Тайна времени и загадка майя

Загадка Времени — одна из бездоннейших загадок человечества. Размышляя над этим, человек стал карабкаться на одну из высочайших вершин знания, потому что речь идет о очень важном понятии: пространственно-временном единстве мира и его гармонии.

Задолго до Нашей Эры

Я – Время. Я вселяю ужас.

Я – добро и зло. Я – счастие и горе…

Нет перемен во мне: таким же было

Я на заре далекой мирозданья;

Я видело начало всех начал, –

При мне круговорот века свершали;

И наши дни я тож покрою пылью…

У. Шекспир

Августин, прозванный Блаженным, искал время «в глубинах собственной души», в то время как физик конца XIX в. Э. Мах утверждал, что «пространство и время – суть упорядоченные системы рядов ощущений». И во все века, с разными возможностями и разной точностью, люди пытались измерить время, схватить на кончик пера Непостижимое Мгновение.

Возможно, несколько десятков тысячелетий понадобилось чтобы человек понял, что зима через много дней вернется с той же неуклонностью, как ушла, что дождь начнется столь же неизбежно, как и кончится. Человек это осознал и начал «загадывать вперед», планировать не только на сегодняшний день, который «пройдет, и слава богу», но и на больший срок. Год за годом, отличающихся то более жарким летом, то менее снежной зимой, проходила вся жизнь человека от рождения до смерти. Возник «природный», фенологический календарь, имевший сугубо местное значение. Люди учились постепенно счету дней и более крупных периодов — которые в разных местах назывались и измерялись по разному. Стоит ли нам обращать взор на календари наших предков, не знавших точных измерительных приборов? И каковы самые древние и в тоже время развитые системы счета времени, дошедшие до наших дней?

Мы так привыкли пользоваться календарем,

что даже и не вполне отдаем себе отчет в том,

как велика в нашей жизни и во всем нашем

мышлении роль упорядоченного счета времени;

между тем нетрудно видеть, что никакая культура невозможна без него.

Н.И.Идельсон

Загадка майя

В течение длительного времени историки науки утверждали, что очагами мировой культуры являлись лишь страны Африки и Азии. Историки астрономии считали, что их наука зародилась в странах Ближнего Востока (Вавилония, Ассирия, Египет), а также в Древнем Китае и Индии. Однако в последние десятилетия этот взгляд пришлось пересмотреть, так как был открыт еще один очаг культуры. Он оказался расположенным на территории «Нового света» — в Центральной Америке, на землях, занимаемых ныне Гватемалой, юго-восточной частью Мексики и Британским Гондурасом. Особенно интересен полуостров Юкатан, который некогда был населен индейцами майя, создавшими свою самобытную культуру.

До II — X веков н.э. в южной части Мексики и на территории нынешних Гватемалы, Гондураса и Белиза существовала весьма высокая и чрезвычайно своеобразная культура индейцев майя. Цивилизация майя представляла собой сеть городов-государств, большинство которых было разрушено в конце IX века. Уже в XVI веке культура майя была уничтожена испанскими колонизаторами, которые, искореняя местную религию, сожгли практически все рукописи, содержавшие и познания, и саму историю народа. И только когда в XIX в. начали открывать развалины городов майя, были обнаружены и остатки колоссальных храмов-обсерваторий. Один из наиболее знаменитых городов майя, основанный в VIII в., Чичен-Ица (на севере Юкатана) представлял собой развалины уже ко времени испанцев. Но остатки его грандиозных культовых и астрономических сооружений ( включая обсерваторию «Караколь») и сейчас поражают исследователей.

«Индейцы майя куда-то все пропали. Уже давно — более тысячи лет назад. С тех пор их никто не видел и даже неизвестно, почему они исчезли. Одни историки утверждают, что цивилизацию развалила междоусобица, другие — что майянцы погибли в результате каких-то природных катаклизмов. А нам они оставили свои красивые каменные пирамиды и крепости, свою письменность, впечатляющие для древней цивилизации знания по математике и астрономии. Один из самых интересных и загадочных подарков этих древних индейцев современной цивилизации — это майянский календарь.»

