»Цицерон» выходит на связь

Трагедия на охоте.

Началась эта история в далеком 1913 году, когда один богатый путешественник решил поохотиться на Балканах. Во время охоты произошел несчастный случай — один из нанятых охотником загонщиков оказался на линии выстрела и был убит. Охотник являлся англичанином. Погибшего загонщика звали Галиф Базна, и он был албанцем. Девятилетний сын Галифа Эльяс поклялся до конца жизни мстить англичанам за погибшего отца. Накануне Первой мировой войны семья Эльяса, предчувствуя грядущие потрясения, перебралась в Турцию. Там, в Турции, Эльяс и вырос, попутно перепробовав множество занятий — от водоноса до фотографа. В итоге бойкий албанец остановил свой выбор на должности камердинера…

20 000 для камердинера.

Посольство в Анкаре в годы Второй мировой служило для гитлеровской Германии окном во внешний мир, а потому должность посла в Турции была наиболее ответственной из всех, какие только могла предложить дипломатическая служба Третьего рейха. Об этом убедительно говорило назначение на должность посла Франца фон Папена, бывшего канцлера Германии.

В октябре 1943 года из Анкары в Берлин поступила телеграмма следующего содержания: «Лично министру иностранных дел Германии. Совершенно секретно. Один из служащих английского посольства, представившийся камердинером посла Великобритании, обратился с предложением доставить нам фотокопии совершенно секретных документов. За первую партию снимков, которые будут доставлены 30 октября, он требует 20 000 фунтов стерлингов. За каждую следующую партию нужно будет платить 15 000 фунтов стерлингов. Прошу вашего указания, следует ли принять это предложение? Если да, то требуемая сумма должна быть доставлена сюда специальным курьером не позже 30 октября. Известно, что человек, предложивший нам эту сделку, несколько лет служил у первого секретаря нашего посольства. Других сведений о нем не имеем. Папен». «Лично. Послу фон Папену. Деньги будут в Анкаре 30-го до полудня. Одновременно с ними прибудет обнаруженное фото его бывшего слуги Эльяса Базны. Если именно Базна окажется вышедшим с вами на контакт человеком, примите его предложение. Соблюдайте все меры предосторожности. Секретарь нашего посольства характеризует Эльяса как весьма сообразительного, энергичного, но очень жадного человека. Министр иностранных дел Риббентроп».

Безукоризненная операция.

Да, камердинером английского посла оказался именно Эльяс Базна, который столь нетривиальным способом решил, во-первых, отомстить за своего отца, а во-вторых, существенно пополнить собственный кошелек. Вечером 30 октября 1943 года, когда в руках фон Папена оказались первые снимки английских документов, Эльяс Базна получил не только ранее запрошенную сумму, но и кодовое имя. Отныне в документах германской разведки Базна значился как Цицерон. «Поскольку его документы столь же красноречивы, как древний оратор», — пояснил своим сотрудникам глава разведки рейха Вальтер Шелленберг.

Успех Цицерона был предопределен тремя факторами. Тем, что английский посол в Турции сэр Нетубулл Хьюгес-сен так боялся потерять ключи от сейфа с секретной документацией, что… просто этот сейф не запирал. Тем, что не лишенный актерских способностей Эльяс в глазах англичан выглядел туповатым слугой, не нуждавшимся в присмотре и не знавшим английского языка. И, наконец, тем, что Цицерон оказался блестящим фотографом. Он пользовался обычным немецким аппаратом «Лейка», но владел им мастерски. Базна не сделал ни одного выстрела, никого не отравил, никого, кроме себя, не подвергал опасности, никого не подкупал и не шантажировал. Если судить беспристрастно, можно сказать, что операция «Цицерон» была проведена почти безукоризненно. Эльяс каждый вечер под предлогом наведения порядка в кабинете сэра Хьюгессена оставался в помещении один. Открывал сейф, доставал из-под лежащей в ведре половой тряпки фотоаппарат и приступал к делу. Утром следующего дня отснятые пленки уже оказывались в германском посольстве, а Эльяс становился на 10000-15000 фунтов стерлингов богаче.

Слишком ценный агент.

Однако в политическом отношении, как выяснилось позднее, операция «Цицерон» сыграла весьма незначительную роль. Англичане мало пострадали главным образом потому, что Шелленберг считал Базну чрезвычайно ценным источником информации. Столь ценным, что почти все получаемые от него сведения, во избежание случайного раскрытия Цицерона, дальше руководителя германской разведки не уходили! Между тем, сведения, добываемые Эльясом, были в буквальном смысле слова судьбоносными. Так, например, немцы узнали о запланированной в ноябре-декабре 1943 года встрече в Тегеране лидеров СССР, США и Англии. У гитлеровцев появился шанс заблаговременно отправить в Персию отряд диверсантов и одним ударом обезглавить правительства своих главных противников. Но Шелленберг так и не решился на активные действия в этом направлении…

В самом конце 1943 года Цицерон передал фон Папену сверхсекретные протоколы Тегеранской конференции с решением союзников открыть в мае-июне 1944 года в Европе второй фронт. Шелленберг узнал об этом раньше, чем текст протоколов прочли в Москве, Вашингтоне и Лондоне. Узнал, но никому об этом не сообщил. Как следствие, высадка американцев и англичан в Нормандии оказалась для военного руководства рейха полнейшей неожиданностью. Данное обстоятельство даже породило среди западных историков следующую версию: Шелленберг — агент русских. Но, как признавался после войны в мемуарах сам бывший главный разведчик Гитлера, все было проще. Мысль о том, чтобы любой ценой не выдать Базну, стала буквально идефикс Шелленберга.

Ирония судьбы.

Всего Цицерону было выплачено более 300 000 фунтов стерлингов. Это самая крупная сумма денег, которая когда-либо упоминалась в истории шпионажа. Денег было так много, что, забив ими весь свой шкаф, Эльяс вынужден был хранить остальную часть банкнот под ковром в одном из залов английского посольства. Почти два года британские дипломаты, ничего не подозревая, разгуливали по пачкам денег, полученных за разглашение самых сокровенных тайн Великобритании.

По окончании войны Эльяс Базна беспрепятственно уволился из штата посольства. Мало того, сентиментальный сэр Нетубулл Хьюгессен приказал за долгую беспорочную службу выплатить своему бывшему камердинеру премию! Из посольства, сгибаясь под тяжестью баулов с деньгами, Базна направился прямиком в ближайший банк. Шпион хотел положить накопленные фунты на свой счет, но потерпел неудачу. Эльяс испытал настоящий шок — все полученные от фон Папена сотни тысяч фунтов стерлингов оказались фальшивыми! Ирония судьбы. Величайший в истории шпион, столь долго водивший за нос англичан, был обманут сам. Потрясение оставило Базну далеко не сразу. Но прагматизм албанца взял свое, и Эльяс направил правительству недавно образованной Федеративной Республики Германии просьбу возместить положенную Цицерону сумму марками ФРГ. Никакой реакции не последовало. Тогда Эльяс написал письмо с той же просьбой лично канцлеру ФРГ. 16 апреля 1954 года Базна получил из Бонна не лишенный черного юмора ответ: «Относительно Ваших притязаний к Германскому рейху. Министерство иностранных дел ФРГ сожалеет, что не может предпринять по данному делу никаких действий. Рекомендуем обратиться с иском к правительству Адольфа Гитлера!..».

Поделиться в соц. сетях
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal

Комментарии:

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>