Летучий корабль

Мало кто знает, что в 1812 году во время войны с Наполеоном в России была предпринята попытка создания первого в мире боевого управляемого «летучего корабля». Предполагалось с его помощью производить бомбардировку французских войск и уничтожать штабы и артиллерию противника. За созданием «корабля» пристально следил Александр I, и, возможно, даже Кутузов во время Бородинского сражения изредка поглядывал на небо, ожидая подмоги с воздуха.

Отвергнутый изобретатель

— Надоели мне эти шарлатаны-изобретатели! Они хотят воплотить в жизнь свои бредовые идеи за счет армии, которой нужны только хорошие пушки да храбрые сердца! — возможно, именно так отреагировал Наполеон на предложение Франца Леппиха построить управляемый «летучий корабль», чтобы с его помощью сбрасывать бомбы на противника и сеять панику в его рядах.

Император считал, что его армия сильна и способна разгромить любого противника, а попытка применения на поле брани каких-то сумасшедших изобретений только даст повод к насмешкам со стороны неприятеля. Именно поэтому он в свое время отверг «ныряющий корабль» Роберта Фултона, аэростат для разведки майора Кутеля и много других предложений по оснащению его армии «чудо-оружием». Леппих со своим «летучим кораблем» вызвал у него столь сильное раздражение, что он приказал выдворить изобретателя за пределы Франции.

Леппих затаил зло на Наполеона, уж больно грубо и бесцеремонно с ним обошлись. Путь для мщения был один — предложить грозное оружие главному противнику Франции. Изобретатель обращается к русскому посланнику в Штутгарте. Многочисленные хвалебные рекомендации от немецких ученых производят впечатление, о предложении Леппиха докладывают самому Александру I. Из Петербурга повелевают доставить изобретателя в Россию.

Весной 1812 года Леппих прибывает в Москву, губернатору города поручено создать для него все условия и снабдить людьми и материалами, необходимыми для работы. В обстановке повышенной секретности в подмосковном селе Воронцово Леппих приступает к созданию «летучего корабля»…

Франц Леппих не был шарлатаном, он был изобретателем-самоучкой. Чего ему не хватало, так это инженерного образования, а по большому счету образования вообще, ведь в детстве его выгнали из школы из-за вопиющей неуспеваемости. Наблюдая во Франции за первыми воздушными шарами, он сразу понял всю важность и перспективность этого изобретения. Однако пока воздушный шар летел по воле ветров, толку от него было мало, он годился лишь для развлечения жаждущей острых ощущений публики.

Как сделать шар управляемым, заставить лететь его против ветра? Леппих пристально наблюдал за полетом птиц. Крылья не только поднимали их в небо, они помогали им лететь против ветра и совершать в воздухе всевозможные маневры. Значит, если снабдить воздушный шар неким подобием крыльев, своеобразными «воздушными веслами», то он тоже станет управляемым и сможет лететь в любом направлении, куда направит его находящаяся на борту «летучего корабля» команда.

Такой корабль сможет поднимать в воздух взрывчатку, доставлять ее к позициям противника и сбрасывать бомбы на штабы, конницу, артиллерию и пехоту неприятеля, сея страх и ужас. Ну а подъемная сила «летучего корабля» будет зависеть только от его величины. Вот с такими нехитрыми умозаключениями приступал Леппих к постройке грозного оружия, которое должно было рассеять и обратить в бегство французские полчища.

72 000 рублей, которые не хотели летать

По замыслу Леппиха, его «летучий корабль» представлял собой немного вытянутый баллон, напоминающий грушу, расположенный в горизонтальном положении. На баллон накидывалась огромная сетка, которая крепилась к деревянному брусу, который огибал баллон, словно обруч, к этому же брусу подвешивалась длинная узкая люлька. В люльке должны были разместиться 40 человек, вручную приводящих в движение два диковинных крыла, напоминающих растопыренные человеческие руки с перепонками между пальцами. Эти крылья, как считал изобретатель, могли заставить «летучий корабль» двигаться даже против ветра. В хвостовой части «корабля» находился руль, похожий на рыбий хвост.

Кроме вооруженной команды в воздух предполагалось поднимать и более 4 тонн груза, в состав которого входили бы взрывчатые вещества для сбрасывания их на неприятеля. Леппих собирался построить за три месяца десятки таких «кораблей». Эта воздушная армада предназначалась для нанесения ударов по наполеоновским войскам.

Однако, прежде чем перейти к «серийному производству», надо было построить и поднять в воздух хотя бы один «летучий корабль» и успешно его испытать. В помощь Леппиху предоставили около 100 рабочих, его мастерскую охраняли солдаты. Капитан Шабельников присматривал за несением караульной службы и соблюдением секретности проводимых работ.

Немецкий изобретатель умел вызывать доверие у людей, особенно у тех, кто был не сведущ в технических науках. Граф Ростопчин писал о нем Александру I: «Я виделся с Леппихом. Это человек очень сведущий в механике и очень ловкий. Он рассеял все мои сомнения относительно крыльев его машины, действительно адской, которая впоследствии могла бы причинить роду людскому еще больше зла, чем Наполеон».

Леппих не щадил ни себя, ни рабочих — все работали по 17 часов в сутки, и дело довольно быстро продвигалось. Александр I регулярно интересовался ходом работ и, без сомнения, больше всего ожидал конечного результата. Целая фабрика купца Куприянова две недели выполняла заказ Леппиха, изготавливая для него 5000 аршин плотной тафты, эта ткань обошлась казне в 20 тыс. рублей. Химикаты для получения газа, предназначенного для наполнения баллона, стоили еще дороже. Много претензий у изобретателя было к поставляемой ему стали, пришлось повторять закупки и приобретать еще более дорогой металл.