О древней истории майя стало известно благодаря тому, что у них был обычай периодически почти во всех населенных пунктах ставить стелы — каменные столбы, на которых делались соответствующие записи важнейших событий и указывалась дата установки стелы. Возможно, что многие из этих памятников древнего народа майя являются «юбилейными» или связаны с различными историческими событиями.

Из этих памятников стало известно, что за первые 8 столетий нашей эры различные племена майя построили более сотни городов. По мнению большинства археологов, период наибольшего расцвета майя продолжался с IV по Х в. н. э. Особенно больших успехов достигли майя в развитии астрономии, связанной с практическими потребностями земледелия. В различных надписях майя обнаружены специальные иероглифы для обозначения планет, Полярной звезды и ряда созвездий. В одной из найденных рукописей сохранился даже список предстоящих солнечных затмений. Астрономические наблюдения проводились в сооружениях, напоминающих башни современных обсерваторий.

Францисканский монах Диего де Ланда, прибывший в 1549 году из Испании в монастырь Исамаль (Юкатан), сжег богатейшую библиотеку доколумбовой поры, в которой были собраны все достижения цивилизации майя, «поскольку книги не содержали ничего, кроме суеверия и дьявольской лжи…»! Так было уничтожено бесценное археологическое сокровище. Хотя к настоящему времени и удалось расшифровать всего четыре неполноценные рукописи (без начала и конца) майя, но все же две трети иероглифов, которыми было записано что-то важное в храме, гробнице, на стеле, пластинке, бусах и т.д. – остаются пока недоступными пониманию; поэтому часть тайн майя так пока и не будет узнана. До тех пор, пока не будут найдены другие надписи или рукописи. Которые, будем надеятся, существуют…

В найденных пока всего четырёх рукописях (так называемых кодексах) майя были обнаружены и восходящие к разным эпохам до н.э. сведения об астрономических, космогонических и космологических знаниях и представлениях этого народа. Некоторая сумбурность сохранившихся астрономо-астрологических сведений может быть объяснена тем, что уцелевшие рукописи неполны, а главное, это в основном упрощённые сельские жреческие «справочники». Ряд текстов обнаружен также на каменных плитах-стелах.

К глубокой древности восходит поклонение майя, инков, ацтеков Солнцу и Луне. Жрецы на своих обсерваториях — площадках, располагавшихся на плоских вершинах грандиозных, в десятки метров высотой, ступенчатых пирамид, вели систематическое слежение за небом, полагая, что все явления на Земле и в государстве определяются его законами.

Особое внимание уделялось затмениям и перемещению подвижных светил — планет, которым приписывалось большое влияние на жизнь и дела людей и государства в целом. Жрецы майя по небесным светилам предсказывали счастливые или несчастливые дни для тех или иных действий не для отдельных лиц, а для определённых общественных слоёв или возрастных групп населения.

В результате систематических наблюдений жрецы-астрологи майя с довольно большой точностью определили периоды всех видимых невооруженным глазом планет. Особое внимание уделялось наблюдениям «Большой звезды» — Венеры (главным образом, в астрологических целях). Помимо Венеры, особенно сильное влияние на людей, по представлениям майя, оказывали Луна и падающие звёзды.

Большое внимание уделяли майя вопросам летосчисления и хронологии. Они являлись создателями оригинальных календарных систем, существенно отличающихся от всех других известных нам календарей.

Ученые ряда стран положили много труда, чтобы разгадать тайны письменности майя, их самобытной культуры и, в частности, календаря. Было сделано много, хотя для полного выяснения всех нерешенных вопросов еще потребуется большой труд. Однако уже теперь известно немало интересного. Литература о календаре майя весьма обширна.

Что же удалось установить ученым о календаре и хронологии майя? Сейчас уже известно, что майя применяли одновременно две календарные системы, отличающиеся продолжительностью: длинный год и короткий год.

365-дневный год («хааб»).

