Изучение тела Ламы — захватывающая задача

Тело бурятского ламы хранили в соли

Татьяна Батенева

На прошлой неделе прошла пресс-конференция ученых, принимающих участие в исследовании феномена ламы Даша-Доржо Итигелова, чье тело, извлеченное два года назад из захоронения, до сих пор остается нетленным. В экспедиции в Бурятию участвовал и заведующий отделом идентификации личности Российского центра судебно-медицинской экспертизы доктор медицинских наук профессор Виктор Звягин. О том, почему этот феномен интересен современной науке, он рассказал обозревателю «Известий» Татьяне Батеневой.

Известия: Виктор Николаевич, что собственно означает слово, применяемое не только верующими, но и вами, учеными, для описания состояния тела ламы — «нетленный»? Вы его видели?

Виктор Звягин: Конечно, мы внимательно осмотрели тело ламы, составили, как положено, протокол, подписали его. Тело находится в таком состоянии, словно он умер совсем недавно. Подвижность суставов, тургор кожи (то есть ее упругость. — «Известия») — все соответствует параметрам человека, умершего, может быть, день-два назад.

Известия: Может ли это быть фальсификацией?
Звягин: Абсолютно исключено, не только потому что верующие сочли бы это святотатством, но и потому что мы имели возможность сравнить свои наблюдения с материалами двухлетней давности, когда была произведена эксгумация.

Известия: Ее проводили тоже вы?

Звягин: Нет, тогда осматривали тело и составили все официальные документы начальник бюро судебно-медицинской экспертизы Улан-Удэ Константин Югов и эксперт Дмитрий Горин. С тех пор в теле произошли некоторые изменения, но совсем незначительные.

Известия: Строго говоря, мумии тоже нетленны, находясь в одном и том же состоянии века.

Звягин: Никакие известные науке искусственные способы поддержания такого состояния тела вроде мумифицирования, бальзамирования и т.п. в этом случае не применялись. Нет следов вскрытия, извлечения головного мозга и внутренних органов, никаких уколов, разрезов и тому подобных воздействий мы не обнаружили.

Известия: Но ведь известны и случаи естественного сохранения тел в особых природных условиях…

Звягин: Да, это случаи торфяного дубления, когда тело сохраняется в болоте, мумифицирования на сквозняке, жировоскового сохранения в воде, замерзания в условиях высокогорья и Крайнего Севера. Но, во-первых, в данном случае таких условий не было, а во-вторых, состояние подобных тел существенно отличается.

Известия: Вы получили образцы тканей. Что хотите узнать, изучая их?

Звягин: Мы имеем возможность изучить их лабораторными методами, не разрушающими тело. По разрешению высших буддистских властей Бурятии нам предоставили примерно 2 мг образцов — это волосы, частицы кожи, срезы двух ногтей. Инфракрасная спектрофотометрия показала, что белковые фракции имеют прижизненные характеристики — для сравнения мы брали аналогичные образцы у наших сотрудников. Планируем провести рентгено-флуоресцентный анализ, чтобы установить, какие химические элементы присутствуют в теле и как они изменились. Есть предположение, что произошла некая деструкция фосфатных групп — это может быть результатом воздействия соли, которой тело было засыпано в саркофаге.

Известия: Значит, все же некий способ консервации тела был применен? Ведь известно, что соль обладает свойствами консерванта.

Звягин: Да, но, насколько мне известно, тело было засыпано солью лишь в 1973 году. До этого оно, обернутое шелком, покоилось в коробе из кедровых досок. Внутри находился пучок пахучих трав. К тому же сам кедр обладает бактерицидными свойствами.

Известия: Возможно, именно от трав и исходило то благоухание, которое описывали свидетели вскрытия короба?

Звягин: Дифференцировать источник запаха довольно сложно, но во всяком случае трупного запаха ни при вскрытии саркофага, ни сейчас нет.
Известия: Какие методы позволили бы изучить состояние внутренних органов тела?

Звягин: Конечно, есть множество методов, которые хотелось бы применить, — нейтронно-активационный анализ, компьютерная томография и другие. Но все они могут повлиять на состояние тела и требуют его транспортировки в научные учреждения, что вряд ли возможно.

Известия: Что пытается узнать наука, исследуя подобные феномены?
Звягин: Изучение хорошо сохранившихся тел, найденных в Швейцарских Альпах или Силькеборге (Дания), позволило многое узнать о жизни и смерти предков современного европейца, начиная с папиллярного узора на пальцах и заканчивая рационом питания, обычаями. А вот найденное на старой Аппиевой дороге в Италии прекрасно сохранившееся тело девочки изучено не было — теперь оно уже истлело, и это безвозвратная потеря. Когда строили торговый комплекс на Манежной площади Москвы, вскрыли кладбище бывшего Моисеевского монастыря, где в гробницах лежали мумифицированные тела. Их просто перезахоронили, утратив ценнейшую научную информацию. И таких случаев немало. Сейчас, пожалуй, впервые стоит задача целостного исследования тела человека, жившего в начале ХХ века. Это само по себе захватывающая научная задача, но она имеет и прикладное значение.

Известия: К чему же можно «приложить» подобные знания?

Звягин: Не всегда просто установить дату смерти человека. Несколько лет назад в Кабардино-Балкарии были найдены мумифицированные останки людей. Эксперты-практики датировали давность смерти 10-15 годами, что требовало возбуждения уголовного дела. Мы установили, что эти люди были убиты много лет назад. Так что практический смысл у подобных исследований тоже большой.

www.inauka.ru

Поделиться в соц. сетях
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal

Комментарии:

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>