4248-ac1be5

Почему психиатрия не может дать объяснение феномену похищений пришельцами

Автор этой статьи Д-р Джон Э. Мак был лауреатом Пулитцеровской премии и профессором психиатрии в Гарвардской Mедицинской Школе.

Впервые услышав свидетельства о том, как инопланетяне забирают мужчин, женщин и детей на борт НЛО и подвергают их различного рода интрузивным процедурам, большинство людей предполагают, что в этом случае мы имеем дело с какого-то рода формой современного психиатрического синдрома.

Такова была моя первая реакция. Когда осенью 1989 г. коллега пригласил меня встретиться с Баддом Хопкинсом (о ком я до того времени не слышал), объяснив мне, что он относится серьёзно к свидетельствам похищенных инопланетянами, с которыми он работает, я подумал, что и он, и его клиенты страдают психическими расстройствами, поскольку это явление находится за пределами реальности, возможной согласно западного мировоззрения. А что же такое психическая болезнь, как не мышление и поведение, не вписывающиеся в то, что мы привыкли включать в пределы утверждённой реальности?

Это естественная человеческая тенденция – подгонять любое новое явление под знакомые модели и структуры, даже если это прокрустово ложе должно быть вытянутo до неузнаваемости, ибо мы очень плохо переносим неопределённость и таинственность.

Те из нас, кто работает в сфере психического здоровья, особенно хорошо снаряжены различного рода диагнозами, которые мы готовы применить к явлению похищения инопланетянами, когда мы впервые о нём слышим. Все эти отчёты бесспорно похожи на бред или галлюцинации. Они даже опровергают все знакомые нам законы физики, что наводит на мысль о психозе.

Похищенные часто нервны и тревожны или страдают от разного вида телесных болей и недомоганий, что может быть проявлением невроза.

Их воспоминания о том, что с ними произошло, часто отрывисты, что предполагает возможность наличия мозговой недостаточности, например, височной эпилепсии. Пережитое ими очень травмирующе и часто включает репродуктивное или сексуальное вмешательство, подсказывая возможность того, что они когда-то были подвергнуты изнасилованию или же в детстве были жертвами сексуальных домогательств и насилия.

Опыт похищения инопланетянами либо вызывает изменённое состояние сознания, либо в этом состоянии происходит, поэтому присутствует возможность заболевания, связанного с диссоциативной реакцией, как например раздвоение личности или даже насилие со стороны культа сатанистов.

Поскольку мы вступили в космический век и явлению похищения инопланетянами уделяется много внимания в средствах массовой информации, не является ли вероятным, что тут включился в работу коллективный процесс – массовая истерия или иллюзия? То, что похищения происходят ночью, может их объяснить как сон или гипнологическое явление. Также не исключается возможность желания привлечь к себе внимание.

Различные аспекты феномена похищения подсказывают один или другой возможный диагноз, особенно при недостаточной осведомлённости в этой области. Трудность заключается в том, что каждый из этих диагнозов не учитывает и даже не допускает возможными несколько базовых элементов опыта похищения. Есть пять измерений, которые мы должны включить в любую возможную теорию.

  1. Свидетельства похищенных отовсюду из Соединённых Штатов (я пишу только о Соединённых Штатах, так как культурные различия могут внести изменения в это утверждение) крайне последовательны и соответствуют одно другому, при том, что все эти люди никогда никаким образом не контактировали друг с другом. Эти свидетельства включают подробности, которые даже теперь не упоминаются в средствах масовой информации среди людей, предоставляющих такую информацию крайне неохотно из-за страха быть высмеянными.

  2. Имеются важные физические признаки феномена похищения. Они включают несвязанные одно с другим заявления свидетелей о том, что похищенные действительно отсутствуют на месте какое-то время; носовые кровотечения и различные порезы, отметины, синяки и другие сложного узора повреждения кожи, иногда появляющиеся на телах нескольких похищенных одновременно; также после похищений под кожей могут прощупываться имплантаты, хотя их небиологическое или «чуждое» происхождение не было доказано.

  3. Cлучаи похищения имеют место среди детей слишком раннего возраста для развития психиатрических заболеваний, упомянутых выше. Двухлетний мальчик сказал, что его забрал на небо человек, который укусил его за нос. Другой мальчик, которому ещё не исполнилось трёх лет, сказал, что совы с большими глазами (очень часто дети вспоминают инопланетных существ, замаскированных в животную форму) забирают его в небо на корабль, и он боится, что не сможет вернуться назад к маме.