Один календарь — его часто называют гражданским — использовался для хозяйственных нужд. Майянцы определяли по нему, когда им сеять кукурузу, когда собирать урожай и делать другие дела по хозяйству. Год гражданского календаря майя — «Хааб» — имел 365 дней, т.е. был согласован с солнечным циклом, что для земледелия очень полезно. «Хааб» состоял из 18 месяцев по 20 дней. В конце такого года добавлялось еще 5 дней, получивших название «дней без имени» и считавшихся особыми. Жрецы знали, что «хааб» на доли дня короче истинного солнечного года и что за 60 лет набегает примерно 15 лишних суток.

Многие исследователи культуры майя считают, что календарь майя точнее григорианского. Они объясняют это тем, что, хотя майя не имели астрономических инструментов, они научились достигать высокой точности своих наблюдений небесных светил, применяя особый метод, состоявший в наблюдении сквозь длинные и узкие прорези, своего рода «прицелы».

Двадцать дней в месяце календаря майя изображались особыми иероглифами и имели следующие названия:

1. Имиш

2. Ик’

3. Ак’баль

4. К’ан

5. Чикчан

6. Кими

7. Маник’

8. Ламат

9. Мулук

10. Ок

11. Чуэн

12. Эб

13. Бен

14. Иш

15. Мен

16. Киб

17. Кабан

18. Эсанаб

19. Кавак

20. Ахау

Год начинался 16 июля. Этому дню соответствовал первый день месяца Поп — первого месяца года. Заканчивался год 10 июля — последним днем месяца Кумху. Остальные 5 дней года являлись «днями без имени». Эта «пятидневка» являлась как бы 19-м, но коротким месяцем года и называлась «Вайеб». Обозначался этот месяц иероглифом, приведенным на рисунке выше под цифрой 19. Все пять дней Вайеба отмечались как праздник в честь одного из богов — покровителя следующего года.

Названия месяцев в Хаабе изменялись каждые 20 дней, а не каждый день, как в Тзолкине; поэтому день после 4 Соц будет 5 Соц, за ним следует 6 Соц … до 19 Соц, после которого идет 0 Сек.

Номера дней в месяце принимали значения от 0 до 19. Использование 0-го дня месяца в гражданском календаре является уникальной особенностью системы майя. Предполагается, что майя открыли число 0 и возможности его применения за столетия до того, как оно было открыто в Европе и Азии.

Годы в календаре Хааб не считались.

260-дневный год («цолькин»).

Совсем иначе был построен короткий календарный год майя, называвшийся «цолькин» и имевший ритуальное назначение.

Дата цолькина — это комбинация из двух длин «недель».

В то время как в нашем календаре есть единая неделя из семи дней, в календаре майя использовались две продолжительности недели:

• неделя из 13 дней, в которой дни нумеруются от 1 до 13

• неделя из 20 дней, в которой каждый день имеет название:

0. Ахау

1. Имиш

2. Ик

3. Акбал

4. Кан

5. Чикчан

6. Кими

7. Маник

8. Ламат

9. Мулук

10. Ок

11. Чуэн

12. Эб

13. Бен

14. Хиш

15. Мен

16. Киб

17. Кабан

18. Эцнаб

19. Кавак

Так как поименованная и нумерованная недели обе являлись «неделями», то и номера, и названия изменялись каждый день. Таким образом, день после 3 Кими — это не 4 Кими, а 4 Маник, а следующий — 5 Ламат. Когда через 20 дней снова наступит Кими, это будет 10 Кими, а не 3 Кими. Следующий день 3 Кими наступит через 260 (13 x 20) дней. С каждым днем этого 260-дневного цикла были связаны представления об удаче или неудаче, и поэтому он известен как «божественный год».

«Годы» в календаре цолькин не считались.

Из некоторых иероглифических текстов майя можно сделать заключение, что у древних майя кроме 13-дневной недели была еще 9-дневная, в которой счет велся не по дням, а по ночам, причем каждая ночь имела своим покровителем одного из девяти богов подземного царства.

Календарный круг майя

В календаре майя были еще два более крупных цикла: 4-летний, в котором повторялись названия дней и числа месяцев, и 52-летний (представлявший собою комбинацию «хааба» и «цолькина»). Последний состоял из тринадцати 4-летних циклов и охватывал период в 18 980 дней. В нем повторялись не только дни и числа недели, но и числа месяца. В самом деле, период в 18 980 дней содержал 52 «хааба» (365 × 52 =18 980) и в то же время 73 «цолькина» (260 × 73 = 18 980). Эта зависимость и составляла основу гармонии календаря майя.

