Воспоминания из непрожитых жизней

Герою умопомрачительного кинофильма «День сурка» Филу Коннорсу, когда он во 2-ой раз попорядку пробуждается 2 февраля в то же самое время, что и намедни, кажется сначала, что у него дежавю. И только позже выясняется, что дело еще серьезнее

Дежавю — чувство, знакомое многим. Человеку кажется, что происходящее с ним тут и на данный момент уже в один прекрасный момент происходило. Он шел в незнакомое место, но ему чудится, что вот этот припаркованный внедорожник и кошку на подоконнике он уже лицезрел.

Только сознание отрешается дать подсказку, когда он это лицезрел и при каких обстоятельствах. Узнавание неприметно истаивает, а человек остается в недоумении.

Дежавю либо склероз?

Не стоит путать дежавю с очевидной забывчивостью. Полностью возможно, что человеку не просто кажется, а он и по правде попал в знакомое место, но в прошедший раз не уделил окружающей обстановке подабающего внимания, хотя что-то в его памяти осталось.

У таковой забывчивости есть и наименее очевидный вариант. Гость рассматривает фото родственников, развешанные по стенкам в гостиной владельцев дома. Через год его посещает чувство дежавю при новеньком знакомстве. А новый знакомый — внучатый племянник 1-го из числа тех, с кем он «познакомился» по фотографиям — тот же нос, те же глаза

Далековато не все так кропотливо изучают родовые портреты, как Шерлок Холмс в доме Баскервилей. И навряд ли память, в какой хранится нечеткая копия увиденной фото (уже порядком «запыленная» более свежайшими зрительными видами) сумеет предоставить владельцу информацию, когда же он встречался с этим носом и очами.

Но время от времени сходство бывает только кажущимся. Некие психологи разъясняют дежавю конкретно способностью мозга к глобальному сравнению. Ситуация может припоминать какую-то другую, либо, если она очень стандартная, огромное количество других — уже обработанных и суммированных мозгом.

И место, где человека посетило чувство дежавю, он мог созидать в ранешном детстве, на фото, либо по телеку, а, может быть, кто-то тщательно «в красках» говорил о нем.

Пару лет вспять в литературе и в блогах дискуссировался любознательный случай. Обитатель США обрисовывает, как испытал дежавю, поехав с семьей на экскурсионную поездку в форт Ларами (Ft. Laramie), принципиальный для американской истории монумент, расположенный в штате Вайоминг. Этот человек мог с уверенностью утверждать, что никогда ранее там не был. Но чувство не покидало его в течение всей экскурсии — он предвещал размещение дверей и внутренних помещений форта, ещё не войдя в него. Посещение сувенирного магазина развеяло уж было возникшее подозрение об открывшихся расчудесных возможностях. Оказалось, что в романе «Queen of Bedlam», который он прочел пару лет вспять, деяния происходили в этом форте. Создатель издержал много времени, кропотливо живописуя интерьеры и округи, а читатель, видимо, обладал завидной памятью и пространственным воображением.

Во время штатской войны в США форт Ларами играл очень важную роль. В конце концов конкретно тут в 1868 году был подписан мир с индейцами. Старенькым Бедламом (Old Bedlam) назвалась та часть форта, где квартировались офицеры. Фото: сourtesy Newberry Library

Заметим, что в этом случае потаенная пружина вскрылась при случайном посещении сувенирного магазина, где совсем случаем оказалась та книжка, которую он прочел пару лет вспять. В ином случае потаенна неожиданного прозрения так и осталась бы неразгаданной.

Кто во что горазд

Термин дежавю (фр. déjà vu — уже виденное) в первый раз ввел французский психолог Эмиль Буарак (Émile Boirac, 1851–1917) сначала ХХ века. Во время дежавю человек испытывает странноватое, нередко с цветом тревожности, чувство нереальности происходящего, сопровождающееся чувством деперсонализации.

