Загадка детей с суперглазами

Дети из морского кочевого народа моки, проживающего на таиландском острове Му Ко Сурин, имеют необычный дар: они способны отлично видеть под водой. Шведская исследовательница Анна Жислен из города Лунд попыталась разрешить эту загадку.

Наш человеческий глаз гибко функционирует лишь на воздухе. Под водой роговица и стекловидное тело теряют свою преломляющую силу, и четкость изображения приходится обеспечивать лишь хрусталику. Но того, что он передает на сетчатку, недостаточно, под водой человек теряет две трети своей зрительной способности.

Сначала Жислен решила выяснить, насколько хорошо в самом деле дети видят под водой. Различие должно было показать сравнение с детьми европейских туристов. Она привлекла шесть молодых моков и 28 детей туристов. Остроту зрения в ходе эксперимента она измеряла при помощи дисков, на которые были нанесены либо поперечные, либо продольные полоски. Голова при помощи стойки фиксировалась в воде на расстоянии 50 см от дисков. На каждом новом диске были нанесены все более тонкие, расположенные все ближе друг к другу линии. В ходе эксперимента нужно было определить направление линий, вертикальное или горизонтальное. И выяснилось, что дети народа моки видели под водой почти в три раза лучше, чем дети европейцев!

Рыбы обладают чрезвычайно круглыми хрусталиками, которые компенсируют недостаток преломляющих свойств. Полезна в этом отношении и более плоская роговица, как у водоплавающих птиц. У тюленей за роговицей даже есть тонкий слой воздуха, который выполняет функцию «природных очков» — с точки зрения оптики вода для них как воздух. Кроме того, мышцы хрусталика развиты сильнее, что делает возможным существенные деформации. Аналогичное явление наблюдается у сирен (морских коров).

Однако глаза у моков такие же, как у всех остальных людей. Тогда в чем секрет? Изменения в роговице? Какой-нибудь вспомогательный слой или, по крайней мере, особый хрусталик, увеличивающий преломление? «Нет, — говорит Анна Жислен, — они даже не близорукие».

Хотя близорукость могла бы стать объяснением необычного феномена. Дело в том, что в воде человек становится дальнозорким. Если на воздухе изображение находится на сетчатке, то в воде оно смещается назад, причем существенно, и становится нечетким. У близоруких в меньшей степени, потому что изображение остается ближе к сетчатке. Если вообразить человека с близорукостью в 40 диоптрий, он видел бы под водой как рыба, хотя на суше был бы слеп как крот.

«Мы решили измерить у моков ширину радужной оболочки глаз, — рассказывает Жислен. — Начали измерения на суше. Под солнцем Таиланда различия заметить не удалось: у обеих групп диаметр зрачков составил 2,3 мм. Но под водой все резко изменилось».

Под водой свет более приглушенный, зрачки здесь автоматически расширяются, хрусталик становится более овальным, а не круглым. Это происходит и у европейских детей, и у моков, естественно. Цифры шокировали специалистов — 1,96 мм! «Такой маленький размер зрачков до сих пор считали невозможным», — заявляет Анна Жислен.

Когда хрусталик округляется, зрачок сужается, настраиваясь на ближнее видение. Оптики называют это аккомодацией. Пользу легко понять: как в фотоаппарате, диафрагма в котором установлена на минимум, повышаются резкость и разрешение. У детей моков это происходит неслыханным образом. Но почему же они могут то, что не могут остальные люди?

* * *

Приспособляемость человека к определенным условиям окружающей среды не перестает удивлять ученых. 9-летняя девочка из шведского города Лунд умеет то, что мало кто повторит — делать зрачки совсем крошечными, меньше булавки. Для этого ей понадобилось ровно 33 дня тренировок. Столько же времени потратила Анна Жислен, чтобы ее тестовая группа из европейских детей прибрела такие же способности, как и моки.

«У всех детей, — сообщает исследовательница в своей научной работе, — после тренировок существенно улучшилось зрение под водой». И сохранилось даже после того, как тренировки давно прекратились. Последующие измерения показали еще лучшие результаты.

«Такая зоркость явно зависит не от генов, — делает вывод Жислен, — в лучшем случае они дают способность. Ее лишь нужно развивать, так же, как способность говорить или ходить».

Быть может, таким образом можно будет помочь в скором времени тем, у кого слабое зрение. «Если мы знаем, как тренировать остроту зрения, — говорит Роланд Крогер, научный руководитель Жислен, — мы можем целенаправленно разрабатывать методы коррекции зрения». Так что не исключено, что вместо очков скоро будут прописывать ныряние.

Геннадий НИКОЛАЕВ

Поделиться в соц. сетях
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal

Комментарии:

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>