Каждый Новый год мог начинаться только с одного из следующих четырех дней: К’ан, Мулук, Иш и Кавак. Ежегодно они последовательно менялись, и затем этот порядок повторялся.

Датировка любого события в календаре майя всегда состояла из числа 13-дневной недели, названия дня, числа месяца и названия месяца. Например, если дата записала так: «6 Ламат 14 Шуль», то это значит 6-е число 13-дневной недели, день Ламат, 14-е число месяца Шуль. Такая дата могла повториться только через 52 года, т. е. через 18 980 дней.

Так как в гражданском календаре майя год состоял из 365 дней, а месяц из 20 дней, то через каждые четыре года первый день года приходился на один и тот же день месяца, но в разные числа недели. Поэтому весь 52-летний цикл древнего календаря майя можно представить в виде «вечного календаря» (табл. 2), получившего название «календарного круга».

Лунный календарь

Древние майя пользовались также и особым лунным календарем, каждый месяц которого содержал 29 или 30 дней. Каждый день лунного месяца обозначался соответствующим числом, причем первый день месяца, как и в 20-дневном месяце, считался нулевым. После шести лунных месяцев заканчивался лунный полугод, после чего опять шел первый лунный месяц. В разное время в древних городах майя, как в наше время в некоторых странах Востока, применялись различные варианты лунных календарей. Все зависело от того, какая лунная дата считалась соответствующей начальной циклической дате эры майя.

Хронология (Длинный счет)

В основу всех хронологических расчетов был положен день, или «к’ин». Двадцать к’инов составляли один «виналь» (двадцатидневный месяц), а 18 виналей соответствовали одному «туну» (360-дневному году). Далее хронология состояла из следующих циклов:

1 к’аут = 20 тунам = 7200 дням = около 20 лет,

1 бак’тун = 20 к’атунам = 144000 дней = приблизительно 400 лет

1 пиктун = 20 бак’тунам = 2 880 000 дней = приблизительно 8000 лет

1 калабтун = 20 пиктунов = 57600000 дней = приблизительно 158000 лет

1 кинчилтун = 20 калабтунов = 1152000000 дней = приблизительно 3 миллиона лет

1 алаутун = 20 кинчилтунов = 23040000000 дней = приблизительно 63 миллиона лет.

Если перевести эти циклы на наши годы, то получим следующие соотношения:

Исходной датой летосчисления майя являлась легендарная дата, имеющая обозначение «0. 0. 0. 0. 0. 4 Ахау 8 Кумху». Эта дата толкуется двояко. По расчетам американского археолога, этнографа и лингвиста, одного из крупнейших исследователей культуры майя, Э. Томпсона, она соответствует 12 августа 3113 г. до н. э. По мнению другого исследователя культуры майя — Г. Спиндена, начальная дата соответствует 14 октября 3373 г. до н. э., т. е. на 260 лет старше. Долгое время обе даты имели своих приверженцев, но в настоящее время принята синхронизация по Э. Томпсону.

Легендарность исходной даты видна хотя бы в том что она на три тысячи лет старше по возрасту, чем самая ранняя известная нам дата из истории майя (292 г. н. э.), обнаруженная в 1959 г. на одной из стел.

Итак, от даты «0. 0. 0. 0. 0. 4 Ахау 8 Кумху» ведется счет всех остальных дат в истории майя. Если какое либо событие по календарю майя зафиксировано знаками «9. 14. 0. 0. 0. 6 Ахау 13 Муан», то это значит, что от исходной даты прошло 9 бак’тунов» 14 к’атунов 0 тунов 0 виналей 0 к’инов. Как перевести эту дату на наш календарь? Прежде всего подсчитаем, сколько прошло дней от исходной даты: 9 × 144 000 + 14 × 7200 = 1 396 800 дней или 3824 года. Вычитая из этой даты исходную дату, т. е. 3113, получим 711. Следовательно, по нашему летосчислению событие произошло в в 711 г. н. э.

