Мое второе тело:Аватары покидают киноэкраны, чтобы занять место среди людей

Управлять силой мысли, стирая грань между человеком и роботом, слиться с машиной, чтобы вернуться к активной жизни: аватары покидают киноэкраны, чтобы занять место среди нас. Пока речь идет в основном лабораторных испытаниях, однако недалек тот день, когда новинки смогут реально улучшить качество жизни людей – главным образом тех, чьи физические возможности ограничены.

В университете Барселоны в рамках Европейского исследовательского проекта ученые сближают человека и машину, используя, в частности, накожные электроды и стереоочки. Благодаря такому симбиозу подключенный чувствует себя фактически «в теле” робота, который может находиться как в соседней комнате, так и за тысячи километров. Рассказывает руководитель проекта Кристофер Блум: «В этой виртуальной реальности вы видите иное, трёхмерное пространство. Вы опускаете глаза и видите собственное тело, понимаете, что оно реагирует на сигналы. И у вас возникает ощущение, что вот это и есть в какой-то степени ваше собственное тело. Это интересное явление: ваш мозг воспринимает механическое тело как в некотором роде своё собственное”.

Электроды, закрепленные на коже участника эксперимента, фиксируют электрические импульсы мозга, и таким образом, позволяют управлять роботом простым усилием сознания. Это позволит использовать эту технологию людям с ограниченными физическими возможностями.

Молодая исследовательница Мар Гонсалес поясняет:»Набор действий предлагается в виде таких вот мигающих квадратов, которые вспыхивают с разной частотой. Оператор может выбрать действие, сконцентрировав свое внимание лишь на одном из квадратов. Частота вспышек отражается в коре головного мозга, и мы можем, таким образом, установить на какой именно квадрат смотрит человек.”

Мнение еще одного участника проекта: «Компьютер настроен так, чтобы распознавать некоторые сигналы, посылаемые мозгом. Эти сигналы имеют определенное значение: к примеру, «подними руку” или «подними другую руку”, «иди вперед” и так далее. Наша идея – вернуть инвалидов к активной жизни в физическом смысле. С тем, чтобы они могли общаться с другими, передвигаться. При том, что на деле они могут лежать в кровати или находиться в инвалидном кресле”.

Благодаря роботам-аватарам, каждый сможет путешествовать не выходя из дома. Но чтобы эффект присутствия был реалистичным, необходимо обманывать не только зрение, но и другие чувства.

Как это работает на практике, демонстрирует Даниэле Леонардис:»Вот здесь у нас есть стереокамера, позволяющая фиксировать трехмерное изображение; акселерометр для отслеживания вибрации головы и двойной микрофон, записывающий объёмный звук”.

В этой лаборатории в Пизе исследователи проводят испытания кресла, которое колеблется синхронно с изображением на трехмерном видео. Такая вибрация должна сделать ощущение пешего перемещения в виртуальном мире более правдоподобным.

Профессор Массимо Бергамаско поясняет: «В рамках этого эксперимента по удалённому передвижению мы создаём инкарнационный стенд, реализующий вестибулярную стимуляцию и воспроизводящий таким образом ощущения, записанные при реальной ходьбе”.

Еще большее погружение в виртуальный мир возможно благодаря роботизированным экзоскелетам и проекционным комнатам, создающим трёхмерную видеосферу вокруг пользователя.
Слово – эксперту Антонио Фрисоли: «Наши инкарнационные стенды, когда мы их доработаем до конца, обеспечат пользователю широкую палитру ощущений. К примеру, они позволят чувствовать прикосновение, контакт, обеспечат богатое визуальное и слуховое восприятие. То есть будет полностью передано ощущение нахождения в ином теле, будь то персонаж в виртуальном мире или управляемый робот в реальной жизни”.
Цифровые технологии могут открыть виртуальный мир для людей, прикованных к инвалидным креслам. Но могут ли они изменить реальный мир, сделав его доступнее? Это цель ещё одного европейского проекта, в котором принимают участие сотни инвалидов из нескольких стран. Георг Аугостидис – из Греции: «Мы очень рады, что наши друзья-ученые задействуют нас в этом проекте. Такие исследования помогают лучше понять потребности людей с ограниченными возможностями и найти решения, облегчающие нашу жизнь.

Исследователи с помощью камер и датчиков исследуют движения инвалидов. Их задача – точно установить среднестатистический лимит физических возможностей участников эксперимента.
Георгиус Ставрополус занимается этим вплотную: «Мы исследуем их моторику: в какой степени, к примеру, люди владеют руками и ногами, насколько подвижны их суставы. На основе этих данных мы создаем статистическую модель для разных заболеваний – для людей с болезнью Паркинсона, для тех, кто перенес инсульт или просто престарелых людей.»Модели позволяют выяснить, под силу ли таким людям те или иные физические действия: например, сможет ли человек с больной спиной открыть бардачок? «Как вы видите, ему нужно дотянуться вот сюда. Однако из-за проблем со спиной он не может глубоко нагибаться, и результат – отрицательный”, – вывод Таноса Тсакириса.

Благодаря этим моделям, инженеры и промышленные дизайнеры смогут лучше адаптировать свои разработки для пользователей с ограниченными возможностями.

«Главная цель работы – создание виртуальных моделей, которыми смогут воспользоваться другие компании, малые и средние предприятия – с тем, чтобы проверить, смогут ли инвалиды пользоваться их разработками, и при необходимости скорректировать проекты”, – подводит итог координатор проекта Димитриос Тсоварас.

Как видит экран компьютера человек с глаукомой? Как пользуется мышкой тот, кого плохо слушаются руки? Понимание проблем инвалидов – путь к миру, в котором любые возможности будут открыты для всех.

Поделиться в соц. сетях
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal

Комментарии:

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>