Этот мир придуман не нами (4 фото)

Древние учёные были убеждены, что жизнь на Земле напрямую зависит от энергий космоса, периодически меняющих свой характер.

О том, что мир наш наполнен ритмами, мы знаем из собственного опыта: ритмы сердца и дыхания, суточный, месячный, годовой. Их связывают с вращением Земли, с Луной и Солнцем. Догадываемся мы и о более продолжительных периодах — 7- и 12-летних. А история намекает ещё и на столетние: материализм и рационализм, господствующие в середине каждого века, с загадочной закономерностью сменяются романтизмом и мистическими настроениями на стыке столетий.

Пятисотлетние ритмы связывают с Большими парадами планет — раз в 480—500 лет планеты Солнечной системы скапливаются с одной стороны нашего светила, суммируя своё воздействие. И каждый раз это событие знаменует переломный момент в истории человечества. Длится такой парад всего несколько лет, но он высвобождает накопленные человечеством скрытые силы и как бы программирует судьбу нашей цивилизации на пять веков вперёд.

Эпоха крайностей

Древние были убеждены, что существуют ещё более длительные циклы — так называемые эпохи. Согласно древней традиции, они чередуются как вдох и выдох: активная сменяется пассивной. Если со вниманием отнестись к идеям предков, то можно заметить, что для эпох пассивных характерны «женские» качества: самоуглубление, пассивное восприятие мира, попытки объединения (синтеза). Человечество ощущает мир как данность и пытается не столько переделать его, сколько осмыслить и приспособиться. А вот в активную эпоху (анализа) доминируют «мужские» черты: стремление активно воздействовать на окружающий мир, разрушать, расчленять, преобразовывать, перестраивать всё и вся.

Одной из первых «женских» эпох в истории человечества была эпоха Близнецов, 7—5-е тысячелетия до н.э. Её результат — возникновение письменности, позволившее общаться на расстоянии, сохранять и объединять знания. На смену ей пришла «мужская» эпоха Тельца (5—3-е тысячелетия до н.э.), эпоха первичного освоения природы. Эпоха анализа со временем теряет запас энергии, и её сменяет очередная попытка синтеза. «Женская» эпоха Овна (3—1-е тысячелетия до н.э.) — время синтетического взгляда на мир. Математика и поэзия, астрономия и медицина, искусство и религия — всё в эту эпоху воспринималось как нечто целое и объединялось понятием «философия».

Но человечество шло вперёд, накапливая знания. И даже самый универсальный гений уже не мог быть специалистом во всех областях, ему просто не хватало на это жизни. И началась очередная «мужская» эпоха. «Не мир пришёл Я принести, но меч, ибо Я пришёл разделить…» Не исключаю, что среди многих смыслов этих слов Христа есть и такой: это ёмкая характеристика наступившей эпохи. Знаменательно, что рождение Христа совпало с парадом планет — по сути, первой программирующей точкой эпохи разделения. И не случайно её символом стал знак Рыб. Две рыбы, плывущие в разные стороны, символизируют энергетику разделения и противопоставления!

Революционные открытия Коперника, Дж. Бруно, Галилея ошеломили и внесли смуту в умы европейцев: Земля вращается вокруг Солнца, Вселенная бесконечна! С этого началась третья «пятисотлетка» новой эпохи. Победоносное шествие науки и аналитических методов познания во всех сферах жизни. В эти столетия доминировало стремление разложить всё по полочкам, упорядочить мировой хаос, чётко, раз и навсегда отделить истинное от ложного, хорошее от плохого, красивое от уродливого, святое от греховного.

И неудивительно, что попытки выявить некие всеобщие законы природы привели к тому, что был сформулирован так называемый закон дуальности. Мы знаем его как закон двойственности, бинарности, полярности, единства и борьбы противоположностей. Ян — инь, добро — зло, свет — тьма, духовное — материальное, плюс — минус, плохо — хорошо, созидание — разрушение, будущее — прошлое, рождение — смерть, порядок — хаос и т.д. Две крайности чем-то напоминают две стенки тёмного коридора. Утыкаясь то в правую, то в левую стенку, даже слепец может более или менее удачно двигаться в нужном направлении.

Уходящая в прошлое эпоха эта выполнила свою задачу: путём «специализации» смогла углубить знания человечества в самых разных сферах, помогла накопить колоссальные объёмы информации. Бинарная логика лежит в основе всей компьютерной и цифровой техники.