Что касается выражения «6 Ахау 13 Муан», то оно означает, что событие имело место в 6-й день 13-дневной недели, день Ахау, 13 число месяца Муан. Это дает возможность сделать дальнейшее уточнение. Так как месяц Муан соответствует периоду с 22 апреля по 11 мая юлианского календаря, то 13-е число этого месяца приходится на 4 мая 711 г. н. э. по юлианскому календарю.

Изложенный способ отсчета больших промежутков времени применялся преимущественно у древних майя и получил название «длинного счета».

«Короткий счет»

Но уже в последние века перед испанским завоеванием они перешли к упрощенному «короткому счету», состоявшему из к’атунов, т. е. «двадцатилеток», вернее, из периодов в 7200 дней.

Каждый к’атун обозначался названием и числом его последнего дня. Так, к’атун 13 Ахау означал такой 7200-дневный период, последний день которого приходился па 13-е число 13-дневной недели. Так как 7200 делится на 20 без остатка, то каждый к’атун начинался со дня Имиш и заканчивался днем Ахау. Однако в каждом последующем к’атуне последний день хотя и оставался Ахау, но он падал на другой день недели. Во втором к’атуне он приходился уже на 11-й день недели, т. е. на два дня раньше, чем предыдущий. Это получается потому, что при делении 7200 на 13 в остатке будет 11, т. е. на две единицы меньше 13-дневной недели. Последний день третьего к’атуна наступит еще на 2 дня раньше, чем предыдущий, — 9 Ахау. Затем последовательно пойдут: 7 Ахау, 5 Ахау, 3 Ахау, 1 Ахау, 12 Ахау, 10 Ахау, 8 Ахау, 6 Ахау, 4 Ахау, 2 Ахау и опять 13 Ахау. Затем все повторяется вновь.

Для наглядности приведем один полный цикл в 13 к’атунов с пересчетом на годы нашего календаря.

Таким образом, получалась полная повторяемость по прошествии 13 к’атунов: 7200 × 13 = 93 600 дней (т. е. около 256 лет).

Точность календаря майя

Часто говорят, что календарь майя является самым точным. Насколько справедливо такое утверждение?

Астрономы майя сумели определить продолжительность солнечного года в 365,2420 суток. Это всего на 0,0002 меньше принятого в настоящее время значения тропического года и соответствует ошибке в одни сутки за 5000 лет. Это дает основание сделать вывод, что календарь майя точнее григорианского календаря.

Астрономы древних городов Копан и Паленке хорошо знали продолжительность синодического месяца Луны: по копанским вычислениям она была равна 29,53020 суток, а по паленкским — 29,53086. Среднее из этих двух значений составляет 29,53053, что короче принятого в настоящее время всего на 0,00006 дня. Если же при этом учесть, что исследование надписей на одной из стел города Копана привело к заключению о знакомстве астрономов майя с циклом Метона (V в. до н. э.), то следует признать, что и лунный календарь майя также отличался очень большой точностью.

Все надписи майя снабжали датами. В наиболее полном виде дата надписи состоит из следующих компонентов:

- начальной серии, состоящей из вводного иероглифа и пяти иероглифов периодов с цифрами, указывающими количество дней, прошедших от начальной циклической даты 4 Ахав 8 Кумху;

- циклической даты, состоящей из иероглифа числа 13-дневной недели, иероглифа дня 20-дневного месяца, из иероглифа числа месяца и иероглифа месяца, указанного во вводном иероглифе (для чисел использовались специальные числовые иероглифы);

- иероглифа дня 9-дневной (ночной) недели и иероглифа недели;

- лунной серии, состоящей обычно из пяти иероглифов, которые указывают число лунного месяца, его порядковый номер и название, а также количество дней в лунном месяце.

