8559-4da34d

Дома Будущего

«Это — дядя с бородой. Это — дом с трубой. Ну, а это что такое? Непонятное, чудное…» Сегодня дяди с бородой перестраивают дом с трубой. И называют свои творения не «бякой — закалякой кусачей», а — домами будущего.

Минимализм

Это первая заповедь архитекторов-футурологов. Вторая — функционал. Один из любителей этих принципов — Луиджи Колани -известный дизайнер легковых и грузовых автомобилей. Лишь поднаторев в деле впихивания невпихиваемого в машины, Колани построил свой дом.

«Я не считаю, что маленькие дома лучше. Вот маленькие и напичканные техникой — другое дело», — заявляет дизайнер. В его доме с характерным названием «Ротор» от повальной функциональности не укрылся ни один миллиметр.

По размерам «Ротор» чуть больше гаража, его площадь — всего 36 кв. м. Дизайнер решил сэконо-
мить на коридорах и других малоиспользуемых элементах жилья. А всю необходимую мебель втиснул во вращающийся цилиндр посреди единственной комнаты. Здесь уместились и спальня, и кухня, и ванная (обладатели хрущевок — задумайтесь)! Все элементы декора дома Колани повторяют мягкость форм его машин.

Впрочем, плавность линий — вообще тренд как в архитектуре, так и во внутреннем дизайне домов будущего. А еще «Ротор» можно расширить, приладив к нему еще один такой же «дом». Недаром еще один принцип архитектуры завтрашнего дня — мобильность.

Идеи упрощения домов взяты не с потолка. Население Земли растет угрожающе быстро, природные ресурсы истощаются с такой же скоростью. А тут еще эта модная тема экологичности!

- Большие дома — это вульгарно. Демонстрировать таким образом свою состоятельность — дурной тон, — считает британский архитектор Ричард Хордан.

На эффективное использование пространства Ричарда вдохновили самолеты. Его дом — это крошечный кубик со стороной три метра. Но по своей компактности и эффективности он похож на швейцарский нож. Вся мебель и техника — встроенные. Чтобы проверить, насколько востребованными окажутся эти кубики, предприимчивый архитектор разместил их на территории Мюнхенского технологического университета, и стал сдавать студентам.

Последним дома понравились: студенты — народ простой.

Экономичность

Сегодня «дома будущего» строят с помощью инструментов, управляемых компьютером. Это снижает риск ошибки. Происходит это так. Сначала изготавливается модуль (что-то вроде комнаты «Ротора» Колани). И уже из готовых модулей строится большой «многоквартирный» дом. Это снижает время постройки вдвое. К тому же, вся конструкция часто изготовлена из материалов вторичной переработки — прочно и недорого.

Архитектор Стив Кирен, например, считает, что будущее — за целлофаном. Поэтому он построил себе дом из пластиковых бутылок. Переработанных, разумеется. Его апартаменты — это несколько блоков из прозрачного пластика. Можно самостоятельно выбирать комплектацию такого дома, перестраивать и регулировать модули.

Электролинии такому дому не нужны — он питается от Солнца. При этом ночью дом сияет, как избушка Санта-Клауса в Рождество: светодиоды, накапливающие солнечную энергию, размещены здесь повсюду.

Задача домов будущего -экономить электроэнергию, поэтому они сами смогут решать, когда отапливать то или иное помещение, а когда, открыв окна, естественным образом проветривать. Например, на крыше дома дизайнера Мишель Кауфманн стоят новые гальванические батареи, которые накапливают солнечную энергию.

Когда они будут снабжены специальными сенсорами, то смогут рассчитывать необходимое количество электроэнергии для конкретного дома сами. Они будут решать, что выгоднее в данный момент — купить энергию, или выработать ее самостоятельно. А если электроэнергии окажется в избытке — дом сам же и продаст ее на сторону.

«Дом на Волге» — такое к романтичное название дали российские дизайнеры Петр А Костелов, Алексей Лялин, Андрей Толстой и Владимир Костелов большому складу с ящиками. Впрочем, это, конечно, лишь обманчивая внешность. Внутренний мир «Дома на Волге» куда богаче: он отделан деревом различных пород, пробкой, обставлен зеленью. Скромно и со вкусом.

