Сфинкс: лев или шакал

Писатель и исследователь Роберт Темпл недавно издал книгу «Тайна Сфинкса». Это поистине золотой рудник информации, книга более чем из пяти сотен сотен дополнена редкими фотографиями и рисунками. Чрезвычайно рекомендую для любого, кто хоть немного интересуется самой большой из всех египетских тайн. В ближайшем будущем книга докажет свою важность. Однако многие выводы Темпла нуждаются в тщательной оценке.

Один из самых спорных — то, что Сфинкс никогда не был лежащим львом, а представлял собой охраняющего шакала или собаку Анубиса.

Сегодня очевидно, что существующая голова монумента слишком маленькая по сравнению с телом. Некоторые современные египтологи полагают, что в какой-то момент в отдаленном прошлом Сфинкс обрел человеческое лицо фараона. Действительно, вся голова была вырублена повторно в меньших размерах, возможно вместо древнего изображения животного, соответствующего остальной части тела. Но был ли это лев или шакал?

Первые свидетельства о Сфинксе в образе льва пришли к нам из подавляющего большинства египетских, птолемеевских, греческих, римских, раннехристианских и средневековых арабских записей, а так же из рассказов очевидцев — многочисленных европейских путешественников и ученых. Однако Темпл удивляется тому, как древним историям и легендам, передающимся через многие поколения, все еще удается сохранить ядро исторических фактов. Он приводит несколько примеров. И все же через несколько глав, в противовес огромному числу источников о Сфинксе-льве, он провозглашает ошибочность подобного представления, устоявшегося в течение тысячелетий. Если информация из одного набора источников признается за правду, то почему не могут заслуживать доверия и другие наблюдения относительно Сфинкса?

Далее Темпл заявляет, что Сфинкс, возможно, вовсе не был животным из семейства кошачьих, потому что его тело слишком узкое по форме, а каменная спина слишком горизонтально прямая, что более подходит для тела шакала. Но ответом на проблему могли быть художественные ограничения, с которыми столкнулись древние скульпторы.

Очень вероятно, что Сфинкс был сформирован из холма, выпуклого горного образования, найденного во многих местах в Сахаре-Ливийской пустыне, где плато Гиза — только маленькая деталь. К югу от Сфинкса все еще существует хороший пример подобного холма, бесформенная насыпь известняка в окружении песчаных дюн. Несомненно ясно только то, как начинался Сфинкс, прежде, чем превратился в какое-то животное.

Однако мы не знаем, каковы были первоначальные контуры древнего холма. Возможно вырубить выгнутую спину фигуры льва не представлялось возможным, потому что поверхность уже была плоской. То, что мы знаем наверняка, — это существование в середине спины Сфинкса вертикальной погребальной шахты. А по крайней мере один из ранних европейских исследователей Сфинкса полагал, что эта могила была очень старой, даже додинастической. Другими словами, она уже присутствовала, когда вырезали монумент, а могила была выкопана при еще неповрежденном холме.

Измерения обнажений оригинального холма определили, как были сформированы верхние слои Сфинкса. Поскольку скульпторы вырубали скалу вокруг будущего животного до его основания, его фигура ограничивалась размером и формой холма. Намеченный образ и был изображением льва, только слегка тонковатого.

Возможно самое большое возражение на идею Темпла о Сфинксе-Анубисе — это существующая геология памятника. Оригинальное, каменное тело Сфинкса имеет определенный слоистый вид с немногими различиями окраса. Причина в том, что у известняка, из которого первоначально вырезан памятник, нет последовательной стратификации. Основа составлена из мягкого камня (тип I), а наклонное тело — из одинаково мягкого известняка типа II. Такой известняк является пористым, легким, шелушащимся и очень восприимчивым к погоде. Именно по этой причине все продолжающееся ухудшение состояния тела Сфинкса заставило ряд династических, птолемеевых, римских и современных реставраторов непрерывно добавлять новые кирпичные кладки к оригинальной основе в попытке сохранить его от дальнейшей эрозии.

