ТАЙНА «ЗАЛИВА РУСАЛОК»

«В «Русальную неделю» (8-ю после Пасхи), а также в ночь под Ивана Купала русалки делаются опасными для человека. В это время они стараются очаровать его и, защекотав, унести в свое водяное жилище».

М. Забылин. Русский историк, этнограф

Предания о русалках распространились по всему миру. В старой морской Англии русалка была предвестником несчастья, после ее появления наступал страшный шторм. Завороженные чудным голосом морских красавиц моряки разбивались о рифы и скалы…

«История хранит немало якобы достоверных фактов о встречах с русалками. Так, в 1610 году несколько кораблей вошли в гавань Ньюфаундленда и увидели странное существо: лицо с глазами, носом, ртом и шея были женские, а все остальное — рыбье. Оно пыталось взобраться на один из кораблей. Моряки были так напуганы, что отказались подплыть к берегу, пока существо не исчезло. Английский исследователь Генри Хадсон написал в июне этого же года: Вечером мы увидели русалку. Ее спина и грудь были женские, но она была крупнее даже обычных мужчин. Кожа белая, длинные черные волосы. Хвост — пятнистый, как у макрели».

В 1723 году, чтобы положить конец разгорающимся спорам вокруг подобных наблюдений, создали Датскую Королевскую комиссию. Чиновники от науки и государства хотели, чтобы она доказала, будто слухи о русалках имеют вполне обычное, земное объяснение. Тогда любого, кто утверждал бы обратное, можно было объявить смутьяном, нарушающим закон. Но случилось все наоборот. Комиссия не только ничего не доказала, но и сами члены комиссии увидели недалеко от своего корабля странное существо мужского пола. Оно с гневом взирало на них, фыркало, затем ушло в глубину и больше не показывалось.»

«Пришлось объявить в Дании официально, что русалки и водяные существуют. Через тридцать лет в многотомной Истории природы Норвегии епископ Эрик Понтоппидан писал: «Найдутся сотни очевидцев с безупречной репутацией, которые подтвердят, что видели подобных существ».»

Большинство зоологов считают, что все увиденное — это уже известные морские животные — моржи, дюгони, ламантины (морские коровы), превращенные в загадочных существ силой суеверного воображения. Но есть и другие ученые, которые убедительно доказали, что в 75-ти процентах свидетельств места событий далеко не совпадали с теми районами, где обитают перечисленные животные. В 1986 году исследователь неизвестных животных, основатель криптозоологии (наука о неизвестных видах животных) Бернард Эйвельманс писал: «Только неизученные виды моржей, тюленей, или, что очень невероятно, неизвестные формы приматов, приспособленных к морю, могут объяснить все свидетельства».

Но, как это ни странно, до сих пор в руки ученых не попала ни одна русалка или хотя бы ее мертвое тело! Хотя от ученых с их современной техникой сложно ускользнуть даже самым редким животным. Мы опять в неизвестности. Где ответы? Где новые свидетели?

Возможно, проблема в самих вопросах. Иногда какой-нибудь опыт бывает настолько необычен и уникален, что нельзя нельзя рационально объяснить его результаты.

ххх

У вепсов, издавна проживающих на территории современной Карелии, древнейший мифологион выражен достаточно неполно, зато у карел он прекрасно представлен. Принесли ли с собой в Карелию русские новгородцы представления о славянских языческих богах, вопрос более чем спорный, потому что этнографически представления о природных духах-хозяевах фиксируются у исконного населения Карелии более чем отчетливо. Это нашло отражение, прежде всего, в преданиях русских Карелии о происхождении духов-хозяев природных стихий и строений. Согласно одному из них, после войны Бога и Сатаны Сатана увел свою дружину в Ад, прочие же его союзники были сброшены на землю. Кто упал на дом, стал домовым, кто на баню — банником, кто упал в лес, стал лесным духом, а кто в воду — водяным духом. Согласно второму преданию, Адам и Ева завели детей без благословенья Бога. Когда Бог собрался в гости к Адаму и Еве, они устыдились, спрятали своих безобразных детей — кого в подполье, кого в лесу, кого на берегу озера. Они-то и дали начало духам-хозяевам стихий и строений.

