Русальная неделя

Духи плодородия.До того как русалки стали разновидностью мелкой нечистой силы, их почитали как духов природы, которые могли повлиять на погоду и урожай. Большинство обрядов, проводимых на русальной неделе, направлены на задабривание этих созданий.

Во время Семицкой недели русалки выходят из своих подводных убежищ и разбредаются по прибрежным лесам, водят хороводы в лунном свете и бегают по цветущим полям. По древним поверьям, русалки исполняют обряд, связанный с защитой посевов. Поэтому в это время сельскохозяйственные угодья были целиком отданы в распоряжение русалок. Тех, кто пытался работать в праздник, русалки могли жестоко наказать — в их власти было наслать засуху и неурожай, или просто вытоптать проросшие колосья.

Русальная неделя считалась особенно опасной для купания — нарушителей спокойствия водоемов могли утащить на дно или завлечь в хоровод и закружить, защекотать насмерть.

Считалось, что русалками и русала-ми становятся умершие до вступления в брак девушки, некрещеные дети и те, кто добровольно покинул этот мир, бросившись в воду. Маленькие дети особенно уязвимы для чар русалок, поэтому молодые матери задабривали русалок, развешивая в лесу на ветвях одежду для русальихдеток, рушники или другие подарки. Для мужчин же опасно было поддаться чарам русалок. Согласно одной легенде, цветок василек появился после того, как некий юноша по имени Василий влюбился в русалку и последовал за ней в подводные чертоги. Его душа превратилась в цветок, синий, как глубокие воды, и цветущий на хлебных полях, находящихся под покровительством русалок.

Завивайся, венок.

Одним из значимых обрядов, посвященных русалкам, было «завивание березок». До недавнего времени его можно было увидеть в некоторых селах Калужской области.

Обычно в ритуале принимали участие только женщины. Праздник начинался в деревне в Духов день. Жители собирались вместе, пели песни, водили хороводы. Потом процессия во главе с хранителями традиций направлялась в лес, где выбирали место рядом с ржаным полем. Находили два молодых березовых деревца, стоящих недалеко друг от друга, и снова пели ритуальные песни-. И уж после этого приступали собственно к завиванию березок: макушки молодых деревьев связывали, переплетая ветви, украшали цветами и пестрыми лентами. Слова песен, которые поются вокруг такого венка, уже почти утрачены: «Завивайся, венок, завивайся, зеленой, окружись, ощутись, это богу венок, это богу зеленой». В разных местностях можно увидеть различные вариации этого праздника, но в большинстве областей ритуал проводят в четверг, называемый Семик.

А в воскресенье женщины снова собирались вместе и с песнями шли к оставленному в лесу венку. Ветки березок распутывали со словами «Развивайся, венок, развивайся, зеленой». Из макушек делали два венка, больше похожих на букеты. Такие венки украшали цветами, лентами, иногда подвязывали красными платками. За главными венками шли девушки, каждая со своим венком, но размером поменьше. Вся процессия двигалась к ближайшему водоему под звуки песен, частушек, а если был на селе гармонист, то и с музыкальным сопровождением. Веселье продолжалось до позднего вечера — пока не приходила пора загонять домой скотину.

А уж после всего веселья шли венки «заливать». Венки бросали в воду и смотрели, как они плывут. Если не потонут, не «зальются», значит, хороший год будет, урожайный. Плохой приметой было, если «зальется» чей-то личный венок — такому человеку не суждено было дожить до следующего года. Ни одни родители не отдавали своих дочерей замуж за того, чей венок утонул на глазах у всей деревни.

По венкам гадали и на другие вещи: если венок беспрепятственно плыл вперед, это означало грядущее счастье, вертящийся на месте — к расстройству свадьбы, семейным ссорам. По направлению, в котором поплыл венок молодой девушки, можно было узнать, в какую сторону она выйдет замуж, а если он оставался на месте, то в текущем году ей предстояло еще ходить в девках.

Забытые традиции.

Еще одна традиция, тесно связанная с березовыми венками, это кумление над кукушкой. В этом обряде могли участвовать только молодые девушки. Кукушку сплетали из веток и травы, перевязывали лентами и закрепляли наверху молодой березки. Во время завивания березок подруги трижды целовались сквозь заплетенные ветви, а потом обменивались подарками — лентами, колечками или сережками. В более поздние времена подруги могли обменяться нательными крестиками. Считалось, что такой обряд закрепляет их дружбу до конца жизни, так оно часто и случалось. Другим обрядом, связанным с кумовством, было моргостье, во время которого одна кума ездила к другой в гости на помеле.

Также русальная неделя тесно связана с обычаем поминовения предков. Во вторник на кладбищах справляли задушные поминки. По старинным поверьям, в этот день души покойников возвращались на землю и бродили, вспоминая свою земную жизнь. Поэтому во вторник на Семицкой неделе было принято оставлять на могилах различные подношения, обычно это были яйца, окрашенные в желтый цвет, блины и лепешки. Те покойники, которые не получили своей порции, могли вступать в споры за подношения с русалками, а уж русалки в свою очередь мстили за это живым.

В день задушных поминок также навещали заброшенные могилы, места упокоения удавленников и опойцев, людей, погибших насильственной смертью. Вплоть до конца XVIII века в России существовали божедомки, или убогие дома, куда в течение года свозили покойников, найденных на дорогах, тех, кого не забрали родственники, бездомных. Именно на Семик их отпевали и погребали в землю.

Проводы русалок.

Также к русальским обычаям относят «проводы» или «похороны» русалки. Этот обряд призван завершить праздник и символизирует избавление села от нечистой силы. Особенно был распространен этот обычай у восточных славян: в южнорусских областях и восточном Полесье.

В последний день русальной недели или в понедельник Петрова поста девушки выбирали из своей среды «русалку». Ее наряжали в зеленую одежду, украшали ветвями и венками, а потом вели ряженую за пределы села. Местом обряда могло быть ржаное поле, кладбище или место у реки. Там с «русалки» срывали венки и бросали их в воду, в костер или за ограду кладбища, в зависимости от того, где проходил ритуал. После этого участники разбегались с места проводов, чтобы русалка не догнала и не навредила. В некоторых областях роль русалки исполнял специально выбранный для этого юноша, наряженный в венки из веток.

Русалок можно было прогнать и другим способом: в ночь молодые люди бегали по полянам с помелами и, размахивая ими, кричали «Догоняй!». Русалки пугались и уходили из деревни. А наутро их неограниченная власть и вовсе заканчивалась — на рассвете уже без опаски можно было заходить в воду.

Сегодня многие языческие традиции эволюционировали в одобренные церковью ритуалы: поминовение душ покойных, украшение жилищ и дворов зеленью, особенно березовыми ветвями. Долгое время церковь яростно преследовала тех, кто отправлял старинные обычаи с плясками и хороводами, но постепенно старые традиции наполнялись новым смыслом и преследования хороводов прекратились. Сегодня христианство и возрождающееся язычество могут спокойно сосуществовать рядом, беда только в том, что многие традиции уже утрачены, возможно, безвозвратно.

Поделиться в соц. сетях
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal

Комментарии:

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>