Голова, напротив, имеет намного более твердую, более компактную и более тяжелую форму известняка с заметными темными проявлениями, определяемыми типом III. Преимущество такого камня состоит в том, что вырезанный, он лучше сохраняет свою форму в течение намного более длительного времени — вот почему древние скульпторы его выбрали. Но главное неудобство — такой слой, от которого была вырезана вся голова, очень тяжелый. Даже сегодняшняя, очень уменьшенная, голова медленно крошит более мягкий известняк шеи и груди. Современные египетские эксперты по восстановлению боятся, что неуравновешенный вес головы может в результате сместить тяжелый каменный череп. По этой причине несколько строителей прошлых двух столетий добавили вокруг шеи цементные воротники. Ужасно уродливые, они, однако, воспрепятствовали животному «заснуть» и утратить свой пристальный взгляд на восход солнца. Также, на недавнее предложение восстановить бороду Сфинкса из частей раскопанных у основания и сохранившихся в Каирском и Британском музеях египетский Отдел Древностей ответил отказом из-за того, что борода может потянуть голову вперед. А это, в свою очередь повлечет общую неустойчивость, а возможно и потерю самой головы.

Геологические слои Сфинкса

Реконструкция Сфинкса с головой Анубиса была бы невозможно самоубийственной. Намного большую голову шакала составлял главным образом известняк типа III, который раздавил бы более мягкий камень тела. Кроме того, попытка воспроизвести наиболее отличительную особенность лица Анубиса, его длинную морду, привела бы к еще большему напряжению веса всей головы, которая скорее всего бы надломилась и отвалилась.

С другой стороны, если бы оригинальный Сфинкс был крупным львом с кошачьей головой, то больший череп был бы вполне возможен. Ряд маленьких резных фигурок из слоновой кости еще самых ранних династий изображает традиционного льва с большой головой, лишь немного выдающуюся вперед сразу над передними лапами. В этом образе в памятнике Сфинкса голова льва занимала часть настоящей груди и состояла из менее тяжелого камня типа II. А более толстые передние лапы, в свою очередь, служили бы структурными подпорками по бокам головы. Более тяжелый камень типа III в такой львиной конфигурации был бы частью гривы льва, намного лучше прилегал к основным стратам более широкой области, и общий вес головы равномерно распределялся от ее вершины.

Когда Сфинкс вырубался повторно, голову льва удалили, а общая поверхность породы уменьшилась до существующих размеров груди и передних ног, в то время как тело получило новую человеческую голова из страт известняка типа III. Скульпторы должны были очень постараться, чтобы пропорционально уменьшить львиную голову. К сожалению, эта метаморфоза вывела из равновесия вновь созданный человеческий череп Сфинкса, что с тех пор стало новой проблемой.

Очень примечательно, что остатки царских табличек Первой-Третьей династий очень часто повторяют изображение головы льва с гривой и передними лапами. Предположительно остальная часть львиной фигуры была или незакончена или засыпана песком. Среди них — гладкое лицо льва без глаз или рта, как будто его черты были стерты длительной эрозией ветра. Если это фактическое изображение Сфинкса в Гизе в то время, когда Египет только зарождался как государство, то этот признак явно указывает на то, что сам памятник действительно намного старше и возможно относится к додинастической эре.

Несомненно египетские строители ранних династий не оставили бы такую важную статую в плачевном состоянии и, возможно, попытались восстановить его, придав Сфинксу новые особенности. В Абу-Роаше, в пределах видимости от Гизы по направлению на север, был найден маленький сфинкс, отнесенный к Четвертой династии. У него тело льва, но кошачью морду заменило лицо женщины. Возможно, здесь мы видим еще одно перевоплощение сфинкса, о котором ходят много легенд и историй. Можно вспомнить древнегреческий миф об Эдипе, в пустыне столкнувшемся со сфинксом женского пола и решившем ее смертельную загадку.

