8619-ed104a

Жертвы странным богам Ганга (5 фото)

Все помнят историю Стеньки Разина и плененной им персидской княжны, которую удалой разбойник бросил в набежавшую волжскую волну. Однако мало кому известно, что корни этого фольклорного эпизода уходят к архаическому ритуалу-жертвоприношения водному божеству.

Собиратель русского фольклора А. Н. Афанасьев описывал многочисленные случаи принесения в жертву «водяному» живой лошади или конского черепа, и это только малый отголосок куда более древних обрядов, подразумевавших, в том числе, и человеческие жертвоприношения.

Между прочим, к тому же самому ритуалу восходит современный обычай кидать в водоем мелкую монету. Кто же такой этот загадочный «водяной», требующий регулярной пошлины? Для ответа на этот вопрос перенесемся в Индию, где, согласно некоторым предположениям, человеческие жертвоприношения «водяным» сохранились и по сию пору.


КАК НАШИ БАТЮШКИ РЕКУ ГАНГ КРЕСТИЛИ

Вот какая история приключилась в Индии с двумя православными священниками-востоковедами о. Дионисием Поздняевым и о. Виталием Зубковым. В сопровождении сотрудника Общества культурных связей с Индией Натальи Лидовой батюшки направились в наиболее почитаемый священный центр индуизма и средоточие брахманской учености — город Варанаси, более известный как Бенарес, или Каши.

Согласно индуистским преданиям, город был построен Шивой 5 ООО лет назад. Здесь, на берегу Ганга, расположены гхаты — места для ритуального омовения и кремации усопших, со ступенями, спускающимися к воде. Чтобы узреть легендарную лестницу, наши герои воспользовались услугами местного лодочника.

Подплыв к цели своего путешествия, они внезапно увидели в воде спину огромного животного или рыбы размером с буйвола. Затем появилась голова с высоким лбом, длинной вытянутой пастью и утолщением на кончике носа, похожим на слоновый хобот. Следом показался змееобразный хвост с плавником. Существо было серо-стального цвета. Лодочник смертельно перепугался и на вопрос, кого же они увидели, ответил, стуча зубами, что это «дельфин, который ест несожженные и полусожженные трупы, а также иногда хватает и уносит с собой живых людей, которые совершают в Ганге омовение».

По возвращении в отель батюшки решили проверить сведения, полученные от лодочника, и принялись расспрашивать о дельфинах у местного служителя. Тот поведал, что это не дельфины, а «суис». Впоследствии на одном из барельефов старинной буддийской ступы в Центральном музее Калькутты батюшки обнаружили изображение своего гангского знакомца. Без сомнения, это был «суис», или «сусамар» (что в переводе с санскрита означает «тот, кому приносят в дар смерть», или «злой демон, которому приносят дары»).

Согласно индуистской традиции, тело покойного должно быть кремировано в первый же день после смерти. Сжигают покойных не полностью, а трупы детей до 5 лет просто целиком бросают в воды Ганга. По мнению православных священников, сожжение в первый день после смерти можно рассматривать как человеческое жертвоприношение.

Они полагают, что кормление трупами «Матери Ганга» и обитающего в нем «зверя» есть подлинная суть индуизма, которая тщательно скрывается от простых индусов. Благо кастовая система с обособленной группой жрецов с легкостью позволяет манипулировать людским сознанием, выставляя на всеобщее любование безобидные обряды жертвоприношения цветов и скромно замалчивая страшную правду «кровавых языческих культов».

Но есть и другая версия этого происшествия. Один из священников, находившихся в лодке, решил ни много ни мало «окрестить Ганг». Ничтоже сумняшеся, отважный миссионер извлек из кармана флакон со святой водой и вылил содержимое в реку. Из воды незамедлительно всплыли несколько гигантских созданий и своими тонкими длинными носами принялись пинать утлую лодку, явно намереваясь ее перевернуть. По этой причине у лодочника случился самый натуральный ступор. После необычной атаки нашим незадачливым путешественникам, в немалой степени благодаря усилиям Натальи Лидовой, удалось причалить к главному гхату и успешно выбраться на берег.

О СУСУКАХ И ГАВИАЛАХ

Чтобы разобраться в хитросплетениях этой удивительной истории, нам следует познакомиться с двумя удивительными созданиями, живущими в Ганге.

Первое из них — представитель группы речных дельфинов, известный как гангский дельфин (Platanista gangetica), или сусук, названный так из-за характерного звука, издаваемого им при дыхании. Судя по всему, это и есть таинственный «суис», или «сусамар», которого красочно описали русские священники.

Дельфин и гавиал Ганга

Гангский дельфин располагает небольшой головой, маленьким мозгом и необычно длинным узким клювом (18-20 см), который заметно утолщается к концу и приспособлен к поиску пищи в донном грунте. Вопреки мифам, животное питается рыбой, ракообразными и моллюсками. Сусук является первым представителем семейства китовых, на которого официально была запрещена охота (в «Нравственных эдиктах» индийского царя Ашоки, более 2 000 лет назад, сусука внесли в список охраняемых видов).

В настоящий момент некогда многочисленная популяция животных балансирует на грани вымирания. В верховьях, где преимущественно обитает гангский дельфин, монахи и паломники считают его неприкосновенным и подкармливают буквально из рук.

Второе существо, упомянутое в рассказе священников, в гораздо большей степени подходит под описание чудовища, которому приносятся человеческие жертвы. Речь идет о гавиале — единственном виде в семействе гавиаловых крокодилов. Ареал его обитания также ограничен речной системой бассейнов рек Инд, Ганг и Брахмапутра. Крокодил питается рыбой, притом не брезгует и птицами, и млекопитающими, зазевавшимися на берегу, да и трупами, похороненными в водах Ганга: в желудках гавиалов иногда находят останки человека и драгоценные камни.

Драгоценности гавиалы заглатывают для балласта и в качестве гастролитов — камней для перетирания пищи в желудке. Большую часть времени крокодил проводит в воде, предпочитая держаться спокойных участков в глубоких быстротекущих реках. О ритуальном почитании этого пресмыкающегося, если таковое и имеет место среди многочисленных индийских сект, нам ничего не известно.

РУССКИЙ СЛЕД

Хорошо, скажет дотошный читатель, пускай в Индии поклоняются рептилиям или речным дельфинам, а кому же приносили жертвы на Руси, о которых писал Афанасьев? Как это ни странно, но именно на Руси в стародавние времена был весьма распространен культ ящера-коркодела, подробная реконструкция которого принадлежит советскому историку Борису Рыбакову.

«Баба-Яга деревянная нога едет с коркодилом дратися»


Этот культ был важен для новгородцев, которые Свои земледельческие моления адресовали преимущественно рожаницам, а вот просьбы о рыбных богатствах и водных путях обращали к повелителю вод, выступавшему в двух ипостасях: как бог Ильменя и Волхова и как царь «синего моря соленого».

В тридцатом томе «Полного собрания русских летописей» рассказывается о невероятном эпизоде, относящемся к 1582 году: «В лето изыдоша коркодилы лютии из реки и путь затвориша, людей много поядаша, и ужосашося люди и молиша Бога по всей земле. И паки спряташася, а иных избиша».

Академик Рыбаков полагал, что речь идет о реальном нашествии речных рептилий. А вот о том, откуда взялись эти самые ящеры-коркоделы на земле русской, история, к сожалению, умалчивает.


Алексей КОМОГОРЦЕВ

Поделиться в соц. сетях
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal

Комментарии:

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>