Андрей Юревич против эзотериков

Заместитель директора Института психологии РАН, доктор психологических наук, член-корреспондент РАН Андрей Юревич объяснил страсть человека к мистическому, особенности психологической культуры в России, а также поделился мнением, что государству следует делать с почти миллионом эзотериков в России.

- Андрей Владиславович, объясните, пожалуйста, интерес человека к загадочному и таинственному. Это естественная потребность личности или свидетельство некой ее пассивности, фатализма?

- Пожалуй, это свидетельство и того, и другого. Действительно, рационализм достаточно скуп и в больших количествах несколько надоедает. Человека всегда тянуло к мистическому, иррациональному, тем не менее в мировой истории этот интерес успешно сочетался с развитием рациональной науки, которая на протяжении своего существования выполняла еще и чудотворческую функцию: полет человека в космос, многие научные открытия воспринимались как чудо.

- Но получается, что ни наука, ни религия в полной мере не удовлетворяли эту потребность в чудесах?

- Верно. Но частично, безусловно, религия и наука тоже отвечают этим потребностям.

- Анализируя эти потребности, нужно ли учитывать особенности менталитета конкретного народа?

- Да, конечно, многое зависит от менталитета народа, его культурно-исторических особенностей и так далее. На земном шаре до сих пор существуют культуры, основанные на верованиях в мистику, колдунов, шаманов и прочее, многие африканские страны живут таким образом, и не только они, тогда как западные страны в этом смысле более рационалистичны.

При сохранении и устойчивости неких базовых особенностей менталитета, например российского, эта потребность в чудесах по-разному выражается в разные исторические времена. Наш менталитет был примерно одинаковым в досоветские, советские и постсоветские времена. В нашем сознании происходили определенные изменения, вызванные социально-историческими условиями, но ядро нашего менталитета оставалось неизменным.

Но на фоне относительного постоянства российского менталитета отношение к эзотерике в нашей стране было очень разным в различные исторические периоды. Как обходились с людьми, возомнившими себя колдунами или экстрасенсами, например, в советское время, мы хорошо знаем. А вот в постсоветское время на фоне примерно того же менталитета в нашем обществе наблюдается настоящий бум астрологов, магов, колдунов и других эзотериков. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в нашей стране сейчас практикуют около 800 тыс. эзотериков. Лично мне кажется, что эта цифра завышена, но что их очень много, несомненно.

Отвечая на ваш вопрос: безусловно, связь с менталитетом существует, но существует еще ряд факторов, влияющих на отношение к эзотерике.

- Что это за факторы?

- Во-первых, в смутные времена интерес к мистическому в обществе, как правило, возрастает. Яркий тому пример Германия довоенного времени (1930-е годы), что очень хорошо описано в романе «Братья Лаутензак». В России всплеск интереса к оккультизму отмечается в 1920-е годы, а также в наше время. Наши соотечественники (да и не только они) пережили распад Советского Союза и крах социалистической системы, которые они считали вечными и незыблемыми. В этих условиях люди могут поверить во что угодно.

Вторая причина — реклама в СМИ: на многих российских телеканалах немало эфирного времени выделено различного рода астрологам, в то время как рациональную науку и ее представителей — ученых — практически не показывают.

Третья причина — легализация этой деятельности в современной России. Общеизвестно, что в эпоху Средневековья во многих странах колдунов сжигали на костре, в СССР людей, заявлявших, что они обладают паранормальными способностями, отправляли в психиатрические клиники. Сейчас же эти люди легализованы, создают коммерческие структуры, зарабатывают на наших согражданах, и все попытки каким-то образом упорядочить эту деятельность до сих пор никакого результата не возымели. Насколько мне известно, соответствующий законопроект уже несколько лет лежит в Госдуме РФ, но до сих пор, как видим, не принят.

Кроме того, в нашей стране есть достаточное число людей, которые разочаровались в официальной медицине и, потеряв надежду на исцеление традиционными способами, обратились к оккультизму. Также надо учитывать такую причину, как утрата рациональной наукой прежнего престижа и влияния на наше общество. Как только утрачивается влияние рационального, возрастает влияние иррационального — свято место пусто не бывает…

Еще один немаловажный аспект: эзотерика откровенно имитирует науку. Маги, парапсихологи, экстрасенсы создают свои организации по образу и подобию научных организаций: академии оккультных наук, соответствующие институты, представителям которых присваиваются себе «ученые степени», сильно напоминающие ученые степени в науке, такие как, например, «доктор парапсихологических наук», «магистр белой или черной магии» и так далее. К тому же эзотерики активно оперируют научными понятиями. В качестве примера приведу понятие биополей — в науке их существование — гипотеза, пока не доказанная. Эзотерики же представляют существование биополей как устоявшийся факт, будто оно доказано наукой, хотя это не так.

- Значит ли это, что россияне утратили веру в возможности священнослужителей или психологов?

- Это не совсем верно потому, что количество верующих в нашей стране растет, по крайней мере людей, называющих себя верующими. Также растет число прихожан, то есть, на мой взгляд, религиозность наших граждан возрастает.

