Дайджест от "Российской газеты"

Эффект, обнаруженный российским космонавтом Владимиром Джанибековым, более десяти лет держался российскими учеными в секрете. Он не только нарушил всю стройность ранее признанных теорий и представлений, но и оказался научной иллюстрацией грядущих глобальных катастроф. Известно великое множество научных гипотез о так называемом конце света. Утверждения различных ученых о смене земных полюсов бытуют уже не одно десятилетие. Но несмотря на то, что многие из них имеют стройные теоретические доказательства, ни одну из этих гипотез нельзя проверить экспериментальным путем.

Действительно, вряд ли можно на опыте убедиться в том, что виновны в планетных кувырках смещения магматических слоев. Или наглядно посмотреть, перевернется ли Земля, если мы растопим льды Антарктиды. Но именно в нашей стране, где долгие годы все подобные предположения считались мракобесием, фантасмагорией и лженаукой, их реальность впервые сумели и доказать, и проиллюстрировать.

Из истории, а особенно новейшей истории науки, известны яркие примеры, когда в процессе испытаний и экспериментов ученые сталкивались с явлениями, идущими вразрез со всеми ранее признанными научными теориями. Именно к таким неожиданностям относится открытие, сделанное в 1985 году советским космонавтом Владимиром Джанибековым. Во время полета на орбитальной станции «Салют-7″ он обратил внимание на эффект, необъяснимый с точки зрения современной механики и аэродинамики. Виновницей открытия стала обычная гайка. Наблюдая за ее полетом в пространстве кабины, космонавт заметил странные особенности ее поведения. Оказалось, что при движении в невесомости вращающееся тело через строго определенные промежутки времени меняет ось вращения, совершая переворот на 180 градусов. При этом центр масс тела продолжает равномерное и прямолинейное движение. Еще тогда космонавт предположил то, что подобные «странности поведения» реальны и для всей нашей планеты, и для каждой из ее сфер в отдельности. А значит, можно не только говорить о реальности пресловутых концов света, но и по-новому представить трагедии прошлых и предстоящих глобальных катастроф на Земле, которая, как всякое физическое тело, подчиняется общим природным законам.

Почему же столь важное открытие умалчивалось? Дело в том, что обнаруженный эффект позволил отбросить в сторону все ранее выдвинутые гипотезы и подойти к проблеме совсем с иных позиций. Ситуация уникальная — экспериментальное доказательство появилось раньше, чем была выдвинута сама гипотеза. Для создания надежной теоретической базы российские ученые вынуждены были пересмотреть ряд законов классической и квантовой механики. Над доказательствами работал большой коллектив специалистов из Института проблем механики, Научно-технического центра ядерной и радиационной безопасности и Международного научно-технического центра полезных нагрузок космических объектов. Ушло на это более десяти лет. И все десять лет ученые отслеживали, не заметят ли подобного эффекта зарубежные астронавты. Но иностранцы, вероятно, гаек в космосе не закручивают, благодаря чему мы не только имеем приоритеты в открытии этой научной проблемы, но и почти на два десятилетия опережаем весь мир в ее изучении.

Какое-то время считалось, что феномен имеет лишь научный интерес. И лишь с того момента, когда удалось теоретически доказать его закономерность, открытие обрело свое практическое значение. Было доказано, что изменения оси вращения Земли являются не загадочными гипотезами археологии и геологии, а закономерными событиями в истории планеты. Стала более понятной природа таких катаклизмов, как тайфуны, ураганы, потопы и наводнения, связанные с глобальными смещениями атмосферы и гидросферы планеты. Главным же откровением для ученых явилось то, что именно некоторые из аспектов человеческой деятельности могут привести к зловещим перспективам катастрофы уже сегодня.

Война до востребования

Когда-то даже великий Эйнштейн признал правоту Тагора в том, что никакие гениальные теории, уравнения и системы не смогут вычислить или предсказать проявления воли Высших сил или неизвестных науке процессов даже в самом ближайшем будущем. Эйнштейн осознал, что даже великий ученый не вправе брать на себя функции Бога. Но, воспринимая Эйнштейна как идола, многие современные научные деятели эти его выводы предпочитают не вспоминать, увлечение академических школ узкими специализациями привело к тому, что ко многим современным ученым просто необходимо приставить по «личному Тагору», дабы они не забывали смотреть шире и на свои исследования, и на их возможные последствия. И вот почему.