Дежавю, в согласовании с различными опросами, испытывает от 70 до 97% людей. Выделяют различные типы дежавю, к примеру, по методу получения инфы — фактически déjà vu (когда идет речь о зрительном восприятии инфы), déjà entendu («уже слышанное»), déjà lu («уже читанное»), déjà eprouvé («уже испытанное»)

«Антипод» дежавю, jamais vu («никогда не виденное») — чувство полной новизны в обычной, ежедневной обстановке.

А déjà prevu — это предчувствие того, что произойдет в последующую минутку.

Исследование всего этого комплекса феноменов затруднено тем, что при всей массовости явления у каждого определенного человека случаи неверной памяти случаются изредка и непредсказуемо. И так как научными способами учить дежавю тяжело, появляется огромное искушение строить непонятные догадки.

Легче всего сторонникам теории переселения душ. Дескать, «я был тут в прошлой жизни». В реинкарнацию верили ещё древнейшие греки, египтяне и, очевидно, индусы. В предстоящем мысль переселения душ была воспринята представителями неких старых философских школ. Пифагор убеждал, что может вспомнить куски собственных прошлых жизней.

Что-то схожее можно повстречать и у Платона в его теории анамнезиса — другими словами припоминания. Только он, полагая душу бессмертной, считал, что процесс зания — по сути ничто другое, как мемуары об идеях, которые душа увидела до её соединения с телом.

Известный швейцарский психолог (кстати, интенсивно интересующийся феноменом дежавю), Карл Густав Юнг (Carl Gustav Jung, 1875–1961), считал, что жил ранее, в XVIII веке, и был медиком.

В собственной земной жизни Будда помнил все свои воплощения. Можно ли разъяснить состояние дежавю у человека тем, что он не помнит собственной прошлой жизни, но помнит кое-что о ней? Репродукция с веб-сайта WHITE-CRANE KUNG FU

Но вот неувязка. Обычно воспоминание о том, что «это уже было», хоть и куцее, но ясное и полное мелочей — это было конкретно в этой комнате, я дискутировал конкретно с этим человеком. Не удивительно ли, что в прошлой жизни (другими словами, лет 70 вспять), на столе стоял вточности такой же компьютер, компаньон был одет в футболку с надписью «Евро-2008» и гласил «Превед, медвед»?

Другое расхожее мировоззрение — чувство дежавю появляется, когда реализуются вещие сны. Эту теорию выдвинул ещё в 1896 году Артур Аллин (Arthur Allin), доктор психологии в институте штата Колорадо в Боулдере (University of Colorado at Boulder). И с того времени приверженцев теории не становится меньше — ведь её тяжело опровергнуть.

Не мог остаться флегмантичным к явлению дежавю и Зигмунд Фрейд (Sigismund Schlomo Freud, 1856–1939). Он и его последователи разъясняли дежавю тем, что происходящее совпало с предшествовавшей подсознательной фантазией, вот и все.

Современные корифеи в области дежавю выделяют четыре категории научных теорий, пытающихся разъяснить эту загадку.

Вторичное первично

Дежавю появляется при нарушении обычного функционирования 2-ух отдельных, но взаимодействующих процессов восприятия и переработки наружной инфы — запоминания и припоминания. Эти два процесса, которые в норме работают совместно, оказываются рассогласованы, тогда и один из процессов может активироваться в отсутствие другого.

К примеру, всякая новенькая информация должна как-то соотноситься с уже знакомой. Но если мозг не находит в памяти воспоминаний, подобных текущим (другими словами не происходит соответственного «припоминания»), то он начинает создавать неверное чувство, выдавая за знакомое новое.

Если мозг «находит» в памяти воспоминания, подобные текущим (другими словами текущие воспоминания не новые для него), но при всем этом «барахлит» «чувство ознакомленности», то знакомая информация кажется новейшей — это уже jamais vu, чувство никогда не виденного.

Нечто схожее может происходить и при нарушении очередности восприятия и запоминания. В норме запоминание новейшей инфы идет сходу прямо за её восприятием (два бойца идут в затылок). