Войны "бегунов"

Есть войны, о которых упоминать не любят или, попросту, не хотят. Одна из таких войн длилась в течение целого десятилетия, с 1985 по 1995 год, в Кривом Роге. Участие в ней принимали подростки и молодые люди со всего города. Действовали со всей жестокостью и агрессией, на которую были способны. Признавали только написанный ими самими закон — ужасный и абсолютно дикий. Создавали собственное оружие с целью убить, покалечить, разрушить. Дрались не на жизнь, а на смерть, совершенно не страшась последствий.

Позже этих несовершеннолетних террористов станут называть «бегунами», за особый, жестокий способ ведения своей собственной войны. Совершенно удивительным фактом есть то, что «бегуны» — явление уникальное, типичное исключительно для Кривого Рога 1980-х — 1990-х годов. В других городах также существовали молодежные уличные движения. Однако такого размаха и террора, как в Кривбассе, не было нигде.

Как все начиналось

Предпосылкой для возникновения этого движения, прежде всего, стал тот период времени, когда уличная война началась. Конец 80-х характеризуется разрухой, дефицитом, неизвестностью. Производство на комбинатах города было остановлено. Работы не было. Мужчины, отцы семейств, начинали пить от безысходности. Город представлял собой совокупность районов, разделенных пустырями и мусорными свалками. В это смутное время и появились первые «бегуны».

Существует несколько легенд об их появлении. Кто-то считает, что таким агрессивным способом молодежь протестовала против экономической и политической ситуации, которая сложилась в стране. Однако имело ли смысл пытаться что-то изменить путем хулиганства, террора и насилия? Ведь только в математике минус на минус дает плюс.

Есть и другая версия, согласно которой это молодежное движение имело «спонсоров», которые был заинтересованы в погромах магазинов, автомобилей, возможно, в некоторых покушениях и убийствах. Вот только потерпевшими были в основном подростки да случайные прохожие. Кроме того, с деньгами, которые были у спонсоров, почему бы не обеспечить малолетних преступников оружием или поставлять им боеприпасы? «Бегуны» же занимались всем сами.

Следующее, третье объяснение звучит более правдоподобно. Кривой Рог, будучи крупным индустриальным центром, развивался и отстраивался быстро. Один за другим появлялись крупные, густонаселенные районы с домами-высотками. А вот новые места, где можно было развлечься молодым людям, не строились — дискотеки, летние кафе, спортзалы можно было на пальцах пересчитать. Кроме того, часто бывало так, что спортзал был один на несколько районов. Так, за право «владеть» танцплощадкой в районе КРЭСа выступили подростки из микрорайона Заречный. Последние легко одолели своих противников. Не желая уступать, проигравшие обратились за поддержкой к друзьям с других районов — 173-го квартала, Пионера, Сухой балки. Таким образом, драки переходили из одной в другую, захватывая все большие территории города и все больше подростков.

Однако есть и другая, просто психологическая причина. В то время в стране не было буквально ничего — подросткам, в которых энергия била ключом, просто не было, чем заняться. В немногих, но очень популярных тогда видео-барах показывали американские боевики, в которых насилие представлялось само собой разумеющимся способом решения конфликтов и споров. В фильмах убивали легко и безнаказанно, драки были зрелищными, а персонажи выглядели настоящими героями. Таким образом, подросткам не пришлось даже думать, чем себя занять — американские боевики подали уже готовую идею. Они придумали себе войну — кровавую и беспощадную. Совсем как по телевизору.

Становление движения

Сначала особого внимания к себе «бегуны» не привлекали. Во все времена подростки дрались и выясняли отношения между собой. Детские разборки ограничивалась драками, хулиганством и несерьезными ранениями. После октября 1987 года «бегуны» заставили всех жителей города всерьез переживать за себя и жизни своих детей. Из-за брошенного самодельного взрывного устройства на дискотеке в Саксаганском районе школьник погиб на месте, гранатой мальчишке вырвало все внутренности. Но несмотря на это ужасное убийство, никаких серьезных шагов со стороны властей предпринято не было.

К началу 90-х годов к воюющим новым индустриальным районам города подтянулись и старые, с домами-сталинками и тихими сквериками. В одно и то же время в городе существовало от 15 до 25 группировок. Если подсчитать всех участников банд и тех, кто принимал участие в уличных войнах, помогая своим друзьям, в конечном итоге можно получить цифру, равную приблизительно 10 000 человек.

