Медаль мастера. Под гнётом перфекционизма

© 2009 Jupiterimages

Сейчас же большая часть парней юного поколения (те, кто приближается к 30-летнему возрасту), как свидетельствуют социологи, предпочитают, чтоб их избранница была не только лишь «дамой». Одним из более ценимых свойств признаётся талант, творческая одарённость.

Ну, а то, что даме не мешало бы иметь профессию, уже издавна не просит особых дискуссий. Помнится, учили меня мои бабушки: дама должна обладать профессией и быть во всём самодостаточной, чтоб в случае брачной измены, гордо собрать пожитки и отправить предателя, как говорится, «на звёздочку»

Но схожий «сдвиг» в публичном сознании мне кажется несколько гиперболизированным – вспомните хотя бы российские народные (и ненародные) сказки.

Дамские образы типа Лены Премудрой да Хозяйки Медной горы… либо всякие там различные мастерицы… А Афина Паллада – древнегреческая богиня мудрости и справедливой войны… Вот конкретно!

Власть, ведение и мастерство только местами и периодически числились несопоставимыми с представлением о женственности. И, все же, ведение и мастерство всегда, каким бы классовым либо патриархальным ни было общество, наделяло даму – швею, шоколадницу, ворожею – значимой свободой. Разъясняется это просто.

Всем понятно: познание – сила. Мастерство – это познание, как более отлично делать ту либо иную задачку и беспредельно улучшать характеристики конечного результата, также сам процесс его заслуги.

И вправду, навряд ли кто-нибудь будет опровергать, что, даже не испытывая вещественных стеснений, а означает, владея возможностью выбирать, все мы находимся зависимо от неплохого парикмахера, косметолога, массажиста, швеи, психолога и т.д. За средства «собственного» мастера не найдёшь, а когда находишь, ох как боишься его утратить!

Понятие «мастерица» связывают, пожалуй, только с занятиями типа кулинарии либо икебаны. А вот «мастер»… Мастер – это звучит гордо! Мастер Слова! Различные профессии, занятия, искусства подразумевают различные представления о сути мастерства (одно дело – блины поджарить, другое дело – стихи ваять). Но есть более универсальное понятие – профессионализм, применимое ко всем сферам людской деятельности. «Проф» может быть и повар, и танцор, и писатель.

© 2009 Jupiterimages

В сути профессионализма заложено неограниченное рвение к мастерству. Вот, пожалуй, примерный перечень характеристик, по которым определяется специалист.

Специалист – всегда трудоголик, вкалывает до седьмого пота. Почему? Да так как одержим беспросветным перфекционизмом. Он до жестокости требователен по отношению к для себя, и основная мотивация его деятельности – достигнуть высочайшего результата, а не накормить свинью собственного тщеславия, умиляясь собственной самой жалкой поделке.

Работу он осознает как тщательное, время от времени до изнеможения, улучшение каждой детали продукта. Потому самоотвержен. Не ждёт вдохновения, так как вдохновляется от работы.

Никогда не делает свою работу плохо, если уж за неё взялся, – вне зависимости от вещественной стимуляции (по принципу: «будут больше платить – буду лучше работать») либо личной заинтригованности какого-нибудь другого плана. Никогда не завидует успеху коллег, так как знает, что стоимость хоть какого заслуги – это труд, труд, труд и ещё раз труд. Ну, и ещё кое-что – искра божья

Если с искрой трудности, от всей души радуется её наличию хоть у кого-нибудь, если уж не у себя возлюбленного, потому что рассматривает свою деятельность как Служение (скажем, делу – в самом общем смысле), а не метод обосновать всем, какой он расчудесный и неподменный. Специалист довольно адекватен, чтоб занять нишу, подобающую масштабу собственного дарования, и не стремится прыгнуть выше головы.

Открыт для критики и признателен тем, кто делится с ним секретами мастерства либо хотя бы показывает на имеющиеся несовершенства его работ. Если сам учит, то без самоутверждения (так как не имеет комплексов неполноценности).

Никогда ничего не обосновывает «непосвящённым» – тем, кто недостаточно компетентен, чтоб оценить его труд. «Платон мне друг, но правда дороже»: категорически делит «службу» и «дружбу». Никогда не даст предпочтение в проф отношении кому-то из собственного наиблежайшего окружения, чтобы «порадеть родному человечку».

Не предаёт собственных эталонов, и чтоб не болтали о том, что мастерство не находится в зависимости от моральной чистоты человека, жизнь почему-либо обосновывает оборотное: тот, кто «продаётся» (читай – нарушает писаный и неписаный кодекс проф этики), тот в какой-то момент деградирует как мастер.

Но есть и другая сторона. К примеру, высокомерие (необязательный, но очень всераспространенный «побочный эффект» проф состоятельности).

Пристрастность и нетерпимость по отношению к тем, кто, не считая него, «Мастера», задействован в производственном процессе, – как следствие одержимости работой. По этой причине, чтоб еще раз не трепать для себя нервишки, «Мастер» предпочитает работать в одиночку и не связывать себя принципами коллективного конформизма.

Жестокость к для себя, её продолжение – жестокость к другим: «я могу – означает и другие могут…». «Другим» тяжело находиться рядом с таким человеком. Психические кризисы, обусловленные привычкой измерять жизнь творческими и проф достижениями: «Я больше не гений? Означает я застрелюсь!».

Игнорирование иерархии – принципа, на котором зиждутся дела в хоть какой социальной структуре. А это, естественно, влечёт за собой конфликты с начальством: «я – Мастер, а ты кто таковой, админ, что ли?».

И последнее. Человек, состоявшийся в проф сфере, переносит принципы отношений в трудовом коллективе и на рабочем месте в личную жизнь (друзья, семья, малыши, возлюбленные…), требуя чуть не поклонения и считая, что он вправе устанавливать правила поведения и стиля жизни.

© 2009 Jupiterimages

Ну, и естественно, зависть и ненависть соперников – нет смысла выносить эту всем явную поруха в отдельный пункт. Одной из самых грустных ее жертв можно именовать виртуозного скрипача Паганини. Его «нечеловеческие» возможности играть на одной струне вызвали толки, что он продал душу дьяволу. Но всё было еще проще.

В судьбе Паганини, как и в судьбе Моцарта, судьбоносную роль сыграл отец: в надежде поживиться от таланта собственного дитяти, в самом ранешном возрасте он изматывал отпрыска занятиями на инструменте. Как говорится, что посеешь, то и пожнёшь

Ещё более катастрофической в судьбе мастера является уже упомянутая зависимость от собственного дела. Паганини упрекали в дороговизне его концертов, а он, истерзанный недугами, отвечал: пусть платят, я плачу жизнью. Когда же его пробовали урезонить, дескать, стоимость могла бы быть и другой, следовал ответ: «Тогда не было бы Паганини»

Иллюстрации с веб-сайта: © 2009 Jupiterimages.

Лена Терещенко

Поделиться в соц. сетях
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal

Комментарии:

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>