Климатическое оружие недопустимо. Интервью директора Гидрометцентра России Романа Вильфанда «Российской газете»

Директор Гидрометцентра России Роман Вильфанд придумал по просьбе «Газеты.Ru» климатическое оружие и тут же объяснил, почему его нельзя будет применить. Он также рассказал, как человечество в действительности пытается управлять погодой и почему даже юные циклоны ему не по зубам. Говоря об июле, Вильфанд отметил, что погода в Москве стоит характерная для этой широты.

— Июнь был довольно холодным. Будет ли в этом году настоящее теплое лето?

— Скажу вам, что лето будет. Это безусловно. Вчера температура была на 6 градусов выше обычных нормальных значений для 1 июля. Это же просто суперлето! Конечно, это не экваториальная жара. Но, дорогие мои, мы живем не на 25-й параллели и даже не на 42-й, а на 55-й. Поэтому для наших широт средняя июльская температура днем составляет 22–24 градуса. Это данные за 135 лет наблюдения.

— Но большую часть июня было холодно и дождливо. Разве это было лето, когда все ходили в плащах и сапогах?

— Давайте вспомним Пушкина Александра Сергеевича. И его знаменитое:

«Что наше северное лето, карикатура южных зим, мелькнет и нет: известно это, хоть мы признаться не хотим». Такое у нас историческое лето, нормальное. Не тропики, да.

— И все-таки можем ли мы представить себе фантастический вариант развития событий и предположить, что холодный июнь — это результат применения климатического оружия, например?

— Порассуждать об этом можно: лет 40–50 назад все этого боялись. Но смотрите: давно принята резолюция ООН, все страны мира подписали, что климатическое оружие применять не будут. Это недопустимо, во-первых. А во-вторых, даже если мы пофантазируем, смотрите, что из этого получится. Например, мы знаем, что озон поглощает ультрафиолетовую радиацию. Если бы не было вот этого тонкого слоя озона в нижней стратосфере (22–25 км), то, вообще говоря, жизнь на Земле была бы невозможна, радиация бы сожгла все живое. Возникает вопрос такой, на бытовом уровне: а можно ли сделать такую дыру без озонового слоя над территорией противника?

— Действительно можно?

— А вот и нет. Оказалось, что эта дыра может перемещаться и есть вероятность, что она скоро окажется на территории той страны, которая и задумала ее. Забавно, да? Сейчас мировое сообщество запретило разрабатывать климатическое оружие.

— С озоновой дырой разобрались. Но разгонять облака ведь можно, мы об этом знаем. А можно ли, к примеру, масштабно управлять циклонами и вообще погодой?

— Разгонять облака, да, можно. Там довольно безобидное воздействие, мелкое. Выбрасываются ядра конденсации, они состоят из йодистого серебра, жидкого азота и очень часто цемента. Вокруг этих химических реагентов аккумулируются капельки воды, наращиваются, увеличиваются в объеме, и наконец капли становятся такими большими, что сила сцепления, сила диффузии становится меньше, чем сила тяжести. И эти капли выпадают в виде дождя, но до защищаемой территории. Есть облако, и в него, допустим, за 100 км от Москвы, от места, где проводятся какие-то мероприятия, вдруг впрыскивают эти реагенты. Через полчаса-час дождик льется над той территорией, где нет мероприятий. А к месту мероприятия уже приходит, так сказать, обезвоженное облако.

Это, конечно, благо для москвичей, но не очень радостно жителям Подмосковья, на которых, собственно, этот дождь и выпадает.

— А если попробовать сделать так в масштабах страны или города?

— Более серьезные вещи невозможны. Нельзя изменить, например, траекторию циклона или антициклона. Нельзя рассеять или обезводить все облака, если фронт идет на Москву. Никакие реагенты не смогут сделать этого. Потому что энергия атмосферы пока что не сопоставима с той, которую вырабатывает человек. К примеру, энергия молодого циклона, только развившегося, больше энергии пяти-шести атомных бомб, которые были сброшены на Хиросиму. А таких циклонов, молодых и взрослых, несколько сотен одновременно на земном шаре.