  4. Хотя не все похищенные видят НЛО, на которые их забирают, это явление неизменно сопровождается наблюдениями необычных летательных объектов как самими похищенными, так и другими свидетелями. Одна женщина, с которой я работал, была поражена, когда на следующее утро после похищения (во время которого она не видела никакого НЛО) она узнала из газет и другиx источников, что в то время и вблизи того места, где произошло её похищение, пролетало НЛО.

  5. Психиатрическая оценка и психологическое изучение похищенных, включая нескольких из моих пациентов, не сумели обнаружить последовательной психопатологии. Конечно, похищенные могут страдать от умственного и эмоционального дискомфорта в результате этого часто травмирующего опыта, и у нескольких из них были найдены сопровождающие психиатрические расстройства. Многие из них вырoсли в прoблемных семьях. Но ни в одном из случаев опыт похищения не мог быть объяснён эмоциональным расстройством.

Учитывая данные базовые аспекты феномена похищения, давайте ещё раз рассмотрим вышеупомянутые возможные диагнозы. Любая форма психоза исключается на том простом основании, что похищенные, за редкими исключениями, вполне нормальны клинически и, несмотря на стресс, вызванный их опытом похищения, в общем-то нормально функционируют в обществе.

Трое из моих пациентов, которых я подверг массивному обстрелу психологическими тестами, были диагностированы как психически здоровые. Психоневроз может быть исключён тем фактом, что похищенные не страдают от различного рода интенсивных личных конфликтов, сопровождающих неврозы. Аналогичным образом, похищения не могут быть объяснены фантазиями, так как ничто не указывает, что они связаны с другими аспектами личности пациента или его эмоциональной жизни.

Физические симптомы, от которых страдают похищенные, по всей видимости являются результатом интрузивных процедур, свойственных феномену похищения. Аналогично, порезы и другие повреждения кожи, появляющиеся после похищения, не следуют никаким психодинамическим закономерностям, как например, в случае с религиозными стигматами.

Неспособность похищенных вспомнить подробности их опыта объясняется скорее всего не органической дисфункцией мозга, а подавлением памяти, часто наступающим после травмы, а также возможно и силами, стоящим за феноменом столкновения с инопланетянами.

Травма определённо является важной характеристикой большинства случаев похищения инопланетянами, нот нет ни одного документированного случая, доказывавшего, что данная травма была вызвана не похищением самим по себе, а другим событием в жизни похищенного. Наконец, привлечение диссоциации как возможного диагностического объяснения полностью избегает вопроса причинности, поскольку диссоциация – это ответная реакция, защитный механизм, с помощью которого воспоминания о болезненных или тревожащих переживаниях отсоединяются от сознания человека для того, чтобы он мог сохранить необходимую для ежедневного функционирования психологическую энергию.

Похищенные «диссоциируются» от своего травмирующего опыта, т.е. переносят в подсознание воспоминания о своих волнующих переживаниях. Но это ничего не говорит нам об источнике этих переживаний.

Даже если случаи похщения являются проявлением одного или другого аспекта этих диагностических категорий, перед нами по-прежнему стоит задача найти объяснения случаям похищения среди маленьких детей, различным физическим проявлениям, их связи с НЛО и, прежде всего, поразительной схожести рассказов различных несвязанных друг с другом людей. В этом отношении рассказам о похищениях присущи многие многие характеристики реальных событий, происходящими с людьми в реальном мире. Их правдивость не уменьшается из-за того, что мы не понимаем причины или источника этих явлений.

Вопрос психосоциальной причинности более сложен. Со всей уверенностью можно сказать, что синдром похищения является коллективным явлением в том смысле, что подобное случается со многими людьми в Соединённых Штатах и в других частях мира. При недостаточном рассмотрении этот феномен выглядит как массовая истерия, заблуждение или бредовое верование, поддерживаемое огромным количеством материалов в средствах массовой информации (см. статью Ричарда Холла).

Однако синдром похищения не проявляет себя как коллективное расстройство. Все это переживания крайне индивидуальны и личностны среди людей, изолированных друг от друга и имеющих только очень смутные познания об НЛО и о предмете похищений. Они проявляются отличным образом от культурно распространённыx или принятыx верований, знакомых нам из исторических примеров массовой истерии. Скорее наоборот, похищенные идут против преобладающих общественных понятий о реальности, рискуя подвергнуться остракизму и насмешкам, когда они делятся с кем-либо тем, что они переживают.

Это правда, что электронные и печатные средства массовой информации уделяют очень много внимания похищениям, особенно в последнее время. Но моё мнение таково, что эти публикации являютcя результатом свидетельств, полученных от самих похищенных и от исследователей, а не причиной возникновения таких свидетельств.

