Тайна "Чертова оврага"

Корреспонденты «КП» побывали в аномальной зоне, где пропадают люди 

Псковская земля всегда была богата тайнами. До сих пор не обнаружены следы Ледового побоища, а найденные местными археологами останки древнего викинга оказались женскими. 

Лядский треугольник 

Псковская земля всегда была богата тайнами. До сих пор не обнаружены следы Ледового побоища, а найденные местными археологами останки древнего викинга оказались женскими. 

Но есть и другие тайны, которые будоражат воображение простого обывателя, но не изучаются историками и следователями прокуратуры. 

На севере области, в Плюсском районе, возле села Ляды, испокон веку разрезал песчаные почвы «чертов овраг». С виду — овраг как овраг. Ничего особенного. Папоротник, кусты, поваленные деревья, журчащий ручей. Но время от времени там пропадают люди. До жилья всего полтора километра. Кругом дороги с автобусами и лесовозами. А вот поди ж ты! 

Редакция «КП», обеспокоенная массовым исходом сограждан, ведущим к демографической катастрофе, отправила специальных корреспондентов раскрыть загадку «чертова оврага». 

В трех соснах 

13 июля прошлого года 67-летний грибник-пенсионер со стажем Евгений Евгеньевич Н. (он попросил не упоминать его фамилии, поскольку является известным в стране телеведущим) в поисках лисичек заблудился в «чертовом овраге» возле села Ляды. Евгений Евгеньевич слыл матерым следопытом, и поджидавшие его у дороги товарищи поначалу не волновались. Но шли минуты, часы, сутки. Евгения Евгеньевича все не было. На третий день по боевой тревоге подняли солдат и специалистов МЧС с собаками. Но собаки беспомощно виляли хвостами, солдаты цепью топтали папоротники, кричали командирскими голосами, а Евгения Евгеньевича след простыл. 

- Слыханное ли дело заблудиться в трех соснах! — кипятились командиры. — Да он давно выбрался из этого пятачка и пьет чай с лимоном в гостях у какой-нибудь кумушки! 

Собаки с солдатами уехали. А Евгений Евгеньевич все это время растерянно и безнадежно бродил по «чертову оврагу» кругами, ел сырые грибы из корзинки и молился Богу. Время остановилось. Среди завалов из корабельных сосен и гигантских папоротников день казался ночью, а ночь — продолжением дневного кошмара. На пятый день у пенсионера начались видения. То он гуляет по заброшенному пионерскому лагерю (в лядском лесу отродясь пионеров не водилось), то за пригорком прогрохочет лесовоз. На десятый день Евгений Евгеньевич, истратив последние силы, свернулся калачиком на мягком мху и принялся потихоньку умирать. 

Но родных и близких Евгения Евгеньевича не оставляла надежда найти его в здравии. Его искали родственники, медики из села Ляды, местные мальчишки. От крика поисковиков стонала лядская земля. Но Евгений Евгеньевич ничего не слышал. 

Вначале признаки потерявшегося грибника почуяла жительница села Рудно бабушка Нина. Почудился ей в этом овраге какой-то странных запах гниющих грибов. Бабушка испугалась и вернулась домой. О своих ощущениях она поведала своему внуку Андрюшке. Андрей собрал команду и отправился на поиски. 22 июля ровно в 19.30 именно он услышал из-за куста слабый хрип: 

- Эй, приятель, дай закурить! 

В кустах лежало худое тело. Андрей протянул умирающему грибнику «Приму», успокоил его и кинулся за подмогой. Через час Евгения Евгеньевича на руках доставили в больницу. 

- Хотя мы верили в то, что найдем его, была во всем этом какая-то мистика. Ему ведь оставалось жить всего каких-то пару часов, — с волнением рассказывает стоматолог лядской больницы Лидия Павловна Старовойтова. — Как только мы его нашли — сразу под капельницу. Обезвоживание организма, белковое голодание да еще сердечная недостаточность — это верный конец! 

- А я тоже был уверен, что меня найдут, — рассказал нам Евгений Евгеньевич. — Я потерял ощущение времени и не знал, сколько дней я уже «гуляю». 

Нить Ариадны 

В эту экспедицию мы отправлялись хорошо подготовленными. Написали обстоятельные завещания, раздали долги, помылись в бане и оделись в чистое белье. Ведь в «лядском треугольнике» исчезло не менее двух десятков человек. Чтобы не повторить их ошибки мы приобрели в магазине спорттоваров лучший отечественный жидкостный компас, спицу от велосипеда «Украина» для чувствительного элемента экстрасенсорной рамки и пять километров нейлоновой нити для туристов-грибников. Это был наш секрет, наше «ноу-хау». Если привязать нитку к березе в самом начале пути, то как бы нас ни носила нечистая сила, а к старту мы всегда вернемся. Мы свято верили в отечественную легкую промышленность. 

