Оружие Викингов

Почему оружие лежит в ларе, а не висит на стене? Вы же видите, у меня часто бывают гости, а где гости, там и пир. А на пиру, где много пива,всякое может случиться! Когда же оружие убрано с глаз подальше, худшее, что ты можешь сделать — это выбить пару-другую зубов.
Скандинавы издревле пользовались копьем. Об этом свидетельствуют многочисленные находки, датируемые началом нашей эры и ранее.

В эпоху викингов наиболее распространенным видом оружия было тяжелое копье, отличавшееся от своих собратьев из других стран. Северное копье имело древко около пяти футов длиной с длинным, до 18-ти дюймов, широким наконечником листовидной формы. Таким копьем можно было и колоть, и рубить (что викинги, собственно, с успехом и проделывали). Разумеется, весило такое копье немало, а потому метнуть его было непросто, хотя случалось и такое (если обратиться к мифам, Один сражался копьем Гунгнир, всегда возвращавшимся к хозяину после БРОСКА). Можно себе представить физическую форму человека, способного метнуть такое копье. Впрочем, существовали специальные метательные копья, аналогичные европейским дротикам. Такие копья были короче, с более узким наконечником.
Форма копейного наконечника могла меняться в зависимости от предназначения. Так, например, встречаются описания копий, напоминающих европейскую алебарду.

Следующий шаг — секира. относительно небольшой топорик на длинной (около 90 см) рукояти.Второго успешного удара секирой обычно не требовалось, а потому секира оказывала еще и моральное воздействие на противника. Не нужно было обладать богатым воображением, чтобы представить, чего от секиры можно ожидать. С другой стороны, секира хороша при нападении, в защите у нее много минусов. Даже копейщик в состоянии разоружить воина с секирой, поймав ее в месте соединения лезвия и рукояти и выдернув из рук обладателя.

Хочу заметить: упоминаний об обоюдоострых секирах я почти не встречал, поэтому сомневаюсь в их распространении (если они вообще существовали). в популярности же обычных секир сомневаться не приходится, причем не только среди простых хирдманнов, но и предводителей (вряд ли прозвище Эйрика Харальдссона, сына знаменитого Харальда Харфагра (Прекрасноволосого) — Эйрик Блодекс(Кровавый Топор) возникло на пустом месте.
Считается, что одним из факторов победы нормандцев при Гастингсе было более прогрессивное оружие. Армия Вильгельма была вооружена железными секирами, в то вресмя, как англо-саксы вышли на поле боя с каменными топорами. Но, следует заметить, каменные секиры ценились и викингами. Причиной тому был возраст оружия, дававший основания считать его наделенным магическими свойствами. такое оружие, бережно сохраняясь, передавалось из поколения в поколение.

Пожалуй самым распространенным оружием в Европе был меч. Не обошел он и Скандинавию.
Первые северные мечи были аналогичны скрамасаксам — однолезвийные клинки, скорее длинные ножи, нежели короткие мечи. Впрочем, вскоре они заметно «выросли», а затем и вовсе превратились в то оружие, что сейчас известно как «меч викингов».

Скандинавский меч периода IX-XII в представлял собой длинный, тяжелый обоюдоострый клинок с небольшой (едва ли не символической гардой).

Техника боя скандинавов не сильно отличалась от техники боя других народов Европы того времени. Следует помнить, что в раннее средневековье, а особенно в Эпоху Викингов особого искусства фехтования не существовало. Широкий замах, удар, в который вкладывалась вся сила воина — вот и вся техника. Колющих ударов у викингов не было, что, соответственно, наложило свой отпечаток на оружие. Конкретно это выразилось в закруглении, которым нередко оканчивался скандинавский меч.

Викинги всегда славились искусством украшения своего оружия. Что, впрочем, было неудивительно. Скандинавы наделяли оружие личностью, а поэтому вполне логично стараться выделить его из остального оружия. Часто оружию, преданно служившему хозяину давалось имя, известное людям не меньше, чем имя его обладателя. Вот и возникали звучные имена, вроде «RaunijaR» — испытывающий, «Гуннлоги» — пламя битвы… Секиры выкладывались золотыми и серебряными узорами, ножны и рукояти мечей также украшались золотом и серебром, лезвия покрывали рунами.

Одним из самых красивых способов украшения мечей был следующий: при изготовлении клинка в рукоять вковывалась поочередно медная и серебряная проволока, отчего меч получался «полосатым».

Подлинные доспехи викингов были истинно спартанскими по своей простоте — достаточно взглянуть на шлем Х века и остатки кольчуги, найденной в Гьермюндбю, Норвегия. Этот круглый шлем — единственный, хорошо сохранившийся шлем эпохи викингов из найденных до сих пор; известно, впрочем, что викинги ходили в бой и в шлемах конической формы.
С незапамятных времен землевладельцы всех категорий — от освобожденных рабов, владевших крохотными клочками земли, до ярлов, имевших огромные угодья, и даже королей, распоряжавшихся собственными наделами, — собирались на местные ассамблеи, известные под названием «дело». Там избирали местных вождей, принимали законы и установления, касающиеся собственности, кражи овец или кровной мести. Однако в жизни викингов присутствовала новая сила, несравненно более влиятельная, нежели любой руководящий орган, и наполнявшая эту жизнь особым содержанием.

В моральном кодексе викингов центральное место занимал «drergeskapur». Это понятие включает целый ряд качеств, которые считались обязательными как для общества в целом, так и для тех, кто мог прослыть героем в глазах своих соотечественников. Самоуважение, честь, безупречная репутация ставились превыше всего, а строиться они могли лишь на прочном основании беззаветной верности семье и товарищам. Все стороны жизни определялись обычаями; гостеприимства и подношений, клятв и мщения, добрых дел на благо общества, таких, как строительство мостов или храмов.

Вожди были обязаны демонстрировать мужество. стойкость, верность друзьям, правдивость, красноречие и тягу к жизни наряду с готовностью бесстрашно и без колебаний встретить смерть. Все эти качества, и бесчисленное множество других, нашли отражение в древней скандинавской поэме «Havamal», что в дословном переводе значит «Слово Высшего». В поэме изложен весь кодекс поведения эпохи викингов, от простых нравоучений до рассуждений о подлинном смысле вечной славы.

Наименее существенными, хотя и необходимыми, представлялись правила для гостей. «Кто засиживается в гостях, злоупотребляет гостеприимством добрых хозяев, — поучает «Havamal», — начинает смердеть». Если же упомянутый гость вдобавок хватит лишку, соблазнившись элем, поэма напоминает, что выпивка и езда верхом несовместимы: «Нет более тяжкой ножи для седока, чем неумеренные возлияния». Высшим понятием кодекса чести посвящены заключительные строфы поэмы, связывающие воедино безупречную репутацию при жизни с почетной участью пасть смертью храбрых, проявив себя героем

Поделиться в соц. сетях
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal

Комментарии:

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>