Поэтому, к моему огромному счастью, сейчас человек не может управлять погодой.

Даже если мы пожелаем заказывать погоду, то кто-то скажет, что хочет ясную и жаркую погоду, например, а я так больше за дожди, чтобы не было лесных пожаров. Ну так мы с вами все и перессоримся…

В «Интерфаксе» состоялась пресс-конференция директора Гидрометцентра России Романа Менделевича Вильфанда

В Москве с конца недели установится комфортная летняя погода — директор Гидрометцентра России

В июле будет жарко, но не как в 2010 году, дефицит осадков ожидается на северо-западе, в Поволжье и на юге европейской части страны; в сочетании с повышенной температурой это может привести к пожарам.

В Москве с конца недели установится комфортная летняя погода, сообщил директор Гидрометцентра России Роман Вильфанд.

«С 5 июля в Москве ожидается повышение температур, ночью будет выше 10 градусов тепла, днем плюс 24-26, по области до 27 градусов тепла, но и последовательное нарастание к концу недели, в начале следующей недели ожидается 23-28 градусов тепла», — сказал Р.Вильфанд на пресс-конференции в центральном офисе «Интерфакса» в четверг.

Директор Гидрометцентра добавил, что сегодня и завтра на территории Москвы и региона осадков не ожидается, днем столбики термометра поднимутся до 23-25 градусов тепла, ночью — до плюс 10-12 градусов.

«Со следующей недели в Москве установится вполне комфортная летняя погода», — отметил Р.Вильфанд.

По его словам, в России жарким будет весь июль, но повторения аномально высоких температур воздуха лета 2010 года не будет.

«Мы прогнозируем июль с температурами выше нормы, и количество осадков ожидается около и меньше нормы, но совершенно не прогнозируем повторения 2010 года», — сказал Р.Вильфанд.

В целом, по его словам, температура в июле в России ожидается «около и выше нормы». «На европейской части России температура будет выше нормы на 1-1,5 градуса. Особенно тепло будет в Северо-Западном регионе», — сказал Р.Вильфанд.

Он отметил, что наряду с повышенным температурным фоном ожидается дефицит осадков, в частности, в Северно-Западном федеральном округе, в Поволжье и на юге европейской части страны.

«Сочетание повышенной температуры с дефицитом осадков предполагает повышенную пожароопасность в этих регионах», — уточнил Р.Вильфанд.

Он также сообщил, что начало июля в европейской части России уже выдалось жарким.

«В первых числах июля температура превысила норму на 5-6,5 градусов, так как за 136 лет инструментальных наблюдений в Москве дневные температуры в июле составляют 22-24 градусов Цельсия», — пояснил глава Гидрометцентра.

По слова Р.Вильфанда, июнь 2014 года в России стал одним из самых жарких за весь период наблюдений.

«Как показали предварительные оценки, истекший июнь оказался одним из самых жарких за весь период наблюдений, он соперничает с июнем 2010 года», — сказал Р.Вильфанд.

«Прошедшая весна также была самой теплой в истории нашей страны», — добавил Р.Вильфанд.

Между тем, по его словам, в июне температурный фон на территории России был около и выше нормы, в том числе месяц оказался близок к норме с точки зрения температуры и осадков и в Москве.

«Если спросить москвичей, какой был июнь, они скажут, что холодный и дождливый. Ничего подобного: температура в Москве была около нормы. Среднемесячная температура всего на 0,3 градуса ниже нормы. Осадков было около и ниже нормы, до нормы по реперным значениям мы не добрали 2 мм. Никак нельзя назвать этот месяц холодным и дождливым», — считает директор Гидрометцентра РФ.

Р.Вильфанд предположил, что москвичи оценивают погоду в городе, сравнивая ее с тропическими регионами. «Приходится часто повторять, что мы живем в умеренной зоне», — отметил он.