Циклическое мировоззрения майя

Если мы воспринимаем время как прямую линию, на которой можем обозначить прошлое, настоящее и будущее, то майя видели время как серию бесконечных циклов, что отражает их веру во всеобщую цикличность: все время в конце концов совершает круг, пока не повторится, начиная с цикла (круга) небольшой продолжительности, до цикла «бесконечной» длительности. И к заслуге жрецов-астрономов майя, по-видимому, все же следует отнести их открытие бесконечной вложенности временных циклов (цикл в цикле в цикле в цикле …), то есть какой бы большой интервал времени не был, его всегда можно представить несколькими более мелкими циклами. Именно этот остроумный способ – объединение взаимопересекающихся временных циклов, — использовали майя для контроля и коррекции календаря, что и позволяло поддерживать его высокую точность. Этот способ поддержания точности календаря и составлял одну из тайн майя, поскольку практическое пользование этим способом требует хороших астрономических знаний, длительной и скрупулезной регистрации информации о движении астрономических объектов.

Хотя способ и известен, но надо уметь им практически пользоваться. Приведем пример с Венерой, планетой очень большого символического значения для всех древних народов Центральной Америки. Венера совершает оборот вокруг Солнца за 243,16 земных суток, а ее синодический период равен 583,92 суток. Синодический период планеты – это интервал времени, через который она вернется в заданную точку (для земного наблюдателя). Эта величина вплетена в ткань календаря майя многочисленными деликатными и сложными способами. Например, чтобы согласовать ее с так называемым «священным годом» цолькин (260 дней, 13 месяцев по 20 дней) календарь требует вносить поправку в 4 дня через 61 венерианский год. Кроме того, в течение каждого пятого цикла в конце 57-го оборота вносится поправка в 8 дней. И что еще замечательно, эта серия поправок не только обеспечивает взаимную гармонию между цолькином и венерианским циклом, но и точное соответствие солнечному году. Эта методика обеспечивает высокую точность цолькина: погрешность равна одним суткам за 6000 лет.

Загадочное предсказание

Пока изучаешь культуру индейцев Америки, особенно их календарно-хронологические системы, то постоянно внутренний голос нашептывает: а не прислушаться ли нам к древним преданиям? Вдруг индейцы майя знали что-то такое, чего не знаем мы, а тайны их до конца пока раскрыть не можем? Что если их предсказание о дате, когда кончится Пятое Солнце (Пятая Эпоха Создания) и одновременно закончатся еще два цикла (к`атун и бактун) – 21 декабря 2012 года, — окажется точным (правдоподобным)? Иначе говоря, где-то в земных глубинах уже зреет ужасная геологическая катастрофа, предсказанная жрецами майя. Они верили, что им удалось вычислить дату Конца Света, так как считали, что все на свете сводится к числам и стоит только посмотреть, какие числа связаны с событиями, и можно будет точно прогнозировать их время. Вот истекут сроки Пятого Солнца и, возможно, страшные землетрясения, извержения вулканов, ураганы и гигантские приливные волны покончат с человечеством и провозгласят начало Шестой Эпохи Создания (Шестого Солнца, Шестой майянской Эры) – 22 декабря 2012 года.

Таким образом, индейцы майя, а возможно и другие народы Америки (ацтеки, инки, ольмеки, тольтеки и др.) постоянно заботились о том, как рассчитать – и, если удастся, отодвинуть – Конец Света. Может быть, именно такую задачу и была призвана решать вся эта загадочная уникальная календарно-хронологическая система индейцев майя. Возможно, она и была задумана как механизм, инструмент предсказания ужасной космической или геологической катастрофы. Методика пользования этим инструментом и составляла Великую Тайну «краснокожих».

Многие знатоки майя утверждают, что эти древние индейцы прекрасно знали устройство Вселенной. Это и позволило им предсказать, что в день 21 декабря 2012 года на Земле произойдут глобальные события, которые круто изменят ход истории. Конечно, подробности этого послания до нас не дошли, и исследователи до сих пор пытаются разгадать, что имели в виду умные индейцы. Многие склонны считать, что так майя предсказывали «конец света». Другие считают, что на Земле наступит новая эра, эра духовного прозрения. А что говорят наши астрономы?