Дом находится в 140 км от Москвы и является талантливой вариацией принципа советского дачного строительства — «из того, что было». Здесь использованы практически все популярные способы отделки: традиционные (доска, доска внахлест), современные (вагонка, имитация бруса, блокхаус), экзотические (отделка круглыми черенками от лопат и брусками разного сечения). Что и говорить, очень российское воплощение принципов экономичности и экологичности.

Мобильный отель

Концепция под названием Drop Eco Otel придумана креативной группой In-Tenda, а воплощена в жизнь студией Urban Square в проекте мобильного эко-отеля. Он представляет собой однокомнатную капсулу которую можно «десантировать» в любой уголок Земли, даже самый дикий.Например, на скалистый берег или в лесистые горы.

Основные материалы, использованные при создании отеля — дерево и сферические стекла, которые можно открыть с двух сторон, получая при этом эффект нахождения в большом полом бревне. А еще при монтаже отель слегка приподнимается над землей, чтобы наименьшим образом воздействовать на окружающую среду. Что и говорить, мечта «гринписовца»!

Электронные экономки

Вот он — настоящий принцип будущего. Футурологи обещают, что скоро роботы появятся в каждом доме, взяв на себя ведение хозяйства. По крайней мере, за «них» — за счастливых граждан постиндустриальных развитых стран.
Итак, дома будущего будут практически живыми — у них появятся глаза, уши и даже мозг.

Брайан Конти, программист из Сиэтла, такой дом уже создал. Экономкой в нем работает электронный модуль с царственным именем Клеопатра. Она отвечает за комфорт и безопасность. Она — практически член семьи: «Клеопатра» имеет собственное лицо и голос. Пообщаться с ней можно через экран монитора. Это первое поколение компьютеров, которые будут управлять домами будущего.

Чтобы увидеть работу экономки в действии, достаточно просто дать ей вслух какую-нибудь команду: зажечь камин, назвать сегодняшнее число или включить музыку в гостиной. Управлять «Клеопатрой» можно с помощью специального браслета с электронным микрочипом, который имеет каждый член семьи. Но «Клео» присматривает за домом не только с помощью радиосигналов. В ее систему встроены детекторы движения, света и определитель номера. Например, когда семья ложится спать, электронная экономка сама поставит будильник и погасит свет. Цель Брайана Конти — научить ее полной самостоятельности, чтобы она сама решала, что делать, предугадывая желания людей. Неясно одно — как скоро «Клеопатра» захватит власть над семьей Конти?

Программисты компании Microsoft тоже не ударили в грязь лицом. И хотя у их электронной экономки не такое благородное имя — ее зовут просто Грейс — она представляет собой не один компьютер, а целую сеть устройств, размещенных по всему дому. «Грейс» не видно, но она всегда рядом. Программа ребят из Microsoft может проецировать изображения на стены любой комнаты.

А в будущем все стены, как они обещают, будут из светодиодов, как на нью-йоркской Таймс-сквер. И «Грейс» сможет проецировать на стены что угодно: от стандартных обоев до фильмов из Интернета. А еще можно выбрать особый режим для гостей. Скажем, в режиме «Бабушка» система спроецирует на стены, стол и потолок ее любимые фотографии с внуками, картины или старинные часы.

А еще «Грейс» может приготовить ужин. Вернее, помочь хозяйке в этом нелегком деле, предложив несколько рецептов из базы данных. Они появятся прямо на столе. «Замесите тесто», -скомандует «Грейс». Разработчики программы надеются, что это облегчит вам жизнь. Ну, если вы — не слишком опытная домохозяйка.

Чудо-деревья

Весной этого года в Сингапуре появился сад из огромных стальных структур. Каждое из таких «деревьев-великанов» — отдельная биоклиматическая станция, генерирующая солнечную энергию, поставляющая воздушные потоки и накапливающая дождевую воду. На каждом растут самые настоящие цветы.

