Тиауанако

Тиауанако называют Баальбеком Нового Света. Вообще Название Тиауанако означает «Мертвый город» и восходит к инкским временам, когда в городе уже никто не жил, Инки, будучи сами замечательными строителями, были уверены в том, что этот огромный каменный город могло построить лишь их высшее божество Виракоче.

Действительно, трудно представить, каким способом каменные статуи и многотонные монолиты, из которых был построен Вечный город Америки, транспортировались в Тиауанако из ближайшей каменоломни, находившейся примерно в шести километрах.

Сейчас местечко Тиауанако находится в долине реки Тиауанако, в 20 метрах от южного берега уникального высокогорного озера Титикака. Озеро Титикака лежит в Андах на высоте 3854 метра над уровнем океана и вытянулось в длину на 160 километров, а в ширину на 60 километров. Из-за высоты воздух здесь такой разреженный, что туристам не хватает дыхания, а высокий уровень ультрафиолетовых лучей создает опасность для зрения и кожи людей. Несколько тысяч лет назад в Тиауанако, был расположен один из самых населенных городов древнего мира, просуществовавший 1300 лет, начиная с III века до нашей эры.

Тиауанако строился как порт на берегах озера Титикака, когда озеро было намного шире и глубже, чем сейчас. Гавань располагалась в месте Пума-Пунку («Ворота Пумы»). Примечательно, что один из блоков «пирса» весит 440 т, другие — от 100 до 150 тонн. В результате землетрясения конфигурация берегов изменилась и сейчас Тиауанако находится в 20 метрах от южного берега озера Титикака.

На некоторых островках посреди водной глади озера Титикака удалось разыскать остатки древних поселений. От жителей этих поселений остались тростниковые лодки, на удивление похожие на древнеегипетские папирусные корабли (по их типу была построена знаменитая лодка Тура Хейердала «Ра»). Остались вбитые много веков назад сваи, обмазанные составом, предохраняющим дерево от разрушения, и еще… легенды. Одна из них гласит, что Солнцу так понравилось озеро Титикака, что оно поселило на нем своего сына и свою дочь, и от них пошли все мужчины и женщины на земле.

Во времена империи Великого Инки жителям под страхом смерти запрещалось приближаться к сваям. В день весеннего равноденствия сам Великий Инка подплывал на тростниковой ладье с вплетенными красными нитями к острову. Здесь уже был разбит шатер для Сына Солнца. Великий Инка оставался там один целые сутки. Считалось, что Солнце, спустившись с неба, приходит в шатер, и проводит ночь в разговоре с повелителем инков. Никто не мог в это время даже взглянуть в сторону шатра, чтобы не ослепнуть от нестерпимого сияния отражающегося в зеркальной воде Солнца.

Примерно в 200 году нашей эры, по не вполне ясным причинам, Тиауанако превратился в священный ритуальный центр. К 500 году нашей эры он стал столицей растущей империи — первой империи древней Америки. Однако эта империя достигла могущества не путем военной экспансии, а за счет экономического благополучия, основывавшегося главным образом на обильных урожаях. Именно крушение аграрной системы, вызванное изменением климата, способствовало падению государства Тиауанако после 500-летнего господства.

Тот факт, что в государстве Тиауанако собирали обильный урожай, сам по себе не может не вызывать удивления. В настоящее время на Боливийском плоскогорье лишь несколько семей фермеров могут кое-как поддерживать свое существование, так как из-за неблагоприятных условий в среднем каждые пять лет сельское хозяйство здесь терпит полный крах. Но в древности эта голая, иссушенная ветрами местность была превращена средствами передовой сельскохозяйственной технологии в подлинный оазис. Археологи обнаружили здесь остатки так называемых поднятых полей, которые защищали от заморозков и позволяли собирать фантастические урожаи. Эксперименты показали, что эта древняя технология была значительно продуктивнее, чем нынешние методы.

Ходили легенды, что на дне озера Титикака находятся какие-то древние развалины, а два священных острова под водой соединены тяжелой золотой цепью. Чтобы установить истину, знаменитый океанограф Жак-Ив Кусто перебросил на озеро две миниатюрные подводные лодки и с их помощью исследовал дно водоема. Экипажи субмарин никаких целей не нашли, но остатки каменных построек действительно увидели.

В эпоху своего расцвета священный город Тиауанако занимал территорию в 2 квадратные мили. Его ритуальный центр был окружен рвом, а из вырытой земли и глины был насыпан гигантский холм, известный под названием Акапана. Жители города выстроили несколько небольших полуподземных храмов, а возле них — огромный храм Каласасайя. Поблизости был воздвигнут такой же величественный храм совершенно иного стиля, именуемый Пума-Пунку, ниже показано местоположение всех этих главных сооружений.

Акапана

Посмотрим теперь более внимательно на эти предполагаемые храмы Тиауанако, начав с самого внушительного сооружения — Акапаны. Это искусственно насыпанный холм 210х210 метров у основания, высотой 50 футов (17 м). Иногда говорят, что он имеет вид усеченной пирамиды, но в действительности этот курган — неправильной формы, у него семь террас, а наверху — большая впадина. Внутри холма археологи обнаружили любопытное переплетение зигзагообразных каменных водотоков. Они были выровнены по углу и состыкованы с точностью до полумиллиметра. По этим каналам вниз сбрасывалась вода из большого резервуара на вершине, пока не достигала рва, окружавшего сооружение Антрополог Алан Колата, который много лет вел раскопки в Тиауанако, писал в 1993 году:

«Во время наших недавних раскопок в Акапане мы неожиданно обнаружили весьма хитроумную и монументальную систему соединенных между собой подземных и наземных дренажных каналов».