Реставрационные работы

Утверждение Темпла по поводу Сфинкса, когда-то имеющего вид Анубиса, не подтверждается. Однако он предлагает другое свидетельство того, что где-то на плато Гиза находилась культовая святыня, посвященная богу-шакалу с большой статуей, возможно, соразмерной Сфинксу. Темпл отмечает, например, что в нескольких видных царских мастабах или погребальных участках Четвертой и Пятой династий, которые расположены в южной части плато Гиза, есть фрески или рельефы с изображением Анубиса на вершине святилища. Автор по ошибке принимает эту статую и святилище за Сфинкса и храм Сфинкса. Но в действительности Сфинкс расположен ближе к восточному краю плато, намного ниже по рельефу, возможно его даже не было видно от рассматриваемых мастаб. Если на плато и существовала статуя Анубиса, то более вероятно она находилась на юго-западе, выше мастаб, доминируя над этим районом.

Темпл цитирует «Тексты пирамид», «Тексты гробниц» и другие древние погребальные записи, в которых описана мифическая Земля Ростау. Многие переводчики считали ее реальным местом где-то в районе Гизы. Некоторые священные тексты связывают Ростау со святилищем Асириса, которое было расположено около «дороги» и окружено водой, «Озером Шакала». Темпл, наблюдая за окружающим Сфинкс ландшафтом, утверждает, что в прежние времена Нил ежегодно выходил из своих берегов, пойма достигала окрестностей Сфинкса, и по все еще существующему узкому каналу вода окружала самого Сфинкса.

Однако, Темпл, в своих доказательствах тождества Сфинкса и Анубиса, по ошибке идентифицирует «дорогу», упомянутую в древних текстах, как дорогу пирамиды Хефрена (Хафра), которая проходит между южной стороной Сфинкса и рвом Сфинкса (или «Озером Шакала»). Он игнорирует, что тексты говорят о «дорогах» и «озерах» во множественном числе, таким образом подобных мест было больше чем одно. Изучая соответствующие места в погребальных текстах, мы обнаружим, что в Гизе еще с древнейших времен существовало несколько культовых центров. А ныне потерянная святыня Анубиса была только одним из них.

Темпл делает главное ошибочное предположение, что все эти культовые центры так или иначе соединялись в одно целое вокруг Сфинкса. Это противоречит самим текстам, которые предоставляют очень отличные, даже уникальные, описания для каждого центра. По самой природе эти центры, возможно, никогда не объединялись вместе.

Святыня Анубиса, которую ищет Темпл, более чем вероятно была связана с дорогой пирамиды Микерина (Менкаура) или третьей пирамидой Гизы. Автор отмечает, что единственная скульптура Анубиса, найденная на всем плато, была маленькой зеленой статуей из диорита, раскопанной среди руин погребального святилища Микерина на восток от третьей пирамиды. В своей книге Темпл воспроизводит фотографию НАСА всего плато Гиза, где в южной части плато, рядом с дорогой Микерина видны признаки многочисленных стен и других структур. Раскопки здесь еще не проводились.

В древние времена, когда наступал сезон разлива Нила, пойма достигала южного конца плато, вода подходила к самому краю комплекса Микерина. Может быть «Озеро Шакала» располагалось именно здесь? Погребальные письма также описывали Анубиса как бога «на вершине холма» — и если большая статуя бога-шакала действительно восседала над плато, с Нила ее должно было быть хорошо видно.

Наиболее вероятно, что без вести пропавшие святилище Анубиса и статуя, вместо того, чтобы быть вырезанными из большого холма как Сфинкс, были построены каменной кладкой. Позже их разобрали, а может их поглотила окружающая пустыня, когда на плато Гиза пришел хаос в конце Древнего Царства.

Йозеф Роберт Йохманс

Поделиться в соц. сетях
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal

Комментарии:

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>