Однако представления о духах водной стихии — водяных и русалках — у вепсов, карел и русских на удивление совпадают. Водяные царствуют каждый в своем озере или реке, а русалки расчесывают волосы на камне перед приближением беды. У русских в Карелии, правда, иногда русалки появляются обнаженными во ржи на берегу озера или разгуливают по берегам в красных сарафанах. У карел, в свою очередь, водяной мог иногда иметь тело не черного цвета, как обычно, а красного.

Вообще, русалка — один из самых сложных образов в славянской мифологии, дух в облике женщины, появляющийся обычно перед мужчинами. Интересен тот факт, что в традиционных русских поверьях о рыбьем хвосте русалки упоминаются редко. Ее образ часто связывают с другими водяными и лесными духами женского пола: кикиморами, лешачихами. Поэтому в ней есть нечто и водное, и лесное — в поверьях русалка обычно сидит на дереве у лесного ручья в облике обычной девушки (без пугающего рыбьего хвоста).

* * *

Итак, каждый образованный человек знает легенды о русалках, которыми богат фольклор европейских народов. Между тем в Карелии тоже есть свой цикл легенд и сказок о девушках, живущих в глубинах озер и рек, и, пожалуй, одна из самых красивых, но и печальных историй связана с заливом Импилахти на Ладожском озере. Название Импилахти переводится на русский язык как «залив русалки».

Вообще, предание о заливе Импилахти, на берегу которого расположена небольшая карельская деревня с аналогичным названием, как будто сошло со страниц книг немецких романтиков.

Первым об этом предании в своей книге «Ладожское озеро» рассказал известный исследователь А. П. Андреев, обследовавший крупнейшее в Европе озеро в конце ХIХ века. Он же и приводит само предание: «жили в тех местах двое молодых людей, которые страстно полюбили друг друга. Парень был из бедной семьи, а девушка — из зажиточной. Ее родителям кандидат на руку дочери показался не самым подходящим, и они принялись расстраивать свадьбу. Но любовь была сильнее, привязанность молодых крепла, и тогда родители невесты пошли на крайние меры». Что именно они сделали — неизвестно. Более старинная и поэтическая версия легенды рассказывает о зловещем колдовстве с использованием заклинаний лопарских шаманов, более прозаическая и современная говорит, что парня отдали в солдаты. Как бы то ни было, жениха удалось куда-то отослать.

Помешать такому развитию событий девушка не могла — ее заперли дома. Разлука разбила юное сердце. Как отмечает Андреев, «миловидное создание изнывало, таяло и в одну непогодливую ночь убежало из дому, бросилось с высокой здешней гранитной скалы в воду и превратилось в импи, в какое-то фантастическое существо, вроде хорошенькой, очаровательной русалочки. Каждые сутки, в полночь, это неуловимое создание выходило из глубины, плескалось, тешилось в воде, играя, как бы звало кого-то и потом издавало душераздирающие звуки. Эхо здешних мест далеко разносило эти звуки и наводило ужасный страх на всю окрестность. Родители погибшей девушки сильно горевали и, тоскуя по ней, вскоре умерли. Жених пропал без вести». Воды эти после такого грустного события у местных жителей получили название залив Импи.

Андреев, как и всякий исследователь, приводит свое объяснение тому, из-за чего на самом деле появилось это предание. Он пишет, что вид здешних скал — угрюмый, таинственный, и в то же время исполненный скрытого очарования, навевал на созерцателей поэтическое настроение. Предание же о криках импи может быть связано либо с игрой рыб в лунную ночь, либо с перелетными птицами.

Однако и в наши дни встречаются люди (ученые-геологи, туристы, рыбаки), которые утверждают, что видели сидящую на большом камне и плачущую импи.

Побывайте в Импилахти, побудьте ночной порой на берегу Ладожского озера, прикоснитесь к практически первобытной природе — и, возможно, сможете убедиться, что русалки — вовсе не плод фантазии местных жителей…

Алексей ПОПОВ, вице-президент международной академии меганауки, Петрозаводск.

Поделиться в соц. сетях
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal

Комментарии:

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>