Проект реализован по заказу Совета национальных парков Сингапура британским архитектурным бюро Grant Associates. Урбанистический оазис занимает площадь около 1 кв. км, в заливе на юге острова, где разбит уникальный живой музей мировой флоры и фауны.

Механический лес состоит из 18 супердеревьев высотой от 25 до 50 м. Помимо накопления солнечной энергии и воды их ветвистые «кроны» играют и роль температурных регуляторов, поглощающих и рассеивающих горячий воздух. 11 деревьев оснащены солнечными фотогальваническими системами, которые, вырабатывая электроэнергию, обеспечивают освещением и водой две мегаоранжереи, выстроенные в форме орхидей. Здесь собрана грандиозная коллекция растений — 220 тыс. экземпляров, привезенных из самых разных уголков планеты.

Каждый зеленый павильон мог бы вместить четыре футбольных поля, а их садоводческие отходы «кормят» массивную паровую турбину, помогающую поддерживать необходимый микроклимат внутри оранжерей. Помимо прочего, самые высокие деревья соединены мостиками, позволяющими прохожим прогуливаться на высоте птичьего полета.

Проект «Супердеревья» — часть программы по модернизации нового городского центра. Его цель — наглядно проиллюстрировать жизнеспособность автономных искусственных биосистем, призванных противостоять как климатическим изменениям природы, так и губительным воздействиям на нее человека.

«Живая» мебель

Вот, к примеру, зеркало в ванной. Прямо по нему могут транслироваться новости дня, любимый сериал или просто хорошая музыка. Список покупок можно будет составлять прямо на дверце холодильника. Данные будут тут же переданы в интернет-магазин, и покупки доставят аккурат к вашей двери. Благодаря специальным этикеткам с чипами холодильник сможет сам следить, не вышел ли срок годности продуктов. А при необходимости — сам отправит заказ в магазин.

Вместо кровати вам предложат поспать в… коконе. Он представляет собой что-то наподобие большой закрывающейся кровати и незаменим, если у детей аллергия на пыль или шерсть животных. Кокон сделан и для того, чтобы сэкономить на электричестве: какой смысл прогревать всю спальню, если можно поддерживать нужную температуру только в том месте, где спит человек?.. Но кокон еще и напрямую подключен к Интернету. Прощай, ноутбук на подушке!

Дом Уилкинсона

Некий клиент-меломан предложил архитектору Роберту Харви Ошацу построить для него лесной дом в Портленде, да не простои, а музыкальный. Он захотел, чтобы строение стало архитектурным воплощением музыки. В 2004 году Ошац представил дом-улитку, образец экологичности и мягкости форм.

Под водой и над облаками

Неужели когда-нибудь на Земле и впрямь не останется места? Кто знает. Но Патрик Лай из американской компании US Submarines уже предлагает нам жить… на глубине моря. Не очень глубоко — от 6 до 18 м, где-нибудь в районе коралловых рифов с их мириадами рыб — и подальше от сильных штормов. Проект называется «Н2-дом», и US Submarines, которая специализируется на производстве частных подводных лодок, одним экземпляром ограничиваться не собирается. Она хочет строить целые деревни под водой

Если вам не нравится море — добро пожаловать в небо. Известный архитектор Дэвид Фишер спроектировал для Дубаев первый в мире вращающийся небоскреб -Dynamic Tower.

Этот гигант будет ежесекундно менять форму. По мнению архитектора, такой дизайн как нельзя лучше отражает современную жизнь: каждая квартира сможет поворачиваться на 360 градусов и вращаться отдельно от других. Скорость регулирует сам владелец. Чтобы попасть внутрь, жильцы смогут воспользоваться лифтом, проходящим точно по центру здания, а потом аккуратно выходить на своем вращающемся этаже.

Но если вы хотите там жить — готовьте 30 млн долларов: такова примерная цена одной квартиры. Зато никаких счетов за электричество -между этажами будут установлены ветрогенераторы. На 80 этажей их набирается 79 штук — не дом, а целая электростанция! Как уверяют разработчики, лишнюю электроэнергию можно будет даже продать соседям. Между прочим, почти такой же небоскреб, по словам Фишера, собирались построить и в Москве. Пока, впрочем, чудо-дом еще не построен, и когда это произойдет — неизвестно.