Что касается психологов, согласно результатам недавно проведенного «Левада-центром» опроса, к психологам обращается (или когда-либо обращались) порядка 10% россиян, тогда как к эзотерикам, магам, экстрасенсам и прочее — 20%, то есть в 2 раза больше.

Причины, как мне кажется, заключаются в том, что, во-первых, о психологах наши сограждане мало знают, плохо различают психологов, психотерапевтов, психиатров, психоаналитиков, а это представители близких, но все же разных профессий.

Во-вторых, у нас традиционно как-то не принято иметь психологические проблемы, что, кстати, отражено в нашей современной литературе. Если же эти проблемы все же имеются, то их, как правило, обсуждают с друзьями — со стаканом спиртного, но не с психологами. В этом отличие нашей психологической культуры от западной, где к психологам ходят так же часто, как к врачам-терапевтам, причем существуют психологи как для богатых, так и для бедных.

Известно, что в развитых странах практикующих психологов примерно в 20 раз больше, чем в развивающихся, что и понятно: чем беднее страна, тем больше там значимы материальные проблемы и тем меньше удельный вес психологических проблем. Наша страна занимает некое промежуточное положение между развитыми и развивающимися странами, поэтому мы только начинаем осваивать психологическую культуру.

- Чем опасно общение с эзотериками? В каких случаях их услугами можно воспользоваться?

- Они действительно могут принести некоторую пользу — терапевтического плана: если человек верит в то, что ему поможет колдун, тот действительно может ему помочь, но не за счет колдовства, а за счет психотерапии.

Но, конечно, вреда здесь гораздо больше, чем пользы. Зачастую это пустая трата времени и денег, ведь пока человек лечит свой недуг нетрадиционным методом, время уходит, а ему мог бы помочь врач!

Эту проблему следует обсуждать и на уровне общества в целом. Здесь очевидно противоречие: с одной стороны, мы провозглашаем курс на построение инновационной экономики, экономики знаний, с другой стороны, у нас число эзотериков в 2 раза больше, чем профессиональных ученых, и почти столько же, сколько ученых и медиков, вместе взятых. Возникает вопрос: экономику каких знаний мы собираемся строить? Эзотерических?

- Если человек зачастил к оккультисту, который оказывает на него очевидно дурное влияние, что делать близким?

- Если человек идет к эзотерику, значит, у него есть какие-то проблемы. Есть категория людей, у которых, в общем-то, все в порядке, они лишь стараются улучшить свое благосостояние и приходят по рекламе «заговорю на деньги», «обеспечу материальное благополучие» и так далее. Но в большинстве случаев люди обращаются с проблемами здоровья или душевными травмами. В этих ситуациях целесообразно отправить человека к психологу или врачу. Нужно попытаться внушить близкому, что походы к гадалкам и магам — это пустая трата времени и денег, а оккультные услуги — это чистая профанация.

- На Ваш взгляд, должно ли государство вмешиваться в отношения эзотериков и населения?

- Безусловно — хотя бы потому, что у россиян выманивают деньги, а нередко и наносят вред их здоровью. Нет сомнений, что государство должно регулировать эту деятельность, но оно совсем не регулирует ее, и это очень странно.

Давайте разберем ситуацию с двух сторон. Допустим, что действительно возможно насылать порчу, привораживать, заколдовывать и так далее, тогда Госдуме, например, необходимо принять закон о защите населения от порчи и сглазов, а правоохранительным органам бдительно следить за эзотериками. В этом случае нам следует пересмотреть свое отношение и к средневековой охоте на ведьм. Если же магической силы не существует, тогда те люди, которые предлагают соответствующие услуги, просто мошенники и их необходимо привлекать к ответственности по соответствующей статье. То есть в любом случае государству следует вмешаться, но оно этого не делает.

- Кто должен выступать с подобной инициативой?

- Если бы у нас существовало гражданское общество, представленное различными общественными организациями и характерное для развитых стран, то инициатива могла бы исходить снизу. Но поскольку такое общество в нашей стране пока не сформировано, нововведения возможны только по указке сверху. Я думаю, что во властных кругах эта ситуация не может оставаться незамеченной — нельзя не заметить 800 тыс. практикующих эзотериков в России и последствия их деятельности.

- Ваш прогноз — можно ли свести на нет влияние гадалок и магов на наших сограждан в ближайшем будущем?

- Это зависит от того, каким путем пойдет наше общество: если мы будем развивать экономику, основанную на знаниях, перестанем разрушать науку (например, путем ликвидации РАН), будем вкладывать средства в развитие наукоемкого производства, которое подтянет за собой науку, если мы превратимся в промышленно развитую страну, то вера в иррациональное постепенно сойдет на нет. Если же мы будем пребывать в нашем нынешнем или в еще худшем состоянии, то иррационалистические настроения в обществе и влияние эзотериков будут возрастать.

Беседовала Алевтина Шаркова

Поделиться в соц. сетях
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal

Комментарии:

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>