – д. Ныргында Сарапульского района Удмуртии. Бронза, литье. 100х182 мм. Государственный Эрмитаж (официальное научное описание)

Композиция состоит из двухголового ящера и человеколосей, сидящих на нем. (Верхнее Прикамье Пермской обл.). Бронза, литье. ПГУ — коллекция М. Н. Зеликмана Размеры: 67 мм х 97 мм VII — VIII вв.

Бронза Датировка: VII — IX вв. Местонахождение: Кабинет археологии ПГУ (коллекция Зеликмана) Человеколось на ящере. ПГУ-коллекция М. Н. Зеликмана. (Верхнее Прикамье Пермской обл.). 75х31 мм

 

Семеро людей-лосей идущих по спине ящера. VI-VIII вв. Бронза. Пермская обл.

Человеколось в ритуальном танце Фигура умышленно разломана на несколько частей. Ящер снизу не сохранился. VIII-X вв. Место находки: окрестности — вблизи г. Березники, Пермский край. Бронза, литье.

фигуры четырех человеколосей, идущих друг за другом. Возможно, первоначально было семь фигур. (Чердынский р-н Пермской обл.). Бронза, литье.

Бляха с человеколосем на ящере и длинной рыбой вверху. (р.Ухта Коми АССР). Бронза, литье.

Бронза Место находки: Пермский край, Верхнее Прикамье Местонахождение: Кабинет археологии ПГУ (коллекция Зеликмана) Размеры 78 мм х 28 мм Человеколось на ящере.

Поделиться в соц. сетях
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal

Комментарии:

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>