Вместе с тем, как заявил Р.Вильфанд, погодные условия благоприятствуют сбору урожая в сельскохозяйственных регионах, валовый сбор урожая ожидается выше средних многолетних значений.

«Сейчас условия для вегетации яровых и уборки озимых благоприятные. На Волге отмечается дефицит влаги, но для уборки озимых это даже положительный факт. Прогнозируем, что валовый сбор урожая будет заметно выше средних многолетних значений», — сказал Р. Вильфанд.

Директор Гидрометцентра уточнил, что сбор урожая ожидается выше средних показателей, по крайней мере, за последние пять лет. «Сбор зерновых и зернобобовых культур ожидается больше чем в прошлом году, а прошлый год был достаточно урожайным», — добавил Р.Вильфанд.

Отвечая на вопрос о ситуации в Сибири, где произошло наводнение, Р.Вильфанд заметил, что половодье там завершается, в наиболее сложных регионах — Алтайском крае, Республике Алтай и Новосибирской области — уровень воды еще несколько дней будет превышать отметку затопления.

«Сейчас завершается весеннее половодье на севере азиатской территории России, на севере Оби, на некоторых реках Якутии. На некоторых реках оно завершается с запозданием, на некоторых — с опережением на три — пять дней», — сказал Р.Вильфанд.

По его словам, уровень воды в наиболее сложных регионах — Алтайском крае, Горном Алтае, Новосибирской области и в настоящее время превышает отметку затопления поймы на 20 — 40 сантиметров.

«Такая ситуация сохранится в течение нескольких дней», — отметил он.

«В этом году весеннего половодья на европейской территории толком не было, оно только сейчас осуществляется», — сказал Р.Вильфанд.

…О точности прогнозов и штрафах для синоптиков

В ходе пресс-конференции глава Гидрометцентра также высказал мнение о бесполезности штрафов для синоптиков за неверные прогнозы, которые никогда не будут точными на 100%.

«Каков смысл стимулировать синоптиков давать более точные прогнозы, штрафуя их? Здесь нужно понимать, с каждым десятилетием успешность прогнозов повышается. Сейчас успешность прогнозов на третьи сутки вперед такая же, как 30 лет назад на первые сутки. Но можно ли добиться 100% прогноза? Никогда. Ни при каких условиях», — заявил Р.Вильфанд.

По его словам, можно штрафовать синоптиков или даже ввести уголовную ответственность за неверные прогнозы, однако это не изменит результат.

«Для того чтобы дать прогноз, нужно изучать процессы, которые происходят в атмосфере, создавать современный инструментарий. Но и в этих случаях никогда не будет суперточных прогнозов, потому что атмосфера — это хаотическая система, и уровень определенности никогда не сможет быть абсолютно полным. И никогда не будет возможным абсолютно точно измерять температуру, всегда будут ошибки. Поэтому, предположим, оштрафовали синоптика или посадили его в тюрьму, а смысл какой? Ведь наказание — мера превентивная, дескать, ошибся, и чтобы неповадно было в следующий раз, мы тебя сейчас накажем. Ничего подобного, выйдет из тюрьмы и сделает те же самые ошибки. Поэтому какой смысл наказывать?» — сказал Р.Вильфанд.

Он отметил, что есть необходимость наказывать синоптика только в том случае, если он «уснул или выполнил неполный расчет». «Каждый не оправдавшийся прогноз опасного явления подвергается исследованию, анализу. И не только теми синоптиками, которые его сделали, но и с привлечением других специалистов. Если, не дай Бог, синоптик выполнил не весь комплекс расчетов, он виноват и заслуживает наказания. Но за последние 10 лет мне не приходилось слышать об этом — синоптики очень ответственные люди. Они прогнозируют осадки, дождь, ветер, но сами они совершенно не ветреные, очень серьезные», — заверил глава Гидрометцентра.

