Сказание об Илье Муромце

Чудесное исцеление.

Родился Илья в крестьянской семье, в деревне Карачарово, недалеко от города Мурома. Деревня эта, расположенная на живописном берегу реки Оки, существует и по сей день. Там и прошло детство будущего богатыря.

Илья был долгожданным ребенком, но родился «расслабленным», то есть, говоря современным языком, у него были нарушения опорно-двигательного аппарата.

Чудесное исцеление Ильи — один из ключевых моментов его жизни. Согласно былинам, Илья «пролежал на печи тридцать лет и три года», пока однажды к нему не пришли калики перехожие и не вылечили его водой из колодца, которую он, будучи больным, должен был сам им принести.

На каликах перехожих стоит остановиться подробнее. Так на Руси называли странников, которые всю жизнь ходили по городам и селам, передавая жителям новости о том, как живут в соседних областях. Аккомпанируя себе на гуслях, они пели сказания и былины. Но неправильно было бы думать, что калики — это что-то вроде пребывающих на постоянных гастролях артистов славянской старины.

В действительности калики перехожие являлись хранителями древней магической традиции, наследниками языческих волхвов, чьи воззрения и обычаи трансформировались под влиянием христианства. Они были набожными людьми, веровали в Иисуса Христа и посещали церковь, но вместе с тем не отказывались и от приемов древнего ведовства, а их гусли обладали таинственной силой — могли «усыпить супостата» и «внушить помыслы добрые».

Самым известным странником, магом и гусляром, был Баян, оставивший очень много песен, в которых сохранилась языческая традиция.

Судя по всему, болезнь Ильи калики вылечили с помощью православных молитв, древних наговоров на воду (отсюда и эффект исцеления от колодезной воды), а также благодаря гипнотическому влиянию гуслярной музыки, древнее искусство которой сегодня, увы, практически утрачено. Колодец, из которого пил Илья, сохранился по сей день. Он находится близ деревни Карачарово. В настоящее время над колодцем установлен православный крест, и считается, что вода в нем обладает целебными свойствами.

Ратные подвиги.

После чудесного исцеления Илья Муромец проходит путь, очень похожий на тот, который проходили все положительные герои как славянского, так и кельтского, скандинавского, германского былинного эпоса. Кстати, в германских сагах, датированных XII-XIV вв., есть упоминание о великом русском богатыре Илье, который, по мнению филологов, является не кем иным, как Ильей Муромцем. Сначала Илья совершает ряд подвигов, призванных доказать, что он по праву принадлежит к «касте богатырей». Самый известный из них — укрощение Соловья-разбойника. Многие историки склонны считать, что Соловей-разбойник -это тоже реальный персонаж, главарь разбойничьей банды, орудовавшей на Муромском тракте. То, что Илья, который, в отличие от княжеских дружинников, не был обучен с детства воинскому ремеслу, смог справиться с бандой вооруженных разбойников, по сути, является не меньшим чудом, чем победа над мифологическим злодеем Соловьем, обладателем сверхъестественных сил.

Перед битвой с Соловьем Илья обретает волшебные доспехи и оружие древнего богатыря Свято-гора. Этот эпизод имеет богатый символический смысл. Передача воинских атрибутов от Святогора, героя прежде всего языческого, к Илье, носителю новой духовной традиции, на поэтическом языке былин означает, что хранящая воинов сила переходит от древних богов к христианству.

Примечательно, что ученые долгое время считали, будто образ Ильи Муромца отражает замещение славянского бога грозы, покровителя воинов Перуна христианским Ильей-пророком, которому тоже приписывалась власть над громом и молнией. Этой же властью, согласно былинам, обладал и Илья Муромец. Считалось, что из-под копыт его коня вылетают огненные искры — точь-в-точь как у скачущего по небу на своей колеснице Ильи пророка.