Но это лишь на первый взгляд бинарность — безобидная философская или математическая категория. Логика «да — нет», нацеленная на поиски абсолютной истины и абсолютной правоты (или неправоты), культивируется тоталитарными режимами. Её задача — привить сообществу определённый тип мышления, личный и групповой эгоизм, который проявляется в противопоставлении «я» и «они» (или «мы» и «они»). Они — это те, кто не согласен с нами, внутренние и внешние враги, инакомыслящие. На них можно списать и непопулярные в народе меры, и свою несостоятельность, оправдать безответственность и эгоизм правителей.

Бивалентная логика поддерживает основу тоталитарного мышления — логический фатализм, главный принцип которого — исключение третьего. Или — или. Промежуточных состояний нет. Все противоречия — только антагонистические. Отсюда и практические последствия: «Кто не с нами, тот против нас!»

Сегодня мы дошли до пика — до культа разума и логических построений, культа фактов и технологий. Мы достигли совершенства в умении разрушать и уничтожать. Расщепление атома — вторжение уже в иные измерения и миры — стало апофеозом эпохи разделения.

И… обнаружились потери. Мир оказался разрозненным, расчленённым. В науке уже сотни дисциплин (только в геологии сегодня около 170 самостоятельных разделов), специалисты разных областей знаний перестали понимать друг друга. Как точно охарактеризовал конец этой эпохи основатель теории физических структур профессор Юрий Кулаков: «Наука действительно стала производительной силой, но перестала искать Истину. Безрадостный рационализм, пытаясь всё формализовать, перевести на мёртвый язык алгоритмов, сделал Истину малопривлекательной».

В очевидном упадке и духовная культура, утрачен её основной стержень — ценностные ориентиры. Размыты критерии добра и зла, под видом плюрализма расцветает равнодушие к пороку. Природа уже не выдерживает натиска человека.

Что же можно противопоставить губительному влиянию бивалентной логики?

Мудрость древних

Святая Троица. Художник Херонимо Косида. XVI в

Знаменитый датский физик Нильс Бор (1885— 1962) при посещении Московского университета оставил на стене кафедры теоретической физики весьма крамольную для советской идеологии надпись: «Противоположности не противоречат, а дополняют друг друга».

Эпоха разделения заканчивается. Ей на смену идёт очередная эпоха синтеза. Нет, она не отвергает двойственности, но осмысляет её иначе. И делает следующий шаг в познании мира. Учёные на новом уровне возвращаются к закону троичности, почитавшемуся древними мудрецами. Это закон предполагает наличие не столько антагонизма парных оппозиций, сколько их примиряющего сосуществования. Ведь невооружённым глазом видно, что только благодаря взаимодействию света и тьмы рождаются полутени и мир становится видимым и познаваемым. Именно взаимодействие активного и пассивного, мужского и женского начал космоса порождает жизнь.

Жизнь — это состояние между рождением и смертью, порядком и хаосом, прошлым и будущим, добром и злом. Это и мудрость сохранения равновесия при наличии двух противоположных тенденций. Это и понятие меры, и «золотая середина», о которых говорили мудрецы. Это и «лезвие бритвы», на котором балансирует бытие, пытаясь воспрепятствовать избыткам и недостаткам.

Закон троичности универсален в своих проявлениях. Как и понятие Троицы, он нашёл отражение в разных религиях и философских школах. Он в понятиях «ян — дэн — инь», «созидание — сохранение — разрушение», «рождение — жизнь — смерть», «тело — душа — дух». Связывают этот закон и с такими понятиями, как «будущее — настоящее — прошлое». И с такими фундаментальными категориями, как «информация — энергия — вещество».

С доисторических времён особое значение придавалось равностороннему треугольнику. Именно его в древнем мире считали божественным. В Египте он был эмблемой Бога. Пифагор (570—490 до н.э.) считал его символом мудрости. Платон (428—348 до н.э.) называл прекраснейшим из всех треугольников и видел в нём особый, глубинный смысл бытия.

У христиан равносторонний треугольник символизировал троичность Бога. Автор «Божественной пропорции» Фра Лука Пачоли (1445—1517), у которого Леонардо да Винчи (1452—1519) учился математике, видел в «божественном» треугольнике источник всеобщей гармонии и называл два его чудесных свойства: уникальность пропорции, единственную в своём роде («Эта единственность есть высочайшее свойство самого Бога»), и триединство, в котором «одна и та же сущность заключается в трёх лицах — Отце, Сыне и Святом Духе».