Нам давно разъяснили, что ведение атомной войны грозит гибелью всему человечеству. Но только ли атомной? Открытие эффекта Джанибекова дает понять, что к глобальным катастрофам может привести ведение любой войны, в том числе и «научной».

Вспомним непрекращающиеся споры о «климатических войнах». Современная наука действительно в состоянии дать ответ на вопросы, как, где и что нужно взорвать, чтобы, например, предотвратить землетрясение со всеми его жуткими последствиями. Казалось бы, светлая и достойная идея. Но. . . Специалисты забывают о глобальных экологических последствиях, к которым могут привести подобные взрывы. А вызвать они способны такие резонансные факторы, что уже завтра мы почувствуем доказательство эффекта Джанибекова на своей шкуре.

Недавно руководитель департамента прогнозирования природных рисков Национального комитета экологической безопасности Виктор Фролов и заместитель директора НИИЭМ МГЩ член совета директоров того самого центра полезных космических нагрузок, который занимался теоретической базой открытия, Михаил Хлыстунов обнародовали совместный доклад, которым сильно нарушили оптимистически наивное отношение ученых к данным проблемам. Как пример рассматривались возможные последствия интенсивных бомбардировок условного острова в Тихом океане. Не атомных бомбардировок, а обычных, таких, какие вели американские летчики в Югославии. Кстати, математическая модель условного острова была выбрана именно с той целью, чтобы проблема научная не утонула в политическом диспуте вокруг ведения настоящих боевых действий.

Итак, бомбардировки проводились (условно) ночами в течение 30 суток. Всего за это время на остров могло быть сброшено более 2000 бомб средней мощностью, эквивалентной 100 килограммам тротила. Результаты оценки влияния таких бомбардировок, например на атмосферные процессы, могут вызвать шок даже у самого смелого оптимиста. Высчитано, что общий объем выделенной в результате взрывов энергии в 20 раз превышает допустимые значения. Чем это грозит? В данном случае искусственное повышение температуры приповерхностных слоев атмосферы приведет к тому, что сперва на берега Юго-Восточной Азии, Индии и Австралии обрушатся мощные вихри типа торнадо, а затем на этих территориях и территории Латинской Америки, которую от смерчей, возможно, уберегут горы, наступят засухи. В прилегающих к ним областях, напротив, начнутся наводнения. И так далее. И тому подобное. Природа резонирует на подобные надругательства, как известный каждому еще со времен школьных уроков физики мост, который не выдержал шагающую в ногу роту солдат.

В докладе об эффекте Джанибекова впервые сообщили всей мировой общественности. Сообщили из морально-этических соображений. Скрывать от человечества возможность катастрофы было бы преступленением. Но теоретическую часть наши ученые держат за «семью замками». И дело не только в возможности торговать самим ноу-хау, но и в том, что оно напрямую связано с удивительными возможностями прогнозирования природных процессов.

Скачок в макромире

Открытие эффекта Джанибекова послужило толчком к развитию абсолютно новой области науки, которая занимается псевдоквантовыми процессами, то есть квантовыми процессами, которые происходят в макромире.

Ученые всегда говорят о каких-то непонятных скачках, если речь заходит о квантовых процессах. В обычном макромире вроде бы все происходит плавно, пусть даже иногда очень быстро, но последовательно. А в лазере или в различных цепных реакциях процессы происходят скачком. То есть до их начала все описывается одними формулами, после — уже совсем другими, а о самом процессе — ноль информации. Считалось, что все это присуще только микромиру. Открытие эффекта Джанибекова впервые всерьез поколебало подобную уверенность. Оказалось, что такое возможно и в обычных условиях.

Чтобы произошел такой скачок, достаточно накопить определенную энергию. Например, в атмосфере она накапливается «благодаря» постоянной работе атомных и тепловых станций, заводов и прочей техногенной деятельности человечества. Как объяснил профессор Хлыстунов, когда какие-то на первый взгляд маломощные, но постоянно действующие процессы накачивают атмосферу планеты, это может привести к тому, что при определенном накоплении подобного воздействия количество перейдет в качество. Тогда и возможен скачок, который приведет к смене полюсов или мощным атмосферным процессам.

Особенно легко это возбуждается резонансами. Например, тот же лазер активизируется в резонаторе. Для Земли же подобным возбудителем могут послужить как внутренние факторы (взрывы, землетрясения и прочее), так и внешние, такие, как падение кометы на одну из планет нашей Солнечной системы или рождение сверхновой звезды.