Там же мы присмотрели резиновые сапоги местной фабрики, электрический фонарь и «миллиметровую» карту Псковской области с крупно обозначенным «чертовым оврагом». Вот он, зловещий «лядский треугольник». Мы не боимся тебя! Ишь ты — сам с копеечную монету, а сколько душ сгубил! Перед отправлением в столь опасный поход мы все-таки решили посетить Псковский кремль. 

- Может, и не доведется увидеть его никогда, — философски заметил Юрий, вытирая платочком предательски заблестевшие глаза. — Так давай же насладимся древнерусскими святынями. 

А в кремле во всю готовились к святому празднику Пасхи. В Свято-Троицком кафедральном соборе шла служба. Служил архиепископ Псковский и Великолукский владыка Евсевий. Впрочем, мы об этом не знали. А просто проходили мимо крыльца, когда его высокопреосвященство, провожаемый многочисленной свитой в рясах, садился в черную «Волгу». На вспышки нашей фотокамеры их высокопреосвященство среагировал настороженно, прервал посадку в авто и строго вопросил: 

- Что за газета? 

- «Комсомольская правда» из Москвы, батюшка! 

- Читаю, хорошая газета. А по какому поводу в наши края? 

Произносить слова «чертов овраг» в предпасхальные дни мы не решились — у архиепископа в руках был длинный посох. 

- Аномальную зону проверить. 

- Интересно. Ну с Богом! — И сел в машину. 

Нас тут же обступила свита высокопреосвященства. 

- Благодать сошла на вас! Он вас благословил! — с восторгом затараторили служивые. 

«Комсомольский» десант 

Историческая высадка десанта «КП» состоялась ровно в 10.00 по московскому времени. Произошла из прозаичной «шестерки» кремового цвета прямо на центральную площадь села Ляды. Напротив возвышался «Дом лядской торговли», где мы пополнили съестные припасы в расчете на десять дней нечаянных плутаний. Водку решили не брать. Во-первых, пьяный и так заблудится, а во-вторых, когда она кончится, будет грустно и очень больно. В местной больнице нас уже ждала стоматолог Лидия Старовойтова. 

- Я, конечно, покажу это место, — заговорила, поправив очки, Лидия Павловна. — Я сама закоренелый грибник. Приехала сюда из Ленинграда тринадцать лет назад. Экология в Питере ни к черту. А здесь красота: и воздух, и грибы. Но в «чертов овраг» не хожу. Там просто какой-то кошмар! Теряешь ориентацию. Особенно летом. Стоят белые ночи. Везде сумрак. Завалы такие, что не обойдешь. Я не удивляюсь, что Евгений Евгеньевич столько плутал. И вы там будьте поосторожнее! 

Лидия Павловна вызвала водителя «Скорой». Тот, услышав, что надо ехать на «чертов овраг», заартачился: 

- Да бензина у меня нет! 

- А мы заправим! — стали уверять его корреспонденты. 

- А колонка уже закрыта! 

В общем, после долгих уговоров суеверного водителя бензин нашелся. Через час мы оказались возле села Рудно. Отсюда начинается «чертов овраг». 

В Рудно живут пожилой вдовец Михаил с пожилой собакой Байкалом, молодая пара, переехавшая в пустой дом из соседнего села, и 77-летняя Нина Ивановна Чернышева с внуком Андреем, который и нашел пенсионера-грибника прошлым летом. 

- Э-э-э, касатики, куда собрались! — запричитала Нина Ивановна. — Я сама в прошлом годе там заплутала! Шла-шла, а село-то вот оно, рукой подать. Но нет его! Прислушивалась. Где-то корова мычит. Машина гудит. А скотины-то у нас давно нет. А машины раз в день ездють. А потом снова тишина. Думала, уж ночевать придется. А тут внучек на мотоцикле приехал до хаты. Я на тарахтенье и вышла. Совсем рядом была. Если бы не мотоцикл, пропала бы бабка! 

…Выслушав ее рассказ, с неспокойным сердцем ступили мы на край «чертова оврага». Александр привязал конец белой ниточки к толстой кривой осине, перекрестился, сверил азимут по новенькому компасу и ломанулся в овраг, где журчал вешними водами прозрачный ручей. Приключения начались… 

(Окончание следует.) 

ИЗ ДОСЬЕ «КП» 

Слухи о «проказах» «чертова оврага» издавна тревожат лядскую общественность. Еще до революции губернские газеты частенько сообщали о загадочных исчезновениях крестьян-безлошадников в этом районе. В 1928 году сгинула бригада лесорубов-передовиков вместе с топорами — семь человек! В 1931-м исчезли девять лядских кулаков вместе с семьями. Правда, пытливые краеведы уверяют, что следы некоторых из них обнаружены на Колыме. Но это всего лишь гипотеза. 

Шли годы. Исчезновения людей продолжались и в мирное время. В 1974 году в «чертовом овраге» исчезла группа грибников из Ленинграда. Двое из них обнаружились спустя неделю. Никто из них не смог убедительно рассказать о судьбе своих пятерых товарищей.

Поделиться в соц. сетях
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal

Комментарии:

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>