В древней кирхе живет привидение?

- Эти стены возводились руками крещеных пруссов, — рассказывает заместитель директора Калининградского областного историко-художественного музея Анатолий ВАЛУЕВ. — Другой массовой рабочей силы на этих землях тогда просто не было. В XIV веке переселенцы из Германии жили в основном в Кенигсберге.

Несмотря на то, что последние несколько столетий своей истории церковь в поселке Гвардейское (раньше он назывался Мюльхаузен) была протестантской, под ее сводами еще видны католические фрески. Сейчас ради их воссоздания каждое лето сюда приезжают реставраторы из Русского музея. По их словам немалая часть изображений — сцены Страшного суда и ада.

Призрак неутешной Маргариты

Утверждают, что здесь покоится прах дочери Мартина Лютера — Маргариты фон Кунхайм. Сторонники учения ее отца по всей Европе боролись с католическими канонами, старательно закрашивая и зашпаклевывая «устаревшие» фрески. То же самое произошло и в кирхе Мюльхаузен. Сцены Страшного суда по мановению кистей лютеранских «иконоборцев» исчезли под толстым слоем побелки на несколько столетий. К моменту, когда красивое католическое убранство церквей в окрестностях нынешнего Багратионовска исчезло, дочь Лютера крепко обосновалась в имении своего мужа, Кнаутене, совсем неподалеку от Мюльхаузена. Но счастья в семейной жизни она не снискала: шесть из девяти рожденных ею детей умерли.

- Страшный суд, который так старательно прятали от глаз своей паствы сторонники ее отца, «догнал» ее еще в этом мире, — говорит Валуев. — Жизнь самой дочери церковного реформатора оказалась короткой — 36 лет. Сегодня в кирхе на всеобщее обозрение выставлены эпитафии и самой Маргариты, и ее мужа.

Прогуливаясь по старинной мостовой в поисках аллеи поместья Кнаутен, мы встретили женщину средних лет. Разговорились. Женщина рассказала, будто ее брат совсем недавно слышал неподалеку от кирхи девичий голос. Он словно перечислял немецкие имена. Потом захлебнулся в собственном плаче и стих. Селянин обошел кирху, но так никого около нее не увидел.

Свет в храме так и не зажегся

У ворот реставрируемой кирхи корреспондентов «Комсомолки» встретила руководитель местной евангелистской общины Елена Каац. Раз в неделю под сводами кирхи она собирает несколько десятков семей. Приезжий пастор читает проповеди. Сегодня службы нет, и Елена направляется к рубильнику. Она говорит, что при свете средневековые фрески будет видно намного лучше. Когда рука протестантки касается рубильника, электричество в католической церкви так и не загорается.

- Такое вот тут место, — говорит Каац.

По словам селян, некоторые потомки довоенных жителей этих мест, да и просто предприимчивые немцы высказывают желание переселиться сюда окончательно. Прямо напротив кирхи уже появился один такой переселенец. Купил дом. Пока он бывает здесь только летом. Когда закончится ремонт, переселится навсегда.

КАК ВОССТАНАВЛИВАЮТ РОСПИСИ

Спасение любой настенной средневековой росписи, некоторые из которых еще сохранились в кирхах Мюльхаузена и Арнау, — дело не одного года. По словам специалистов, один из самых сложных этапов — выяснение того, как стена «реагирует» на окружающую среду. Для этого в ней по всей площади проделываются небольшие отверстия. В них загоняется специальный раствор. Через месяц эти «маячки» достают и по их состоянию делают выводы о поведении фресок в той окружающей среде, которая стала естественной для росписей с момента, как кирха пришла в запустение. По этой системе ученые уже «наблюдают за здоровьем» кирхи в Арнау.

Поделиться в соц. сетях
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal

Комментарии:

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>