Московский губернатор Ростопчин писал Александру I: «Леппих истратил уже 72 тыс. рублей… Нельзя не удивляться деятельности Леппиха: он встает первым и ложится спать последним». Увы, сокращение времени для сна не решало всех возникающих проблем. Баллон никак не хотел наполняться газом. Во время дождя выяснилось, что утечка газа идет практически по всей его площади. Крылья, которые испытывали на специально изготовленных козлах, во время взмахов ломались…

Несмотря на неудачи, Леппих не терял оптимизма и уверял русского царя и военных, что его «летучий корабль» вот-вот поднимется в небо.

Решающее испытание провалилось

Леппиху очень хотели верить, ведь Наполеон приближался к Москве, и, казалось, только чудо может остановить французов. Это чудо обещал сотворить немецкий изобретатель.

Александр I, на основе донесений, был уверен, что работы близятся к концу. Об этом свидетельствует его распоряжение. После сдачи Смоленска он приказал: «Как только Леппих окончит свои приготовления, составьте ему экипаж для лодки из людей надежных и смышленных и отправьте нарочного с известием к генералу Кутузову, чтобы предупредить его. Я уже сообщил ему об этом предприятии. Но прошу вас поручить Леппиху соблюдать осторожность при опущении шара в первый раз на землю, чтобы не ошибиться и не попасть в руки к неприятелю».

В село Воронцово уже завезли порох для изготовления бомб, которыми собирались уничтожать французские войска, а «летучий корабль» так и оставался прикован к земле. Губернатор Ростопчин умолял Леппиха сделать хоть что-нибудь, граф боялся, что его бравые донесения о ходе работ весьма плачевно скажутся на его карьере и судьбе.

Леппих решает провести испытание малого шара. По его замыслу, во время испытаний команда должна была отработать управление шаром с помощью «крыльев». В Москве в связи с приближением французов уже начиналась паника, поэтому губернатор Ростопчин приказал сделать следующее объявление: «Здесь мне поручено было сделать большой шар, на котором 50 человек полетят куда захотят: и по ветру, и против ветра. Если погода будет хороша, то завтра или послезавтра ко мне будет маленький шар для пробы. Я вам заявляю, чтоб вы, увидя его, не подумали, что это от злодея, а он сделан ко его вреду и погибели».

Ростопчин знал, что о секретных работах над шаром давно идет молва, поэтому решился немного приоткрыть тайну, чтобы успокоить население. Однако население Москвы напрасно вглядывалось в небо, обещанный губернатором шар в нем так и не появился.

Губернатор был разочарован. О неудаче испытаний он докладывает Александру I. Малый шар наполняли газом целых три дня, но он не поднял в воздух даже двух человек (предполагали команду из пяти), крылья оказались слабыми и не выполняли своего назначения. В конце послания Ростопчин называет Леппиха «сумасшедшим шарлатаном» и выражает свое сомнение в успехе данного предприятия.

Не дожидаясь адской машины Леппиха, Наполеон бежал…

Жаль было затраченных впустую в это тяжелое время огромных средств, поэтому Александр I, который один раз лично побывал в Воронцово вместе с бароном Штейном, все же дал указание эвакуировать Леппиха и его мастерскую. Воздушные шары в Европе все же летали! Государь видел в идее Леппиха рациональное зерно и еще надеялся, что у изобретателя может что-то получиться.

На 130 подводах мастерскую вывезли сначала во Владимир, затем переправили в Нижний Новгород. В конце концов Леппих оказался в Ораниенбауме, ожидалось, что именно здесь он все-таки закончит свою работу.

Наполеон, до которого доходили слухи о работах Леппиха, опасался, что изобретение дотошливого немца может значительно осложнить ему военные действия. Он отдал приказ при первой возможности захватить Леппиха. Неизвестно, корил ли он себя за то, что отказал в свое время изобретателю, во всяком случае, он был в ярости от намерения этого наглого человечка бомбить его войска с небес. Обнаруженную в Москве гондолу от шара Леппиха было приказано сжечь, за участие в сооружении аэростата французы расстреляли 10 человек, усадьбу в Воронцово предали огню.

Всем известно, чем закончилось для Наполеона взятие Москвы. И без адской машины Леппиха французы бежали из Москвы, оставляя на дорогах России следы крушения своего былого могущества.

Леппих все же попытался завершить «летучий корабль». Военный историк писал об изобретателе: «Он поднимался на шаре на привязях не выше 5 — 6 сажен от земли, но полета против ветра произвести не мог, и главное его средство, предполагаемое для достижения его цели, состоящее в тафтяных крыльях, оказалось недостаточным».

Кончилось тем, что неудачливого немца признали «совершенным шарлатаном, не имеющим никакого понятия в деле, которым занимается». В августе 1814 года Леппиха с позором выслали из России.

На неудавшийся проект первой воздушной боевой машины из российской казны истратили гораздо больше вышеупомянутых 72 тыс. рублей, но, как говорил Ростопчин, если бы «корабль» полетел, не жаль было бы и миллиона.

Управляемые дирижабли, о которых мечтал Леппих, были построены только через 100 лет, они принимали участие в боевых действиях в Первой мировой войне.

Подготовил Андрей СИДОРЕНКО

Поделиться в соц. сетях
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal

Комментарии:

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>