Доля истины в этой версии, конечно, есть: нередко в народном воображении великий воин, пророк и языческий бог сливаются в единого защитника и покровителя простых людей. Кстати, по легенде, Илья Муромец собственноручно заложил часовню, посвященную Илье-пророку, что тоже отнюдь не случайно.

Есть предположение, что Илья был ревностным приверженцем новой религии и борцом с язычеством. Во всяком случае, так некоторые ученые склонны толковать былину «Об Илье Муромце и Идолище поганом»: слово «поганый» пришло в русский язык из латыни и является искаженным pagan — «язычник», а идолище — это образ языческого божества, воплощенный, как было принято у древних славян, в деревянной статуе.

Кульминационным сказанием, повествующим о подвигах Ильи Муромца-воителя, является былина «Илья Муромец и Калин-царь». Калин-царь — это, по мнению историков, собирательный образ вождей кочевых племен, приходивших на Русь с целью грабежа. В поздних наслоениях на былины об Илье в Калин-царе можно увидеть и черты завоевателей, которые жили после смерти нашего героя, в частности, Мамая и Батыя.

Закончил Илья свою жизнь в Киево-Печерском монастыре, приняв монашество, — вроде бы в полном соответствии с обещанием исцеливших его калик о том, что в бою Муромец не погибнет. Однако определенный изъян в их пророчестве, как мы увидим позже, пожалуй, все-таки оказался.

Нетленные мощи.

В 1988 году по инициативе Академии наук Украины было проведено исследование мощей Ильи Муромца, захороненных в Киево-Печерской лавре. Они подтвердили реальность многих былинных историй о великом воине.

Ученые установили, что подвергшееся экспертизе тело принадлежит человеку в возрасте от 50 до 60 лет, крепкого телосложения, который при жизни обладал огромной физической силой. Его рост составлял 180 см. По современным меркам Илья, конечно, не особенно высок, однако следует иметь в виду, что во времена Киевской Руси средний рост мужчины равнялся 165 см. Так что своим современникам Илья казался, может, и не великаном, но детиной, безусловно, здоровенным.

То, что это тело принадлежит именно легендарному богатырю, удалось установить благодаря следам, которые остались на позвоночнике от перенесенного в детстве тяжелого заболевания опорно-двигательного аппарата, возможно, перелома. Однако костная ткань этого человека чудесным образом восстановилась, и после тридцати лет он вел активный образ жизни, что полностью соответствует былинам.

Удивителен также тот факт, что тело Ильи Муромца, подобно останкам многих других монахов, захороненных в пещерах Киево-Печерской лавры, нетленно и находится в состоянии мумификации. Причем, в отличие от тел египетских фараонов, оно стало таким не благодаря специальной обработке, а само по себе, что в православии считается очевидным признаком святости.

Впрочем, православная церковь, в отличие от ученых, никогда и не сомневалась в подлинности мощей, и уже в 1643 году наряду с другими праведниками, закончившими жизнь в Лавре, Илья Муромец причислен к лику святых.

Роковая рана.

Ученым, исследовавшим мощи Ильи Муромца, удалось установить и причину его гибели. Да, Илья погиб не в бою, однако в результате боя. На его груди есть характерный след, свидетельствующий, что сюда попало копье. Илья, по-видимому, пытался заслониться от него рукой либо перехватить копье на лету, и это уменьшило силу и глубину удара. Полученная рана с течением времени так до конца и не зажила, а, периодически воспаляясь, все больше и больше подтачивала организм, пока не привела к гибели богатыря.

Если обратиться к военной истории Средних веков, то эта гипотеза о причине гибели Ильи представляется более чем правдоподобной. Обычно сильного, хорошо вооруженного воина, с которым было тяжело справиться в открытом столкновении на мечах, убивали на расстоянии с помощью копья или стрелы, дабы в обмен на его жизнь не терять понапрасну большое число своих людей. По тому же принципу в современном мире действуют снайперы террористов, убивая на расстоянии самых сильных и опытных солдат спецназа.

Поделиться в соц. сетях
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal

Комментарии:

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>