Покаяние скептика. Ступени Оракула № 1 — 2004

Ничего интересного от этой прогулки дон Марселино как археолог не ожидал – он уже бывал здесь. Просто хотел показать своей пятилетней дочери Марии, какие они бывают – пещеры. Он брел, освещая путь фонарем, и по привычке приглядывался ко всему, что попадалось под ногами, дочка сидела у него на плечах и тоже держала лампу. «Папа, посмотри! Нарисованные быки!» Он решил, что у ребенка от недостатка свежего воздуха начались галлюцинации. Но девочка была совершенно спокойна, она разглядывала потолок. Отец впервые за все время своих археологических изысканий посмотрел на верх и увидел стадо животных. Они заполняли весь свод пещеры.
Даже при слабом свете лампы цвета поражали яркостью и насыщенностью. Картины казались написанными совсем недавно. Красная, зеленая, черная, малиновая краски то плавно переходили одна в другую, то лежали плотным слоем, то чередованием полутонов создавали объемность фигур. Все быки были разными. Одни застыли в беге, другие чего-то напряженно ждали, третьи – лежали. Несколько животных приняли боевую стойку. Особенно поразил ученого раненый бык. При общей выразительности и экспрессии древний художник был предельно внимателен к деталям: в разинутой пасти бизона между двумя рядами зубов виден тесно-красный язык, в глазах зверя тщательно прорисован, даже с легкими бликами, черный зрачок. Безусловно, эта пещерная роспись была творением великого, поистине гениального мастера! Папа с дочкой насчитали в фантастическом стаде 23 быка.
Сообщение о находке в Пиренеях стало сенсацией, о пещере Альтамира с быками заговорил весь просвещенный мир. Сам испанский король Альфонс ХII соизволил посетить Сьерра-Мортеро. Кристаллические отложения на стенах пещеры, геологические изменения и степень окисления красок позволили приглашенным доном Марселино ученым установить возраст рисунков: 15-20 тысяч лет. Значит, мастерами пещерной живописи были кроманьонцы!
Марселино де Саутуола отослал обширную статью о своих исследованиях в научный журнал «Материалы» по истории первобытного человека, который в то время редактировал крупнейший специалист по древностям Габриэль де Мортилье. В юности окончивший иезуитский колледж, ярый дарвинист де Мортилье обрушился на теорию Саутуолы. Убежденный сторонник о борьбе видов, он не мог допустить того, что у доисторического человека могли быть какие-то духовные потребности. Какое тут рисование, когда нужно было хоть как-то выжить! Если первобытные люди и пользовались краской, то лишь в практических и ритуальных целях. А тут перед глазами просвещенных мужей предстала древняя полихромная живопись! Ученый мир не принял открытия.
Подозрения вызывали именно яркость живописи и высокий уровень мастерства. И главное: зачем тратить столько сил и времени на рисунки, которые так трудно увидеть? Признаться, дон Марселино и сам задавался этим вопросом, но ответа у него не было. На Саутуолу ополчилась и церковь: она просто не могла признать возраст живописи, потому как история мироздания, согласно Библии, насчитывает чуть более 7тыс. лет! Когда же выяснилось, что в поместье Марселино какое-то время гостил художник, которого пригласил Саутуола чтобы скопировать настенные изображения, заговорили уже не об ошибке, а о преступлении – умышленной подделке и мошенничестве. Безумец или мошенник – так решили про дона Марселино. Имя его было замарано, сердце разбито…
Прошло 15 лет, и в 1895г археолог Эмиль Ривьер на стенах пещеры Ла-Мут в Дордони нашел рисунки, схожие с теми, что были обнаружены в Альтамире. Тогда-то ученые вспомнили Саутуолу. Теперь экспедиции стали более тщательно обследовать потолки и стены пещер, как вновь открываемых, так и ранее известных. И что же? В десятках подземелий Испании, Франции, а позднее и других стран нашлись подобные изображения. Всего-то и требовалось – посмотреть вверх! Некоторые рисунки были покрыты коркой известняка, на образование которой потребовалось не одно тысячелетие. Это доказывало подлинность и древность наскальной живописи. Однако «серьезная» наука твердо стояла на своем и все открытия игнорировала
Но вот осенью 1901г молодой археолог Анри Брейль пригласил мэтра Эмиля Картальяка, ярого многолетнего противника «кроманьонской живописи», прогуляться в только что обнаруженные пещеры Фон-де-Гом и Камбарелль. Потрясенный увиденным Картальяк потребовал, чтобы Брейль немедленно поехал с ним в Альтамиру. Саутуолы уже не было в живых, но у входа в печально знаменитую пещеру их встретила молодая женщина. Это была Мария, дочь дона Марселино. Она повела их туда, где сама впервые увидела нарисованных быков. Картальяк сказал: «Не он, а я был безумцем» — и счел своим долгом посетить могилу своего научного противника.
Вскоре в журнале «Антропология» появилась статья Эмиля Картальяка «Покаяние скептика», в которой он признавался: «Я оказался соучастником ошибки, допущенной 20 лет тому назад, а также несправедливости, в чем теперь надо признаться и которую надо исправить». Справедливость была восстановлена. Но при всех последних достижениях цивилизации однозначного ответа на вопрос: «Зачем человеку понадобилось со всем возможным тщанием, с колоссальными затратами времени и сил рисовать то, что трудно увидеть? – так и нет…

Поделиться в соц. сетях
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal

Комментарии:

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>