Охотники за инстинктами

И сам же отдал ответ: 1-ые могут отличить не плохое от дурного, 2-ые — не могут и поэтому им не удается быть счастливыми. В конце XIX века Зигмунд Фрейд открыл населению земли беспорядочное «бессознательное» и предложил метод направлять черные импульсы на благо разуму: началась эпоха величавого погружения в себя.

Сны о кое-чем большем

До Фрейда психотерапия имела дело только с сумасшедшими людьми.

В XIX веке очень пользующимся популярностью направлением числилась, к примеру, гипнотерапия, когда докторы пробовали повлиять на пребывающего в состоянии гипноза пациента, стремясь убрать симптомы заболевания. Сам 29-летний Зигмунд Фрейд в 1885 году прошел четырехмесячную стажировку у французского невролога Жана Шарко и следил, как тот при помощи гипноза вылечивал такие последствия истерии, как паралич конечностей, слепоту и глухоту.

Примерно в то же время Фрейд становится учеником венского доктора Иозифа Брейера, который предлагал во время сеансов нездоровым истерией в свободной форме говорить о собственных переживаниях.

А в 1895 году Брейер и Фрейд выпустили кооперативный труд под заглавием «Исследования истерии», в каком главной предпосылкой истерических синдромов окрестили подавленные мемуары о травматических событиях. Правда, после выхода книжки в свет тандем ученых по непонятным причинам распался. Меж тем для самого Фрейда пришло достаточно тяжелое время. В 1896 году он был исключен из Венского мед общества — за утверждения о том, что в базе психологических расстройств лежат трудности, связанные с сексуальностью. Тогда же погиб отец Фрейда, после этого он в течение 4 лет каждый денек перед сном по полчаса занимался своим самоанализом. Итогом этих погружений явилась книжка «Толкование сновидений», основанная на анализе собственных снов. Вобщем, тогда психиатрическое общество проигнорировало труд грядущего классика.

Фрейд сделал очень стройную и жесткую психодинамическую теорию личности. Он утверждал, что человеческое сознание состоит из 3-х частей, неразрывно связанных меж собой.

«Ид» (от лат. «оно») — это черный котел, в каком «варятся» примитивные, подсознательные, прирожденные импульсы.

Ид — самая древняя структура личности — не ведает ужаса и волнения и просит немедля получить хотимое, другими словами наслаждение. Это иррациональная часть, но ее можно узреть в снах, фантазиях, игре и работе. «Эго» (от лат. «я») — узкая прослойка в людском сознании, противостоящая давлению «темных» импульсов, подчиненная принципу действительности. Она способна направлять поведение в необходимое русло, чтоб подсознательные потребности удовлетворялись неопасным для самого индивида и членов общества методом. «Суперэго» ( от лат. — «сверхЯ») — это то, что приобретается благодаря воспитанию, взаимодействию с наружным миром, а конкретно — совесть, правила поведения и принятая система ценностей. Фрейд утверждал также, что неважно какая активность человека (мышление, восприятие, память и воображение) определяется сначала инстинктами, при этом воздействие их может быть как прямым, так и замаскированным. Ученый признавал два главных инстинкта — жизни и погибели. 1-ый обеспечивает размножение вида.

Энергия сексапильных инстинктов получила заглавие либидо. 2-ой, подчиненный инстинктам саморазрушения, танатос, проявляется в злости, беспощадности и самоубийствах. Ссылаясь на Шопенгауэра, Фрейд утверждал, что «целью жизни является смерть», хотя жизнь можно и должно прожить счастливо. Человек проходит несколько стадий развития, и если личность задерживается на какой-то из них, то психотерапевт должен посодействовать пациенту понять причину «остановки», что даст возможность двигаться далее. Сеансы традиционного психоанализа со времен Фрейда не поменялись: пациент укладывается на кушетку спиной к психоаналитику и в течение часа гласит обо всем, что приходит в голову. И так — от 3 до 5 раз в неделю, в протяжении пары лет. Психоаналитик при всем этом играет роль белоснежного экрана, на который пациент проецирует любые свои размышления. Когда сознание просачивается в глубины безотчетного, человек способен непроизвольно освободиться от всего, что мешает ему жить.

