Золото древнего мира

В одном из папирусов XIII века до н.э. говорится: «Много золота имеется в пустыне Акита (часть Аравийской пустыни), но путь туда безмерно тяжел вследствие отсутствия воды. Если рабов отправляют туда для мытья золота, то доходит до места лишь треть — вследствие того, что люди умирают в дороге от жажды вместе с их ослами…». Египетские фараоны с жадностью глядели далее на юг, где находилась Нубия, само название которой происходит от древнеегипетского слова, означающего золото. Неоднократно кровавые походы в Нубию, главной целью которых было золото, завершились ее покорением.

Алчность властителей Египта к золоту увеличивалась тем, что уже в очень ранние времена оно стало предметом экспорта, точнее — обмена на различные предметы роскоши и быта, которые производились в соседних и дальних странах. Одновременно золото играло важную роль в религиозном культе древних египтян, присваивалось и накоплялось жрецами, военачальниками, аристократией.

Вероятнее всего, что из Египта золото попало в Шумер, располагавшийся в нижнем течении Тигра и Евфрата. Впрочем, оно добывалось также и в Аравии, на что, в частности, указывает Библия. Во всяком случае примечательно, что при раскопках древнего шумерского города Ур, были найдены богатейшие изделия из этого драгоценного металла. Английский археолог Чарльз Ли Вулли, руководивший в 20-30-х годах XX века этими раскопками, в своей книге «The Gold Miners» («Золотые копи мира») писал, что «ни одно другое время и ни одна другая страна не порождали более тонко сделанных ювелирных изделий, чем эти произведения Шумера».

Сокровища фараонов и жрецов, накопленные каторжным трудом поколений рабов и военными походами вглубь Африки, были неотразимой приманкой для завоевателей. Одну из первых известных историкам попыток завладеть этими сокровищами предпринял знаменитый воитель середины III тысячелетия до н.э. царь Аккада (государство в Двуречье) Сагадон, который создал первое обширное централизованное государство на Ближнем Востоке. Это было примерно 45 веков назад! Однако завоевание «золотого» Египта ему не удалось, и накопление золота во дворцах и храмах продолжалось, пока ассирийский царь Ассархаддон в VII веке до н.э. не разгромил Египет, ослабленный внутренними распрями и восстаниями рабов.

Сокровища Ассархаддона, хранившиеся в Ниневии, столице Ассирии, менее чем через столетие были захвачены вавилонскими завоевателями. Но и им недолго удалось владеть обретенными сокровищами (по разным источникам золота было от 125 до 135 тонн). Уже во второй половине VI века до н.э. Вавилон был взят и разграблен войсками персидского царя Кира. Его сыну Камбису этого показалось мало, и он, еще раз опустошив казну фараонов и до нитки ободрав население страны, пытался также завоевать огнем и мечом богатейшие золотом земли к югу от Египта, где потерял большую часть своего войска, а вскоре скончался и сам, напившись «гнилой воды».

Геродот рассказал о надписи, которая была выбита на одном из камней гробницы вавилонской царицы: «Если кто-нибудь из вавилонских царей после меня будет иметь нужду в деньгах, то пусть вскроет эту гробницу и возьмет сколько угодно золота. Однако без нужды пусть не открывает ее. Но лучше бы вовсе не открывать гробницы». Персидский царь Дарий, ставший владыкой Вавилона, соблазнился этим приглашением. Но когда гробницу открыли, то, вместо сокровищ, он увидел лишь камень с надписью: «Если бы ты не был столь жадным, то не разорял бы гробницы покойников!»

ВIV веке до н.э. «все золото мира» скопилось в сокровищницах владык Персии. О фантастическом количестве золота и серебра, которое захватил Александр Македонский, учинив военный поход и разгром этой восточной деспотии, уже в древности ходили легенды. Диодор Сицилийский сообщает, что в трех столицах персидской державы (Персеполе, Сузах и Экбатанах) было якобы взято 340 тысяч талантов золота и серебра, т.е. свыше 10 тысяч тонн! После распада империи Александра, в ходе многочисленных войн и завоеваний это гигантское сокровище растеклось по всей тогдашней Ойкумене, включавшей страны Средиземноморья, Египет, Ближний и Средний Восток. Один из эллинистических владык Бактрии Богандун чеканил самую большую из известных золотых монет — 20-кратный статер весом 168 граммов при диаметре 5,8 см.

Новый «золотой кулак» был создан в Риме, особенно после того, как были завоеваны Испания (II век до н.э.), Галлия и Египет (I век до н.э.). Гаю Юлию Цезарю повезло меньше, чем Александру, но и он из каждого своего похода отсылал в Рим караваны золота. Из Галлии было привезено столько золота, что оно даже упало в цене против серебра на одну четверть! Светоний сообщает, что в Галлии неистовый Цезарь «опустошал капища и храмы богов, полные приношений, и разорял цветущие города ради добычи, чем в наказание».

На протяжении тысячелетий рудники были местом принудительного труда, где жизнь человека ничего не стоила. Крупная добыча рудного золота в Египте была целиком основана на использовании рабского труда. И римляне развернули добычу золота в Испании, согнав туда десятки тысяч рабов.

Диодор, греческий автор I века до н.э., сохранил подробные описания египетских рудников и технологических процессов производства золота эпох эллинистической династии Птолемеев. Можно не сомневаться, что при ранних династиях условия труда рабов на золотых копях были еще хуже описанных Диодором. За три тысячелетия на рудниках Египта и примыкающих к нему территориях, по оценкам исследователей, погибло не менее 5 миллионов человек. Диодор с жутким реализмом рассказывает о «толпах почти голых людей — мужчин, женщин и детей — работавших под ударами бичей надсмотрщиков и не имевших впереди ничего, кроме скорой смерти от истощения и болезней».

Каторжные работы на золотых рудниках были обычной формой наказания преступников во все времена. Безусловно, там погибло гораздо больше ранних христиан, чем было растерзано в цирках дикими зверями; позднее христиане не менее жестоко истребляли на золотодобыче язычников.

Способы добычи золота в Испании описывает Плиний Старший. Его изложение рисует не менее жуткие картины, чем у Диодора. Плиний пишет, например, что люди, работавшие в подземных выработках, не видели дневного света по нескольку месяцев! Он говорит о смертельной опасности этих работ, о ежедневной гибели сотен людей. Рассказывая, как горняки примитивными орудиями долбят твердый камень, он замечает, что «упорнее этого камня только жажда золота». Разумеется, речь идет не о работах, а рабовладельцах, хозяевах золотых копей.

Поделиться в соц. сетях
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal

Комментарии:

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>