А что в России?

- Футуристических тенденций несколько. Это — бионика, экологичность, сближение с природой, конструктивизм и функциональность. Безусловно, Запад в этом плане намного прогрессивнее. У нас, конечно, все сложнее, -рассказывает дизайнер интерьеров, декоратор Ксения Ясвина.

- Например, бионика. То есть, по определению — это природные формы. Часто этот принцип применяется в мебели, повторяя линии деревьев, листьев, цветов, это отсутствие острых углов в интерьере. Очень ярким представителем бионики в архитектуре являлся Антонио Гауди. Из современных — известный в Мексике дизайнер, архитектор и большой оригинал Хавьер Сеносиан со своим домом «Наутилус». За любовь к природным формам и образам его называют «биоорганическим» архитектором. Или вилла Александра де Бетака. Или знаменитый дом Уилкинсона Роберта Ошацу.

Более «продвинутым» в плане принятия таких модных бионических интерьеров является поколение достаточно молодых людей (примерно до 45 лет), вкусы которых формировались после перестройки, которые видели вещи совсем иного эстетического качества, нежели те, что делали в СССР. Тем не менее, в нашей стране, к сожалению, достаточно большой процент людей все еще любит помпезную классику.

Концепт мексиканского дизайнера, архитектора Хавьера Сеносиана — дом «Наутилус»

Насчет экологичности -вопрос непростой. Идея вторичной переработки мусора приживается у нас с большим трудом, и прогрессивна в этом вопросе, опять же, скорее, молодежь. Несмотря на это, некоторые отечественные дизайнеры все равно используют этот принцип. Например, делают мебель из перерабо-8 тайного сырья, скажем, пластика. Производят смесители, максимально экономящие потребление воды, бытовую технику, которая бережет электроэнергию. Молодые дизайнеры придумывают стулья, превращающиеся в вешалку или в стол.

Причем такие вещи сочетают в себе как функционал, так и отменный дизайн — лаконичный, строгий, современный. Вообще, лаконичные интерьеры становятся все более популярными. Но конструктивизм в чистом виде, как постоянную среду обитания и отдыха, способен выдержать не каждый. Так что в нашей стране тоже не все так плохо, как могло бы показаться на первый взгляд. А вот что касается домов из прозрачных стен, то тут я не могу не улыбнуться.

Конечно, эстетически мне это очень нравится, но нельзя забывать, что мы живем в России, и климат у нас не очень теплый, а временной период, когда помещение необходимо отапливать — весьма продолжительный. Между тем подобные прозрачные помещения требуют очень хорошего отопления. За счет одних солнечных батарей прожить в России сложно. Но опять же, несмотря на это, у нас все больше появляется домов с панорамным остеклением. Просто обычно панорамной делается одна или две стены.

Вообще, единение ландшафта с архитектурой и интерьером — это сегодня мощный тренд, как у нас, так и на Западе. За границей появляются дома, которые продолжают природный ландшафт (дома-холмы, дома-деревья и т. д.), а у нас, в свою очередь, все больше проектов с зелеными фасадами, когда растениями полностью устланы фасады здания. Безусловно, позволить себе подобное в нашей стране могут далеко не все. И все же эта тенденция набирает обороты и мало-помалу становится более доступной.

А «умный дом», который для нашей страны уже давно стал совсем не редкостью — есть не что иное, как предтеча новых технологий в обслуживании дома — компьютеризации и роботизации. Появляются свежие головы и в промышленном дизайне.

Так что от Запада мы отстаем не так уж сильно. Пока все эти тенденции находят свое отражение в частном строительстве или в строительстве домов бизнес-класса, но понемногу они добираются и до массовой застройки. Например, сейчас в среде инженеров активно обсуждается вопрос роботизации самого процесса строительства. Думаю, лет через десять новые технологии придут и в дома рядовых граждан.

Naked Science февраль 2014

Поделиться в соц. сетях
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal

Комментарии:

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>