Предполагалось, что эта «дренажная система» была спроектирована так, чтобы дождевая вода собиралась в центральной впадине холма и через его террасы стекала в подземные туннели. Первым элементом этой сети была магистральная труба, проложенная вокруг основания Акапаны. Алан Колата пишет, что этот каменный водопровод «изготовлен очень искусно», «точно подогнан» и через него можно пропустить «огромный водный поток». Из этой магистральной трубы вода попадала на ближайшую нижнюю террасу, где 10 футов текла по внешнему каменному желобу, а затем вновь стекала внутрь холма Акапаны. Далее вода текла попеременно по внешним и внутренним каналам, а затем, через «превосходно выполненные туннели», уходила на 10 футов (3,3 м) в глубь земли. Оттуда она поступала в реку Та-ванако и попадала в озеро Титикака.

Подобная же сложная водопроводная система была обнаружена в близлежащей местности — Пума-Пунку и в Лукурмате (близ озера Титикака). Была ли эта тщательно выполненная водопроводная система предназначена только для дренажа? Алан Колата считает, что водопроводная система Акапаны не была функционально необходима:

«Для выполнения основной функции по отводу накопившейся дождевой воды с вершины холма была бы достаточна значительно менее сложная и маломощная сеть каналов. И действительно, созданная строителями Акапаны водоразборная система, хотя она превосходна и в функциональном отношении, в действительности непомерно сложна — это поистине образец мастерства в каменных работах и стыковке труб».

Действительно ли эта водопроводная система была выстроена жителями Тиауанако, как уверяют археологи, или же- они унаследовали ее от гораздо более древней, более развитой, но не оставившей после себя следов культуры? Все свидетельствует в пользу последней версии. Один факт, который ввел археологов в заблуждение, состоит в том, что водопроводная система Акапаны перестала функционировать в какой-то момент до 600 года нашей эры, когда империя Тиауанако была в полном расцвете. Это было подтверждено тем, что в каналах системы были найдены неповрежденные скелеты людей и животных, — если бы вода в это время текла, она разбросала бы кости. Другое подтверждение было получено путем определения времени заселения Тиауанако в период с 1580 по 2134 год до РХ, проведенного, соответственно, методом изотопа углерода и обсидиана. Оба исследования доказывают, что Акапана был крупным центром еще до возникновения Тиауанако в 200 году нашей эры.

Пума-Пунку

Эти исторические несовпадения продолжаются, когда мы перемещаемся почти на милю на юго-запад от главных развалин в близлежащее селение Пума-Пунку. Здесь находятся самые большие камни Тиауанако — некоторые весом более 100 тонн. Это остатки частично раскопанного сооружения, назначение которого до сих пор не ясно. Одна из этих огромных плит из красного песчаника размером приблизительно 26х16х2 фута (8,6х5,3х0,7 м) и весом около 120 тонн. Хотя камень сильно пострадал от природной эрозии, все же еще можно оценить совершенную геометрию этого и соседних камней. Она поражала воображение многочисленных путешественников. Так, испанский журналист Педро де Сьеса де Леон писал:

«…некоторые из этих камней сильно обветрены и разрушены, и есть среди них такие большие, что диву даешься — как могли люди перенести их сюда… Когда их рассматриваешь, невозможно понять, какие инструменты или орудия применялись для их обработки. Ясно лишь, что до того, как эти огромные камни были обтесаны и доведены до совершенных форм, они были еще значительно крупнее… Я сказал бы, что, по-моему, это древнейшие в Перу остатки сооружений».

В других камнях, найденных в Пума-Пунку, имеются непонятные вытачки, а в некоторых видны следы металлических скоб, при помощи которых камни скреплялись друг с другом. Несколько таких скоб было найдено, но где они сейчас — неизвестно. Они были изготовлены из бронзы — из металла, который не был известен в то время ни одной из культур Южной Америки. Камни располагались с небольшим наклоном для того, чтобы обеспечить дренаж. Расплавленный металл для креплений заливался в формы выбитые в каменных блоках. При более тщательном анализе в металлических деталях были обнаружены медь и никель. Сплав меди и никеля требовал постоянной температуры литья.

В Пума-Пунку на одном из каменных блоков в несколько футов высотой имеется точно вырезанный желобок в 6 мм шириной, а в этом желобке по всей высоте высверлены на равных расстояниях небольшие отверстия. Спрашивается, как можно было сделать эти маленькие желобки и отверстия с помощью грубых молотков или мягких медных ручных инструментов? Для того, чтобы прорубить или высверлить в камне отверстия с такой точностью, несомненно, нужна была технология XX века.

Каласасайя и Врата Солнца

Возвращаясь к основному селению Тиауанако, мы находим там в храме Каласасайя один из самых замечательных монументов древнего мира — Врата Солнца.

Они вырублены из огромного скального монолита серо-зеленого андезита шириной 3,8 м, высотой 3 м и толщиной 0,5 м, их вес — около 10 тонн. Над проемом вырезана фигура бога Виракочи, столицей которого и был Тиауанако. Самым загадочным в этих воротах считается композиция, высеченная на восточном фасаде вдоль перекладины портала. Эта композиция состоит из 24 фигур, построенных в 3 ряда с обеих сторон от центрального изображения Виракочи. Некоторые считают, что это своеобразный календарь. Среди этих фигурок исследователи идентифицировали несколько вымерших животных, которые жили в Южной Америке около 12000 лет назад.

Поделиться в соц. сетях
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal

Комментарии:

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>