Отщепенцы

Равномерно идеи Фрейда захватили разумы самых сверкающих интеллектуалов тех пор. Вокруг него начал формироваться круг единомышленников, которые в 1902 году образовали Венский психоаналитический кружок, через 6 лет трансформировавшийся в Венское психоаналитическое общество. В него входили принципиальный Альфред Адлер, энциклопедически образованный Карл Юнг, впечатлительный и одинокий Отто Ранк. Правда, достаточно скоро «союз интеллектуалов» отдал трещинку: более калоритные ученики стали выдвигать собственные мнения на людскую личность и покидать «отца психоанализа». При этом разрыв произошел так глубочайший, что ученики и учитель больше уже никогда не повстречались.

Фрейд, узнав о погибели Альфреда Адлера, написал собственному другу: «Мир щедро его наградил за старания на ниве опровержения психоанализа». А ведь Альфреду Адлеру психотерапия должна таким понятием, как «комплекс неполноценности», также представлением о том, что такое стиль жизни. Адлер исходил из того, что когда рождается ребенок, то движущей силой становится не столько половая потребность либо потребность в погибели, как утверждал Фрейд, сколько потребность в приемуществе.

По мысли Адлера, если личность находится в более ущербном состоянии, то может быть, что она навечно «уйдет в болезнь», которая станет образом жизни. Вобщем, вероятен и другой вариант развития событий, когда человек, начиная преодолевать трудности, добивается таких высот, которые недосягаемы людям с «обычными» возможностями. Может даже произойти сверхкомпенсация в другой области — так что за каким-то выдающимся достоинством не будет приметно недочетов. Адлер писал: «Почти у всех выдающихся людей мы находим недостаток какого-нибудь органа; складывается воспоминание, что они очень мучались сначала жизни, но боролись и преодолевали свои трудности».

Имя розы

Карл Гюстав Юнг был принят в Венское психоаналитическое общество сходу и неоспоримо — как «старший сын» и «наследник». Но невзирая на настолько большой пиетет, и Юнг равномерно отошел от традиционного психоанализа, создав свое направление, нареченное им аналитической психологией. В отличие от собственного учителя Юнг интересовался европейским и восточным оккультизмом, метафизикой, также был убежден, что религия является величавой силой, способствующей рвению человека к целостности и полноте жизни. Сны и фантазии он рассматривал как плод коллективного безотчетного, в каком заключен опыт всего населения земли. Благодаря идеям Юнга о том, что трудности безотчетного можно решить средствами безотчетного, в психотерапии появилось новое направление — символдрама Ханса Лейнера, либо кататимно-имагинативная психотерапия.

Такая психотерапевтическая практика на данный момент интенсивно применяется в западных странах, в особенности в Германии. Во время сеанса пациента требуют представить определенные фиксированные образы, любой из которых что-то значит: река — актуальную энергию, истоки реки — дела с мамой, лес и дно моря — спуск в безотчетное, лев — злость, бык и скотина — дела с родительскими фигурами, и т.д.. По другому говоря, пациент в символдраме обрисовывает содержание собственного безотчетного в символической форме, а психоаналитик, в отличие от психотерапевта, повсевременно разговаривая с ним, просит поведать, к примеру, есть ли у розы корешки и бутоны, какого цвета листья и окружающий ландшафт.

Считается, что терапевтический эффект достигается, когда человек отработал от 6 до 20 образов. При этом после таких сеансов не единожды удавалось следить, к примеру, стабилизацию количества лейкоцитов в крови у онкологических нездоровых, также уменьшение болевого синдрома и спазмов при нарушениях в работе опорно-двигательного аппарата и желудочно-кишечного тракта. По воззрению психотерапевтов, объясняются подобные явления апелляцией к сокрытым силам организма, о которых нам пока фактически ничего непонятно.