Подросток не обязательно дрался. Некоторые дети вносили свой вклад в уличное движение, изготовляя оружие или храня деньги. Особенно ценились преданные «бегунам» девочки — на них меньше всего падало подозрение и со стороны правоохранительных органов, и со стороны родителей. Девочки часто проносили на дискотеки патроны, пряча их в нижнем белье.

Движение приобрело такую популярность, что даже детсадовцы и школьники младших классов подражали старшим «товарищам». Те, кто еще не дорос до того, чтобы стать членом банды, сами пытались наводить порядки среди своих друзей — отбирали вещи, копировали манеру поведения, разговаривали на жаргоне.

Традиции и порядки

Несмотря на популярность этого движения, «беспартийные» подростки все равно были. В173 квартале, например, в определенное время «бегало» всего около 30 человек. А в 44 квартале «бегать» должен был каждый. Полных детей и «маменькиных сынков» не трогали. Но все подтянутые, рослые ребята должны были состоять в группировке, иначе их жестоко избивали, причем, систематически. Многие шли в «бегуны», боясь остаться калекой на всю жизнь или, как часто случалось, быть жестоко убитым своими же соседями.

В банду принимали с 12-13 лет. Чтоб стать одним из них, новенького должны были сначала представить главному. Затем кандидат должен был проникнуть на территорию вражеского района и там совершить диверсию — принести знак отличия униформы соседских «бегунов», изгадить символ, у которого собирались местные.

У некоторых групп существовал другой обряд. Кандидата отправляли в соседний район с самодельным оружием, в обойме которого находился всего один патрон. Диверсант должен был выстрелить в ногу или ягодицу одному из парней вражеской группировки. За всем этим из укрытия наблюдал специальный человек, так называемый «мент» или «кагэбист». О том, как вел себя диверсант, «мент» докладывал главарю группировки — «рулю».

Другой задачей «мента» было выявлять предателей и «стукачей», которые сдавали своих друзей «бегунам» с других районов или милиционерам. С предателями «бегуны» расправлялись жестоко. Обычно, их вывозили за город, где было удобнее расправляться со «стукачами» — никто не слышал криков и стонов, никто не мог увидеть следов крови и насилия. Некоторым, правда, удавалось сбежать от мести, переехать, «Предатели» и их семьи не просто меняли район, они меняли город, иногда 3-4 раза. Бежавшие подростки жили в страхе еще долгие годы, зная, что их ждет смерть, если кто-то узнает о том, где они скрываются.

«Бегуна» чаще всего можно было узнать по особому головному убору. Это были либо шапки с бубонами, либо большие кепки. У всех членов группы они должны быть одинаковыми, только у «руля» кепка была сделана из особого материала. Также модным было носить пояса с бляхами «Fus» и «Rifle». Те, кто в группировке не состоял, таких вещей носить не могли. Нарушителей правил останавливали прямо на улице. Долго уговаривать отдать пояс не нужно было — все знали, чего можно было ждать от «бегунов». Ничего другого подростки не отбирали — по правилам нельзя было.

От названия района, в котором жили «бегуны», или клички предводителя происходило название той или иной группы — «быки», «голубцы», «кони», «автовокзальные». Группа подростков делилась на «старшаков» и «малолеток». Обычно «малолетки» собирались отдельно, но все равно были под руководством старших. Редко, однако, случалось и так, что группа «малолеток» бежала в соседний район и там дралась с местными «старшаками» и побеждала. Это приносило одним особую славу, а другим — клеймо вечного позора.

Отряды также делились на такие группы: «старшаки» (17-18 лет), «малолетки» (15-16 лет), «мультики» (14-15 лет) и «пупсы» (12-13 лет). Каждая из этих групп в свою очередь делилась на «шестерок» и «авторитетов».

Обязательной традицией были сборы. Происходили они в определенные дни, в определенное время, в особом месте, «конторе», где обычно красовался нарисованный знак или символ группы. Такими местами были заброшенные здания, дворы детских садиков, пустыри. Присутствовать на собрании нужно было обязательно. Зачастую «старшаки» пили водку, а «малолеткам» разрешалось выпить немного пива, но мало кто решался. Все свободное время «бегуны» тренировались или делали оружие.

Отряды часто оборудовали спортзалы в подвалах или на стройках, чтобы быть в хорошей физической форме. Тренировались, кто как мог. Чаще всего устраивались спаринг-бои — до первой крови или до потери сознания. У спортзалов была и другая функция — там находились небольшие секретные комнаты. Пока основная часть «бегунов» занимались, несколько человек изготавливали в тайной подсобке оружие.

Поделиться в соц. сетях
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal

Комментарии:

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>