Тайны лаврских пещер

Свет свечи сливается с мерцанием лампадок, озаряющих белые, слегка влажные стены. Прохлада подземелья и дух предков, отошедших в мир иной по воле Неба… Для кого-то все это — не более чем романтика, для кого-то — возбуждение острых ощущений, а для кого-то — возможность прикоснуться к Божьей благодати в общении с проводниками Неба на земле.

"Затворники, достигшие при жизни духовного совершенства, были собеседниками ангелов, и во мраке пещер видели Божественный свет", — говорит мне отец Лонгин, игумен Киево-Печерского монастыря. Он знает о чудотворной силе мощей не понаслышке, потому что когда-то и сам получил исцеление, благодаря молитве к преподобному Агапиту, который при жизни был лекарем. И хотя те, кого мы именуем святыми, уже отошли в мир иной, они оставили частичку себя на земле. В виде нетленных мощей…

ОЧЕВИДНОЕ ИЛИ НЕВЕРОЯТНОЕ?

Спускаясь по брусчатой дорожке к подножию лаврских пещер, невольно задумываешься о тех, кто в них лежит: они под землей и одновременно на Небе; они мертвы, однако биологические исследования свидетельствуют о том, что смерть не властна над ними. Уже много веков нетленные мощи святых остаются загадкой для исследователей и предметом поклонения для верующих…

Каждый день сотни тысяч паломников преодолевают километры пути, чтобы прикоснуться к святыням, к которым смело можно отнести и Киево-Печерскую лавру. Как это ни удивительно, но меньше всего посещают лавру именно киевляне. Приезжие ценят каждую секунду, проведенную в пещерах, прославленных чудесами.

О лаврских пещерах ходит много слухов, навеянных жаждой чудес и догадками. К примеру, говорят, что тапочки, которые периодически меняют на ногах почивших святых, оказываются стертыми, а сами мощи распространяют на удивление приятный запах. Кроме того, ходят легенды о чудесах и видениях, которые являлись в пещерах, о том, что мощи не мумифицировали, а они чудесным образом не истлели. Для того чтобы развеять или подтвердить подобные слухи, я отправилась непосредственно в лаврские пещеры.

В ПОИСКАХ ЧУДА

Мы идем с работницей издательства лавры Меланией и разговариваем о смысле жизни. Моя проводница периодически прерывает разговор: при виде монахов-священников она подходит попросить благословение. Хотя сама признается, что в студенческие годы не была набожной. Напротив, она испытывала дискомфорт из-за того, что на территории лавры нет возможности покурить.

А потом что-то изменилось в ней, и она стала другой. Говорит, что теперь она стала счастливой. Перед входом в пещеру Мелания предупредила: мощи — это не археологическая находка, а святыня, поэтому нужно отбросить праздное человеческое любопытство и попытаться сконцентрироваться на духовной стороне увиденного, если хочешь ощутить благодать этих мест. У двери в подземелье — неуместный шум: девушка спорит с монахом, не позволяющим ей входить в пещеры с оголенными плечами и откровенным декольте; женщина пытается убедить продавца свечек в том, что ярко красная помада на ее губах защищает их от обветривания, поэтому она не может ее стереть; двое маленьких детей дерутся, выхватывая друг у дружки свечи…

"Благодать, — говорит мне Мелания, — может посетить каждого человека независимо от того верующий он или нет". Мы спускаемся вниз, где в тишине пещер вдруг раздается крик удивленных туристов: "Смотри руки! У него коричневые руки!" Речь, как я понимаю, идет о мощах, частично выглядывающих из-под одежды святого.

На мой вопрос, почему мощи скрыты под стеклом, Мелания отвечает, что такая необходимость возникла в советское время, так как бывали случаи вандализма. В древности мощи были открыты, и люди прикладывались губами непосредственно к рукам святых, из-за чего за многие века их поверхность стерлась почти до костей. Сейчас же мощи еще могут быть испачканы помадой, которую не пожелают стереть у входа кокетки.

ЧТО ТАМ ЗА ДВЕРЬЮ?

Мы подходим к отсеку пещер, где в стеклянных и серебряных сосудах лежат черепа. "Это мироточивые главы, — поясняет Мелания. — Время от времени они выделяют благоухающее миро, которое обладает целебными свойствами". По ее словам, миро (по консистенции это вещество напоминает растительное масло, однако имеет тонкий цветочный аромат) скапливается на поверхности главы святого и собирается монахами по каплям. Бывали случаи обильного мироточения. В советские времена, когда церковные явления пытались объяснить с научной точки зрения, провели лабораторные исследования мироточивых глав из лаврских пещер. К удивлению ученых-атеистов, опыты показали, что миро (святой елей от мощей) является высокоочищенным маслом, в котором содержится белок, что свойственно только живому организму, и это биологическое вещество синтезировать искусственным путем невозможно…

"А вот за этой дверью скрыты Варяжские пещеры, которые закрыты для посещения", — говорит Мелания. И сразу внимание присутствующих переключается на незаметную деревянную дверь. Всем хочется попасть туда, куда нельзя — это естественно. Однако Варяжские пещеры позволено посещать только монахам, несущим послушание в пещерах. "Пещеры — это не только место получения благодати. Некоторые из них могут посещать только люди с сильной верой, чтобы не поддаться дьявольским искушениям, которые, усиливаются в таких местах", — рассказывают священники. Говорят, что один человек, выпросивший разрешение остаться в пещерах на ночь, наутро был едва жив от демонских нападений. А все потому, что пошел в пещеру из праздного любопытства.

Варяжские пещеры до конца не исследованы и не "укреплены", как, скажем, другие лаврские пещеры. Поэтому проход по ним небезопасен. По узеньким улочкам этих пещер порой нужно пробираться ползком. Однако монахи жили в них целыми десятилетиями.

Мелания предупреждает наиболее часто задаваемый посетителями вопрос: как в таких условиях монахи, простите, справляли обычные человеческие потребности? Конечно, для современного человека, съедающего несколько килограммов пищи за день, этот вопрос является более чем важным, говорит она. Однако для монахов порой употребляющих одну просфору (постный церковный хлебец) в неделю, это не было проблемой.

Уже при жизни некоторые монахи прославились своей богоугодной жизнью, они исцеляли больных, по их молитвам совершались чудеса. И после смерти тела этих святых людей не истлели и так же, как при жизни, к ним обращаются за помощью в телесных и духовных нуждах.

В монастыре был обычай хоронить умершего брата в специальной нише — локуле, из которой тело через определенное время доставали, чтобы проверить: истлело оно или нет. Если мощи истлевали, останки монахов переносились в костницу, если нет — оставляли в локуле, которую закрывали иконой и молились перед ней святому. С XVI века мощи стали перекладывать в специальные раки (гробницы) для поклонения паломников.

Мощами в древности называли останки почивших людей. Моя проводница поясняет, что святые мощи — это не мумии, которые бальзамируют, их не подвергают никакой специальной обработке. Святые мощи — это останки святых людей, тело которых по кончине чудесным образом не поддалось тлению, разрушению, как тело обычного человека. Мощи могут быть нетленными полностью или частично. Подлинность нетления свидетельствуется собором священнослужителей и благочестивых мирян Православной церкви.

Свеча практически догорает, и мы выходим на свет.

Я поднимаюсь наверх с легкостью, как будто побывала не под землей, а спустилась с Небес. Где-то глубоко внутри поселилось приятное чувство: возможно, сейчас откуда-то сверху кто-то смотрит на меня и незримо помогает.

Наталья Мелещук, "CN-Столичка"

03.07.2006

Поделиться в соц. сетях
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal

Комментарии:

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>