Полный гештальт

Еще одним «обиженным» Фрейдом считается Фриц Перлз. Он в свое время прибыл из Южной Африки на один из конгрессов, чтоб поведать о том, какой популярностью теория психоанализа пользуется на Африканском материке. Но мэтр повстречал излияния собственного молодого почитателя достаточно прохладно. Перлз обиделся, после этого значительно охладел к психоанализу, а спустя пару лет предложил миру собственный способ — гештальт-психотерапию (от нем. «гештальт» — образ, целостная картина). Приблизительно сразу с гештальт-терапией в США появилось очередное направление — телесно направленная психотерапия, основанная Вильгельмом Райхом. С его точки зрения, тело неотделимо от безотчетного и в неблагоприятных обстоятельствах приобретает «мышечный панцирь», который состоит из блоков и зажимов.

При помощи массажа психоаналитик прорабатывает застывшие мускулы и возвращает утраченную свободу для души и тела. Вильгельм Райх выпустил массу книжек, в каких высказывал очень экстравагантные теории. К примеру, об оргоне — актуальной энергии. Для ее получения Райх моделировал особые устройства, в которые собирал оргон, а позже облучал пациентов. Все это смотрелось, быстрее, как парамедицина, но случаи излечения все же наблюдались поразительные. Но его учение в 1954 году было запрещено, лаборатория уничтожена, а сам ученый попал в кутузку по обвинению в неуважении к суду, где и погиб от разрыва сердца.

Психотерапия и массы

В психотерапевтические группы, в большенном количестве возникшие в Германии в 30-е годы прошедшего века, объединялись бывшие наркоманы, онкологические нездоровые и их родственники. После поражения во 2-ой мировой войне немцы стали объединяться в разные клубы по интересам, которые в том числе делали и психотерапевтическую роль.

Америкосы начали перенимать этот опыт после окончания вьетнамской войны — для реабилитации военнослужащих и членов их семей. Приблизительно тогда же — в 60-х годах — миллионы людей в Европе и Америке начали проходить разные тренинги. Психотерапия к этому времени уже накопила большой арсенал методик, которые позволяли в отличие от фрейдовского, длящегося годами, психоанализа достигать целей в определенные сроки. Куда более прагматичные люди XX века не вожделели проводить много времени на кушетке и копаться в собственном безотчетном. Вобщем, и сам традиционный психоанализ также стал несколько другим — сейчас уже многие психотерапевты заблаговременно определяют количество сеансов и полностью допускают внедрение фармацевтических препаратов.

Благодаря групповым формам занятий психоаналитик стал доступен (в том числе и финансово) еще большему количеству людей, чем во времена персональной терапии. Очень нужным оказалось направление домашней терапии, которую начала разрабатывать южноамериканский психолог Вирджиния Сатир. Она рассматривала семью как целостный организм, который развивается, переживая периоды взлета и стагнации. Психоаналитики различных школ и направлений отмечали, что «одиночные» пациенты, возвращающиеся в семью, испытывают значительные затруднения по той причине, что они-то изменяются, а их домочадцы остаются прежними. Вообщем же, в современной психотерапии насчитывается несколько сотен направлений.

Есть чисто авторские методики, которые создаются для определенных случаев. К примеру, бизнес-тренинги, когда нужно стремительно научить персонал работать с клиентами: стресс-менеджмент, тайм-менеджмент, тренинг телефонного общения, формирование стиля, техники действенного ведения переговоров. Очень многообещающим направлением считается также коучинг, который содержит в себе консультирование, тренинг и разбор психических заморочек управляющих. По другому говоря, задачка психоаналитика — сделать удачных людей еще больше успешными.