Для наших предков было естественным деление мира на Явь-Навь-Правь, или Мир земной, подземный и горний. И в Европе символы троичности были известны со времён язычества. В индуизме это три ипостаси Единого Бога (Брахмана): Брахма (творец, созидатель) — Вишну (охранитель, защитник) — Шива (разрушитель).

Впервые термин «Троица» был употреблён во II веке н.э. Феофилом Антиохийским: «Три дня, которые были прежде создания светил, суть образы Троицы, Бога и Его Слова и Его Премудрости». Но ещё раньше в Ветхом Завете (Быт. 18, 1-3) говорилось о Едином Боге, который явился Аврааму в трёх лицах: «И явился ему Господь у дубравы Мамвре… Он возвёл очи свои, и взглянул, и вот, три мужа стоят против него». Характерно, что к трём мужам Авраам обращается: «Владыка!» — будто перед ним Некто Единый.

Православная церковь допускает только символическое изображение невидимой и непостижимой Троицы. Когда отца Павла Флоренского спрашивали, как представить себе Троицу, он советовал взглянуть на икону Андрея Рублёва, которая отличается от других икон, посвящённых видению Авраама, тем, что на ней отсутствуют сам Авраам и Сара, а Троица изображена вне времени: Она была от века, то есть всегда. По сути, икона опровергает распространённый предрассудок, будто ипостаси являются во времени одна за другой.

На ней явлена единосущность Троицы, и не стоит искать, кто Отец, кто Сын, а кто Дух Святой. Совершенство иконы в том и состоит, что на ней представлены не отдельные ипостаси, а сама Троица. Ни одна ипостась без другой не существует. Рублёв подчеркнул равенство всех фигур и их полное единство (почти зеркальное), при том что лица и одежды на них разные. Религиозные споры на тему «Как это может быть — «три в одном» и одновременно «одно в трёх»?» не прекращались столетиями. Умом понять это на самом деле непросто.

И вот знаменитый конструктор советской космической техники, сподвижник Сергея Королёва и одновременно глубокий религиозный философ академик Борис Викторович Раушенбах (1915—2001) задался целью найти наглядный образ для этого парадокса. И нашёл-таки. Всё оказалось до гениальности просто. Пример такого триединства («три в одном» и одновременно «одно в трёх») он увидел в хорошо знакомом нам со школы трёхмерном (трёхкоординатном) векторе. Вектор, существующий как нечто единое и самостоятельное, в то же время может быть представлен тремя независимыми ортогональными составляющими — Х, Y и Z.

Образ Троицы, кроме треугольника, в религиях изображали и сочетаниями треугольников, кругов, дуг, трилистниками, вилкой. Одним из символов триединой сути Бога (Творца, Хранителя и Разрушителя) является Трезубец. Три его зубца — три главные возможности мышления и действия: пассивность, активность и инерция. Активность — энергичное, целенаправленное деяние, познание истинной сути мира — отражена в среднем, вертикальном, самом остром зубце.

И сегодня символы троичности психологически воздействуют на людей, вызывая ощущение устойчивости, надёжности, силы, власти. Поэтому их нередко используют в товарных знаках и эмблемах. Так, эмблема «Мерседес-Бенц» призвана символизировать превосходство компании в трёх средах — на земле, на воде и в воздухе. Автомобильная фирма «Мицубиси» в качестве эмблемы взяла скандинавскую руну, символизирующую небесную власть, и придала ей новое звучание. Три ромба — три принципа: ответственность, честность, взаимопонимание.

Добавим к этому изображения из загадочной области непознанного — круги на полях, так называемые пиктограммы. Символика их разнообразна, но одна из часто повторяющихся тем — троичность, триединство. Круги-пиктограммы появляются по нескольку сотен ежегодно, и рисунки всё усложняются, но появляются иногда в считанные минуты. Мы до сих пор не знаем о способах их «изготовления», ничего не знаем об их происхождении — земное? внеземное? иномерное? Но очевидно, что их авторы своими явными манифестациями пытаются привлечь наше внимание. С какой целью?

Возможно, для изучения нашей реакции на столь необычный феномен. Но нельзя исключить, что их авторы, каждым своим ходом, преследуют несколько целей. Например, пытаются как-то повлиять на наше мировоззрение. А давая нам какие-то подсказки, стараются направить наши взгляды в нужное им русло. Быть может, заставляя нас искать глубинный смысл в узорах-символах, приобщают нас к неким глобальным космическим истинам…

Виталий Правдивцев

Поделиться в соц. сетях
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal

Комментарии:

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>