Индиго рядом с нами

Психолог пришел на родительское собрание в детсад. Родителей было немного. Но встреча затянулась. Родители хотели знать, что же за создания такие – их дети, и как себя с ними вести. Недоумение взрослых для психолога не новость. «То, что сейчас дети другие – это точно, — уверена детский психолог Лада Аболмасова. — Не похожие на нас с вами. Отличаются не по возрасту жизненной мудростью. Они делают только то, что им интересно и что считают важным. Выдрессировать их нереально».

СИНИЕ ЛЮДИ

Термин «дети индиго» связан с утверждением, которое невозможно проверить – у 70% детей, которые рождаются последние 20 лет, и у 90% рожденных в это десятилетие аура цвета индиго. Среди более внятных примет, называются развитая интуиция, редкие способности, неприятие контроля.

Чем это объясняется? Теорий много. Дети индиго готовят приход кристальных детей – мессии, который воплотится во множестве людей. Есть версия об инопланетном вторжении.

Психолог Нина Зуева под теорию подводит научную базу: «По первому образованию я историк, археолог. И знаю, как неверны представления о древних людях: что они глупее, некрасивей и т.д. А они вообще были другие! Не только внешне. Человек — часть природы и вместе с ней меняется. Мы отличаемся от древних потому, что человечество веками развивалось.

Постепенно копятся материалы о том, что дети сейчас ненормальные. Очень тяжелые, не слушаются, вроде не дураки при этом. В три года компьютер осваивают, в сотовых разбираются лучше родителей. Понимают логику событий, глубже интересуются природой, спокойно относятся к идее бога, даже если родители не религиозны. Они напрямую вмешиваются во взрослые отношения, дают рекомендации. Ведут себя как равные. И это не результат воспитания. Это врожденное».

«УМНАЯ? РОТ ЗАКРОЙ!»

Лизе 5 лет. Она не выносит команд, может остановить взрослого словами: стоп, послушай меня. Воспитательница возмущалась: «Это ненормальный ребенок! Я ей говорю: рот закрой и слушай меня, а она мне: так с людьми не разговаривают. Давайте я вам скажу как. Я ей: ты плохая девочка, не собрала после себя игрушки. Она заявляет: я умница и красавица. А что не собрала – нужно было договариваться».

Люди старшего возраста возмутятся: разбаловали! Что церемониться, нужно проучить, чтобы неповадно было. Психологи предупреждают: бить этих детей нельзя, нужно договариваться.

Расстроенная Лиза уходит в другую комнату, чтобы успокоиться. Посидит там одна, может поплакать. Вернувшись, объявляет: я готова говорить. «Я никогда не слышала, чтобы дети так себя вели», — говорит Нина Зуева.

Шестилетняя Марина обладает феноменальной для своих лет памятью. Девочка, находясь на утреннике, контролирует весь сценарий: проговаривает про себя стихи всех детей и реплики ведущих.

Специалисты отмечают качественное изменение игр. Когда Аделина приходит в гости к Насте, девочки играют по 5 часов. Делят между собой десяток кукол, разрабатывают сценарий игры. Всегда среди персонажей несправедливо обиженные, обязателен конфликт добра и зла. Послушаешь их – готовый сериал. Вспоминая себя в этом возрасте, припомнить что-то круче игры в магазин, дочки-матери или школу не могу. «Сюжетно-ролевые игры стали более сложными, — констатирует Лада Аболмасова. — Больший набор эмоций, вариантов развития событий. Больше персонажей, и один ребенок может играть за трех-четырех. Проигрывается много конфликтов, бывают фантастические сюжеты. Дети выдают такие реплики! Когда знаешь родителей, думаешь – откуда это взялось?».

БУНТ В ШКОЛЕ. ЧТО ДЕЛАТЬ?

Психологи отмечают, что ни садики, ни школы не готовы к встрече с этими детьми. Прежними остаются методы взаимодействия: я большой и умный, а ты маленький и глупый. О том, чтобы к каждому ученику подбирать свой ключик, в школах не может быть и речи. «Большим школам недосуг работать с индивидуальными проявлениями, там учебный план, много детей в классе, дефицит психологических, да и педагогических кадров — говорит заместитель директора «Прогимназии-лицея гувернерского типа обучения», психолог Вера Патракеева. – Всем детям для оптимального развития нужен индивидуальный подход, иначе они не смогут ни ЕГЭ сдать, ни с будущим определиться».

В ПЛГТО им. Давыдова на 200 детей приходится 7 психологов, для каждого ребенка выбирается персональная обучающая траектория. А выходки, за которые в другой школе могли бы дать по шапке, даже приветствуются. Объяснение тому – специальная методика развития личности. Когда мы с Верой Анатольевной говорили о бунтарском характере, свойственном детям индиго, она сказала: «Пожалуйста, сколько хочешь. Протест — это нормальное проявление подросткового кризиса. У нас под дверью кабинета директора даже лежачие забастовки были. Мы даем бунтарям возможность проявить себя, но в культурной форме. Конфликт — это препятствие. Развитие – это преодоление препятствий. Если у подростка не хватает препятствий для полноценного развития, мы создаем их искусственно».

«Сейчас все больше становится социально неприспособленных детей, — говорит Патракеева. — Подростки лучше ориентируются в виртуальном пространстве компьютера, чем в реальном пространстве города. Такой пример: девочка, 11-классница училась нормально, поддерживала хорошие отношения в классе. Жила в коттедже, на учебу ее привозили и увозили. И когда нужно было самой дойти до другой школы, для нее это стало катастрофой. Говорю: догоняй ребят, тут всего одна дорога, на проспект Мира. Она: я не знаю, что такое проспект Мира, не знаю, что такое 42-й комплекс. Дети приспособлены к тому, к чему приспосабливаем их мы, взрослые: во-первых, родители, во-вторых, школа».

БЕЗ ФОКУСОВ

А как же паранормальные способности детей-индиго? Все наши собеседники сразу заявляли: нет, с таким не встречались.

«У любого ребенка, если нет умственных и физических ограничений, можно развивать способности, — уверенно говорит директор гимназии «Золотая горка» для детей с высокими интеллектуальными способностями Фирдаус Ивлева. — Но одаренных людей 2-3% на всю Землю, и не факт, что они встретятся в Челнах. У нас есть разные дети, интересные, своеобразные, но, слава Богу, без паранормальности».

То ли у взрослых и правда хватает мудрости оградить своих детей-индиго от нездорового интереса толпы, то ли в Челнах их просто нет – этого не узнаешь. Важно другое: и без паранормальных фокусов дети другие. «Количество перешло в качество, — говорит Нина Зуева. — Рождаются новые люди. Нам нужно учиться с ними жить».

Поделиться в соц. сетях
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal

Комментарии:

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>