Изучение псевдоквантовых процессов, и «отслеживание» их возбудителей дало в руки наших ученых знание, благодаря которому они уже сегодня способны делать прогнозы не только стихийных бедствий, но и прочих событий. Вспомним библейскую притчу об Иосифе и Фараоне. Иосиф пришел к Фараону, как носитель Божественного знания. Он сказал, что если Фараон эти знания использует, «Он за семь лет соберет все золото мира». Из истории мы помним, что Египет действительно долго был самой богатой и могущественной державой… Не такого ли «Иосифа» получили мы сегодня в лице российской науки?

В космосе наши спутники и станции постоянно проводят десятки различных измерений. Изучая такие космические явления, как изменение солнечной активности, взрыв кометы Шумейкера-Леви на Юпитере и его резонансное воздействие на Землю, суммируя все это с земными катаклизмами, ученые Центра, в котором работает Михаил Хлыстунов, делают прогнозы, которые вот уже пять лет находят свое полное подтверждение.

Спасите наши Блага

О конце света сказано и написано немало. При естественном течении природных процессов ось нашей планеты меняется примерно раз в двадцать две тысячи лет. Учитывая, что последняя подобная катастрофа, по мнению ученых, произошла менее десяти тысячелетий назад, у человечества вроде бы достаточно времени, чтобы придумать, как пережить следующую. Но… Наука утверждает, что человечество неуклонно приближает этот естественный рубеж. Возможность техногенного возбуждения подобных катаклизмов и вовсе — реальность сегодняшнего дня.

В своем знаменитом романе «Сами Боги» Айзек Азимов, признанный американцами самым умным писателем XX столетия, моделирует ситуацию, чем-то схожую с нынешней. Земная цивилизация встает перед выбором: либо наслаждаться дармовой энергией, пользоваться ее благами, но погибнуть. Либо сохранить Вселенную, но отказаться от всех благ. Писатель предвидел не только то, что подобная проблема встанет перед человечеством, но и то, что отказываться от благ завоеванных оно не захочет. Выход, предложенный в романе Азимовым, — найти способ, не лишая себя благ, сделать использование этой энергии безопасным. В романе это оказалось возможным, но возможно ли сегодня у нас?

- К сожалению, мы не в силах предотвратить опасность, не отказываясь от работ, приближающих катастрофы, — говорит Михаил Хлыстунов. — Но и останавливать работу атомных станций мы конечно же не станем. Если ученые в один голос начнут кричать: «Ребята, хватит рвать бомбы!» или «Давайте остановим атомные станции!», все упрется не в вопрос доверия, а в бытовой прагматизм. Представьте себе огромную отрасль промышленности, в которой трудятся тысячи людей, от рабочих до научных специалистов. Как быть с ними в случае, когда выясняется, что их деятельность ускоряет процессы, ведущие к гибели цивилизации? Появляется конфликт между общественным и личным.

- Видимо, возникнет такой момент, — продолжает ученый, — когда человечество, уверившись в тупиковости каждого из отдельных путей, найдет тот, единственно правильный, который где-то посередине. В конце концов должно дойти до большинства, что надо очень точно рассчитывать последствия развития нашей техносферы. И раз уж по-другому нельзя, — взять на вооружение те принципы, которые пусть и ударят «по кошельку», но уберегут от худшего. Сегодня достаточно изобретений, позволяющих сократить использование нефти и атомной энергии. Например, разработаны экологически чистые автомобильные двигатели, работающие на воде, за счет ее расщепления на водород и кислород. На норвежском побережье полным ходом идет использование ветровой энергии, которая является преобразованием энергии солнечной, а значит, в атмосфере не аккумулируется. В Германии использование тепловых насосов, которые качают тепло из атмосферы, выведено на уровень правительственной программы. Пусть нельзя полностью отказаться от использования атомной энергии, например в ледоколах, или от нефтепродуктов в авиации. Но уменьшить их разрушающее влияние можно.

Подводя итог всему вышесказанному, хочется процитировать посвящение к роману «Сами Боги». У Айзека Азимова написано следующее: «Посвящается Человечеству в надежде, что война с безрассудством все-таки будет выиграна.

Поделиться в соц. сетях
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal

Комментарии:

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>