Прежде всего, это время зимнего солнцестояния. Но такое бывает каждый год — вроде не самая удачная идея для космической революции. Но кроме этого, 21 декабря 2012 года наша Земля и Солнце окажутся на одной линии с центром нашей Галактики. А вот это уже впечатляет. Представляете, майянцы более чем за тысячу лет предсказали такое нетривиальное космическое явление! А ведь у них даже не было линз и телескопов. Свои наблюдения звезд и планет они вели, используя узкие щели. Что нам сулит это астрономическое событие, современные ученые не знают. Как говорится, поживем — увидим.

Как, зачем и почему?

Из описания календарно-хронологической системы майя вытекает ряд вопросов:

- почему понадобилась такая сложная система хронологии и летоисчисления;

- зачем одновременно использовались несколько календарей;

- почему в летоисчислении необходимы были такие гигантские, по теперешним человеческим меркам, интервалы времени;

- почему использовалась двадцатеричная система счисления;

- за счет чего достигалась высокая точность календаря.

Ответы на эти и другие вопросы не лежат на поверхности. Все тайны, которыми в свое время владели майя, очевидно, так никогда и не будут разгаданы из-за физической утраты многих свидетельств этой цивилизации.

В основу построения всех календарей положены закономерности движения небесных светил и, в первую очередь, планет солнечной системы: Солнца, Земли и Луны. Поскольку их движение не является строго равномерным, то от года к году в календаре накапливается ошибка. Чтобы поддерживать точность календаря необходимо иметь знания об «устройстве» Вселенной и законах движения планет. Для этого необходимо каким-то способом измерять их движение. Но индейцы майя не имели каких-либо специальных технических, в современном понимании, астрономических инструментов, например, телескопов.

Сохранившиеся рукописи и памятники свидетельствуют, что астрономические познания майя находились на очень высоком уровне. Например, судя по стеле А в городе Копане астрономы майя знали метонический цикл (повторение одинаковых положений Солнца и Луны), определив что 19 солнечных лет = 235 лунных месяцев. Изучение математических расчетов в некоторых надписях Дрезденской рукописи дает основание предполагать, что жрецы-астрономы майя умели прогнозировать наступление затмений Солнца.

Результаты исследования цивилизаций свидетельствуют, что со времени возникновения генотипа – Гомо сапиенс около сорока тысячелетий назад люди уделяли измерению временных периодов, обозначаемых движением небесных тел, не менее пристальное внимание, чем добыванию пропитания и изготовлению орудий труда. Установлено также необычайно широкое распространение в цивилизациях всего мира особого набора словесных условностей, призванных зашифровать астрономические наблюдения в рамках мифологии. Для индейцев как Северной, так и Южной Америки характерно то, что все произошедшие с ними важнейшие события, а также знания из различных областей зашифровывались в форме мифа. Можно предположить, что миф индейцами майя использовался как технический язык, способ передачи информации о прошлом в настоящее и в далекое будущее.

Понятно, что все накопленные знания нужно было как-то передать без искажения в далекое будущее и научить потомков как пользоваться этими знаниями. Именно это и составляло основные тайны майя. Для этого они использовали различные способы: календарные циклы отмечались установкой стел, все архитектурные постройки отмечали время, события регистрировались как на бумаге, так и в камне и т.д.

Теперь попытаемся ответить на наиболее трудный, но самый важный вопрос – зачем использовались такие гигантские, по человеческим меркам, интервалы времени?

«Ко времени рождения майя уже вычислили движение Солнца, Луны и планет с точностью, доступной лишь современной науке и новейшим компьютерам. Они были просто одержимы движением небесных тел, одержимы исчислением времени».

Может статься, что астрономия, глубокое понимание времени и долгосрочные расчеты были составной частью специфической системы знаний, которую майя унаследовали более или менее нетронутой у старшей и более мудрой цивилизации. Известно, что майя получили свой календарь в наследство от ольмеков, которые пользовались им за тысячу лет до майя. Но откуда его взяли ольмеки? Какой требуется уровень технического и научного развития цивилизации, чтобы разработать такой календарь.