Он сообщил, что в настоящий момент ошибка при прогнозировании погоды на сутки вперед составляет 4%. «То есть, оправдываемость прогнозов на сутки — 96%. Она постепенно снижается при прогнозировании на пятые сутки — количество не оправдавшихся прогнозов около 10%», — пояснил Р.Вильфанд.

Он уточнил, что количество не оправдавшихся прогнозов опасных явлений составляет 8,5%, успешность таких прогнозов — 91,5%.

Как сообщил глава Гидрометцентра, для повышения точности прогнозов планируется существенное развитие метеоресурсов. Так, в ближайшее время метеорологическая сеть в Московской области пополнится 21 автоматизированной станцией.

«Наша сеть метеорологических станций сейчас по количеству превышает сеть советских времен. В течение ближайших 7-8 месяцев она будет увеличена в Московской области на 21 единицу», — сказал Р.Вильфанд, уточнив, что в данный момент функционируют 19 метеостанций.

По его словам, новые комплексы смогут передавать информацию о погоде с любой временной дискретностью, «хоть каждую минуту».

«Кроме того планируется существенное развитие наблюдательной сети. Во-первых, метеорологические радары уже установлены в Долгопрудном, уже информация существует, ведутся интенсивные работы по усваиванию радарной информации, и использовании ее в качестве начальных данных», — рассказал Р.Вильфанд.

Также, по его словам, существенно помогает синоптикам спутниковая информация, которая в последнее время заметно расширяется.

«Кроме того, некоторые специфические устройства — предполагается, что они будут установлены, так называемые профилемеры ветровые и температурные. Пока я их видел впервые только в районе Сочи. Есть вероятность, что они будут перемещены в Долгопрудный», — заметил Р.Вильфанд.

Кроме этого, сообщил он, в следующем году может быть проведен тендер на приобретение суперкомпьютера, который повысит точность прогнозов.

«Мы ожидаем, что конкурсные процедуры будут в конце следующего года, может быть, на несколько месяцев раньше или позже. Но то, что в течение ближайших трех лет у нас будет действительно суперкомпьютер с ресурсами, превышающими нынешние характеристики в 30-40 раз, безусловно», — сказал Р.Вильфанд.

По его словам, он не заменит живых людей, но точность прогнозов существенно повысится.

…О плюсах и минусах глобального потепления

Глава Гидрометцентра также рассказал журналистам о возможных последствиях глобального потепления. По его мнению, оно приведет к разрушению инфраструктуры в регионах вечной мерзлоты, зато страна сможет сократить расходы на теплоснабжение.

«Россия наиболее чувствительна к глобальному потеплению климата. Наиболее быстро будет повышаться температура зимой. Наиболее негативные последствия будут связаны с перемещением зоны вечной мерзлоты в северные регионы: вся инфраструктура в этой зоне, в частности, трубопроводы и газопроводы, построена на принципе вечной мерзлоты, а оказывается, эта мерзлота не вечная», — сказал Р.Вильфанд.

Он отметил, что в случае глобального потепления вечная мерзлота превратится в болотистую местность.

По словам главы Гидрометцентра, у глобального потепления есть и положительная сторона. «Наша страна северная. Проблемы энергетики, обеспечения теплом хозяйствующих субъектов и населения бывают очень напряженными, и при потеплении зимнего климата это будет некое благо для страны», — сказал он.

«Это результаты исследований, которые проведены несколькими сотнями ученых», — отметил Р.Вильфанд.

При этом глава Гидрометцентра РФ подчеркнул, что нельзя судить о глобальных изменениях климата только по наблюдениям в Москве.

«Когда мы говорим о глобальных изменениях, каким бы большим регионом или городом не был наш мегаполис, не нужно сопоставлять процессы в нем с глобальными. Глобальные процессы предполагают метеорологические характеристики по всему земному шару», — сказал он.

Поделиться в соц. сетях
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal

Комментарии:

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>