Танцы с волками

…С задержкой на несколько часов милицейский УАЗ все-таки добрался до бывшей деревни, где баба Валя не была полвека. Дорогу она совершенно не помнила — старая, которой раньше пользовалась вся деревня, попросту заросла, поэтому ехали в объезд. Наконец, бабушка начала узнавать окружающие леса. Предупредил ее: «Подъезжаем, за этой опушкой — ваша деревня!» Водителя-милиционера попросили остановиться. Первые несколько минут — у бабы Вали шок: «Вы меня не туда привезли!» Водитель начинает тихо ругаться, зачем он столько мучился? Приходится «проводить экскурсию»: «Вот эта кочка — это бывший дом, и вот дом, а между ними — бывшая улица, видите прямую полосу в степи, это и есть улица!» Глаза старушки по-прежнему отказываются верить в то, что она видит. Тогда она идет к лесу: «Наш дом стоял на самой опушке!» 

Ей хочется увидеть хоть что-то, напоминающее дом, в котором выросла «танцующая с волками», и она… видит следы жизнедеятельности людей и почти бежит к ним: «Вот здесь!» Нет,- отговариваю ее,- это 8-й лагерь Космопоиска, вот видите, кострище (еще в августе, 2 месяца назад здесь были люди), погреб, места для палаток, кухня, это все сделано гораздо позже того, как деревня разрушилась. Но старушка уже уверена в своих воспоминаниях: дом стоял крайним на отшибе деревни вот здесь, забора не было, сразу у дома начинался лес. «Вот на этих двух березах были качели, на которых я каталась!» 

На березах и сейчас следы от потертостей, а там, где баба Валя показывала дом и сарай, до сих пор поросшие травой ямки (от погребов). «Дом наш был деревянный», понятно, почему следа не осталось. У некоторых здешних домов фундамент был из кирпича (и кирпич иногда встречается, стоит только поковырять кочки, там где кочек уже нет — фундамент был попроще). «А вот наш жернов!» Теперь это — каменный стол в лагере Космопоиска. 

Почему такое совпадение по месту? Когда-то после войны родители Вали, приехав в 1947 году из разрушенного Сталинграда, выбрали место для дома в самом красивом и удобном, как им показалось, месте… В 1997 году, когда Космопоиск выбирал место для постоянной базы, критерии были те же. От этого места и к лесу, и к воде ближе, и обзор хороший. 

Валентина без труда находит старое волчье логово вблизи лагеря (там до сих пор в изобилии черепа съеденных баранов), каким-то неведомым чувством определяет, что где-то рядом есть и обитаемое логово (ее правда, новое логово тоже бок о бок с лагерем, уже пару лет гости Космопоиска забредая в лагеря в одиночку в лес, часто встречались с волчатами; волки «своих соседей», как известно, не трогают, мы — тоже конфликтов избегаем). Но сейчас (конец ноября) волчий выводок уже не в логове, шастают где-то стаей, соседние деревни в страхе держат. Год назад загрызли двух человек, зимой 2003/2004 — уже троих, но баба Валя на них обижаться не может: «А мы по-человечески ведем себя? Волки никогда сами первые не обидят человека! Только — когда мстят». 

Откуда это знаете: — «Знаю!» 

Вы чему-то у них научились? — «Верности! Животные никогда не предадут!» 

А что вы им рассказывали? — «Да все подряд. Что может ребенок им рассказать? Как его мама любит, как родители наказали и за что, что в школе проходим… Все рассказывала?» 

И волки все это слушали? — «Всей семьей. И волчат приводили, те тоже вместе с родителями ложились на брюхо и слушали. Волчица и волк-отец их заставляли слушать — так бы они убежали со мной играть. Гладить только не позволяли себя… Но — все понимали!» 

Баба Валя показывает места, где происходили такие долгие встречи: «Там, еще там и там на горке. А с лисой — там! А с лосем — за лесом! Со змеями — в овраге!» 

Увидеть на месте — о каких полянах идет речь — это главная причина, ради которой стоило бабушку везти по бездорожью. И главный вопрос: а после чего у вас появилась способность понимать животных? Валентина искренне не понимает («этим все обладают, все это могут, ничего особенного!»), но меж тем добавляет: «Вот на том углу леса есть поляна, в центре которой дерево, вот там я в первый раз повстречала странное существо…» Она описывает получеловека-полуптицу, но на всякий случай добавляет: «Вы уж учтите, мне тогда года четыре было, много ли ребенок запомнит!» (баба Валя не знает, что именно в прошлом году нам рассказывали возможно про эту же поляну! Надо будет в следующем году обратить на это место более пристальное внимание!)… 

«А где родник?»- спрашивает баба Валя. «Там же, только ниже по склону». Она идет по знакомой ей тропе (теперь заросшей, в прежнем месте воду уже не берут), переходит на хорошо натоптанную дорожку. Старый знакомый родник пробил себе путь на поверхность на метров 100 ниже прежнего места. Но вода та же! Набираем воды, бабушка заполняет все свои запасенные бутылки. Раньше этой водой мыли волосы все районные красавицы, в нашей деревне у всех волосы были отменные, ни у кого не было седых волос. И жили подолгу — редко, кто раньше 80 умирал. Все — благодаря воде!» И добавляет: «Но эта вода не для меня!» 

А вода для чего? Чтобы узнать ответ на этот вопрос пришлось ехать обратно… 

Всю сцену встречи «танцующей с волками» со своей деревней от начала и до конца снимал оператор НТВ (сюжет о том, как бабушка сначала здоровалась с лесом, а потом прощалась с березками, будет показан по ТВ в декабре). Не засняли лишь «поляну с получеловеком» — по моей просьбе. И дальше съемки не велись — но уже по другим причинам. Сказочная счастливая история о русской девочке-маугли имеет грустное продолжение…

Поделиться в соц. сетях
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal

Комментарии:

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>