Русский путь к для себя

В дореволюционной Рф фрейдистские идеи распространялись очень стремительно. Начать с того, что 1-ый постоянный психоаналитический журнальчик начал издаваться конкретно в Рф. Посреди первых пациентов и учеников Фрейда были живописец Сергей Панкеев, ставший потом прототипом головного героя романа Германа Гессе «Степной волк», также Сабина Шпильрейн, из-за которой, кстати, совсем рассорились Фрейд и Юнг. С 1912 по 1925 год в Рф выходила целая серия «Библиотеки психоанализа и психотерапии».

Сначала 30-х годов история русского психоанализа прервалась. В обществе, в каком в то время культивировался дух здоровья, молодости, не было места для самокопания. Психотерапия ушла в подполье, заняв очень умеренную нишу только в психиатрии. Постепенное возрождение российского психоанализа началось только в 1970-е годы благодаря психологу Борису Кравцову, но совсем «из подполья» психотерапия стала выходить во 2-ой половине 1980-х, когда появились 1-ые психоаналитические группы, также Русская психоаналитическая ассоциация и секция психоанализа Ассоциации психологов-практиков. Понятно, что психотерапия, практиковавшаяся в те годы, в наилучшем случае соответствовала психоанализу времен Фрейда. Так что весь тот опыт, который был накоплен западной психотерапевтической идеей в течение 70 лет, в нашей стране приходится осваивать в ударно недлинные сроки.

Комментарий

Леонид Кроль, директор Института групповой и домашней психологии и психотерапии, доцент кафедры психотерапии Столичной мед академии им. И.М. Сеченова, старший научный сотрудник Института человека РАН РФ, создатель 60 статей по психологии и психотерапии:

«Сейчас больше болезней, которые совершенно не так давно относились к чисто телесным, перебегает в разряд психосоматических, а психоаналитики и психологи становятся одной из самых массовых и нужных профессий. В неких странах их количество полностью сравнимо с числом докторов общей практики. Таким макаром, равномерно снимается некоторое клеймо, что как бы к психоаналитикам обращаются только те, у кого с головой не все в порядке. Психологическая составляющая найдена у таких болезней, как астма, язва желудка, экзема. И потому сейчас в большинстве европейских государств доктор уже при первичном осмотре пациента советует обратиться к психоаналитику, так как очень нередко предпосылкой схожих болезней является сокрытая депрессия, о которой пациент иногда даже не додумывается. Приобретенные нездоровые приблизительно в 30% случаев выздоравливают еще резвее, если в лечении учавствует психоаналитик. При всем этом стоит учитывать, что, обычно, никаких жалоб на психическое состояние у пациента вначале нет.

Хотя установлено, что в ряде всевозможных случаев предпосылкой, к примеру, онкологических болезней является скрытое нежелание жить, и при пересмотре актуальных целей и стратегий, понимания спрятанных глубоко снутри напряжений человек способен оздороветь. Не считая того, оказывается, что многие заболевания, в том числе и онкологические, очень нередко переносятся из поколения в поколение. В одном и том же возрасте при схожих обстоятельствах появляются определенные стереотипы поведения, которые ведут к развитию чисто «семейных» заболеваний. В данном случае задачка психоаналитика — поглядеть на семью как на род и снять «родовое клеймо».

Необходимо сказать, что психотерапия в очень малой степени рассчитывает на рациональное восприятие человека, потому во время сеансов огромное значение придается работе с телом, невербальным техникам, трансовым воздействиям. Что происходит в мозгу пациента, пока не достаточно понятно, хотя существует целое направление в научных исследовательских работах, которое занимается только этой проблематикой. Но то, что при изменении образов в сознании изменяется и сам человек, уже не достаточно у кого вызывает колебание. Обнадеживает и то событие, что на данный момент многие люди посещают сеансы не столько даже для того, чтоб избавиться от заморочек, сколько для того, чтоб отыскать внутри себя дополнительные ресурсы и тем достигнуть большей актуальной реализации.

Татьяна Яковлева-Устинова

Поделиться в соц. сетях
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal

Комментарии:

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>