В пользу этого аргумента говорит тот факт, что фактические истории о похищениях, циркулирующие по нашему обществу, богаты подробностями, отсутствующими в средствах массовой информации. Наконец, как я отметил выше, до сих пор не найдено психосоциальное объяснение случаев похищений маленьких детей , а также физических проявлений и, конечно, связи между похищениями и НЛО.

Мы можем – как предложил Юнг в своей статье о летающих тарелках, написанной задолго до того, как cообщения о похищенияx стали столь частыми, – растянуть наше понимание коллективного бессознательного и посчитать феномен НЛО и похищений разновидностью современного мифа, схемой проявления веры в данной культуре в данное время. Юнг называл явления подобного рода «психоидами», поскольку они являются своего рода резонансом между душой или внутренним миром и физическими явлениями внешнего мира (включая сами НЛО и физические проявления, сопровождающие похищения).

Но мне кажется, что если бы мы растянули до этого предела наше понимание коллективного бессознательного, тогда бы различия между внутренним и внешним, душой и реальностью, просто бы исчезли. Мир и душа или сознание стали бы одним целым, существующим в гармонии или резонансе в мире, строение которого нами ещё не разгадано.

Я бы не стал исключать такую возможность, однако если она сможет дать нам реальную картину коcмоса, тогда нам придётся отбросить дуалистическую парадигму западной науки, согласно которой внутренняя и внешняя реальности существуют раздельно, а физический мир подчиняется законам, имеющим мало общего с сознанием в любой его форме. C помощью феномена похищений мы откроем новую картину вселенной, в которой душа и мир проявляются и эволюционируют вместе соответственно принципам, которых мы ещё не постигли.

Пoдводя итог, я могу скaзать, что психиатрия cама по себе не может много нам объяснить о феномене похищения. Ни один психиатрический диагноз не может быть приложен в этих случаях. A психосоциальные или культурологические объяснения, даже если они включают все основные аспекты синдрома, вынудят нас растянуть наши понятия о коллективном бессознательном до такой степени, что все различия между душой и миром, внутренней и внешней реальностью будут уничтожены.

Кроме рассказов самих похищенных, не существует никаких других доказательств того, что с ними произошло. Люди, с которыми я работаю, насколько я могу судить, говорят правду, и таково впечатление других исследователей. Мы оказались лицом к лицу с глубокой и важной тайной, и мы не знаем, что она в себе скрывает. Похоже, что какой-то вид разума вошёл в наш мир из другого измерения или другой реальности.

У этого разума – огромная сила (многие похищенные говорят о чувстве «благоговения», которое они испытывают по отношению к этой силе), и мы никаким образом не можем контролировать её воздействие. Мы не знаем, какова может быть её окончательная цель. Всё, что мы можем сделать – это попытаться узнать больше о феномене похищений и найти в себе смелость поссмотреть на него честно, сопротивляясь естественному импульсу втиснуть его в знакомые категории.

Как результат моей собственной работы, появились доказательства, что когда похищенные преодолевают своё чувство ужаса и полностью принимают реальность того, что с ними происходит, это явление становится менее травмирующим. Между ними и инопланетными существами развиваются отношения взаимоотдачи и любви. Похищенные получают информацию о фундаментальных экологических и других глобальных угрозах; при этом они испытывают глубокий эмоциональный и духовный рост. Эти аспекты явления нуждаются в дополнительной исследовательской работе, проведенной без предубеждения.

Эта статья была напечатана в издании «Дискуссии об инопланетянах: Записи конференции по изучению похищений инопланетянами» (North Cambridge Press, 1992).

«Дискуссии об инопланетянах» – это записи научной конференции по похищениям инопланетянами, проведенной 13-17 июня 1992 г. в Массачусеттском Технологическoм Институте. Они состоят из 684 страниц, содержащих словарь терминов, алфавитный указатель, вопросы и ответы, а также критические комментарии после каждой статьи или группы статей. Этот том может быть использован как междисциплинарное введение и научный справочник по феномену похищений инопланетянами.

Среди экспертов, выступавших со статьями или отчётами находились: 12 похищенных, 1 антрополог, 3 писателя, 3 эксперта в смежных областях (околосмертный опыт, сонный паралич, ритуальное насилие), 2 эксперта по научному анализу (дермопатология, неврорадиология), 1 фольклорист, 1 историк, 12 исследователей, 3 представителя средств массoвой информации, 5 докторов медицинских наук, 1 невропсихолог, 11 докторов психологии, 1 философ, 3 физика, 2 проповедника/специалиста по религии, 4 социальных работника и 3 социолога.

Поделиться в соц. сетях
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal

Комментарии:

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>