Майя были одержимы временем и повторяющимися циклами. Они вели подробные записи. Каждый час, каждый день, каждый месяц, каждый век, каждое тысячелетие были подсчитаны и пронумерованы, соединены с набором определенных знаков, Каждая дата была перепроверена с помощью совершенно другой системы, чтобы убедиться в том, что не совершено ни одной ошибки. Раз можно предсказывать сезоны, благодаря их повторению, и даже предвидеть повторяющиеся погодные изменения на протяжении ряда лет, нельзя ли также предсказывать, когда созреют условия для повторения общественных, политических и даже просто обыденных явлений? На протяжении веков священные книги, переписывавшиеся от руки и передававшиеся одним жрецом Солнца другому, служили и вечными календарями, и «книгами человеческой судьбы». Используя системы летоисчисления, астрономии, астрологии и прорицания жрецы майя занимались пророчеством и предсказывали людям их будущее. Пророчества передавались из поколения в поколения, строго охранялись и составляли Великую тайну жрецов майя, а также и других индейцев Америки. Именно правила пользования астрономическими знаниями для предсказания будущего как отдельного человека, так в целом человечества, как в ближайшее время, так и в далеком будущем (на шкале времени прецессии земной оси и более) и составляют суть этой Великой тайны индейцев майя. Возможно, что часть этих сведений передавалась из поколения в поколение устно.

«С положением Венеры согласовывалось время проведения различных обрядов… По положению Солнца на небе производилась коррекция календаря… Млечный Путь символизировал у майя Мировое дерево…» Майя были известны произошедшие глобальные катаклизмы, например, «потоп» 650 г. н.э., извержения вулканов и другие, которые ими были отмечены на шкале времени прецессии земной оси. И они наблюдали неизбежное приближение критических точек (катаклизмов) на шкале прецессии ради спасения тайных знаний.

Индейцы майя обожествляли время.

Духовное наследие майя

Мексиканский писатель, художник и мистик Хозе Аргуэльес, изучив наследие майя, создал целое духовное учение. Аргуэльес утверждает, что мы, современные люди, живем в механистическом времени. Что же он имеет в виду?

Год григорианского календаря, по которому сейчас живет почти весь мир, состоит из разновеликих месяцев: то 30, то 31, то вообще 28 дней. Эта последовательность цифр выбрана человеком произвольно и никак не согласуются с природными ритмами. Кроме того, человек делит циферблат часов на 12 частей, а час на 60 минут. И эти цифры тоже люди взяли как бы ниоткуда. Хозе считает, что, живя в этом искусственном времени, человек теряет связь с природой, с космосом, забывает свои высшие ценности. А цивилизация, утратившая связь со своей родной биосферой, вступает в фазу саморазрушения.

Х. Аргуэльес отмечает, что: «для нас исчисление времени заключается в подсчете последовательных количественных единиц — минут, часов, дней и лет, — но для майянцев то, что мы называем временем, является функцией гармонического резонанса».

Эти слова отражают глубинную сущность священного календаря времени. Они свидетельствуют о том, что время является относительной категорией. В этом случае, время не будет являться четвертым измерением. Оно вообще может не иметь порядкового номера измерения.

ВРЕМЯ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОСОБЫМ ИЗМЕРЕНИЕМ. ОНО ОБЛАДАЕТ ПРАВАМИ «РАВНОЕ СРЕДИ РАВНЫХ».

Эта гипотеза качественно меняет отношение к календарю Майя. Уникальность и универсальность календаря Майя, позволяет говорить о том, что Великий цикл Календаря Майя может быть использовать для измерения всех других измерений.

Его можно использовать для измерения «ширины», «высоты», «длины» 3-х мерного собственного пространства. Его можно использовать и для измерения собственного пространства -времени, где время будет выступать в роли четвертого измерения. т.е. Время может иметь многоуровневую, многомерную, циклически повторяемую структуру.

Майя использовали матрицу Цолькин его для измерения времени. На основе этой матрицы они создали много иных календарей, в том числе Календарь созвездия Плеяд, о котором эзотерика складывает легенды.

Учитывая, что планетарные и звездные циклы непосредственно, вроде бы, не взаимосвязаны, трудно отделаться от предчувствия мистичности этих календарей. И все же…. Может быть, стоит внимательнее присмотреться к этому древнему народу — что еще дошло до нас, его потомков?

Поделиться в соц. сетях
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal

Комментарии:

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>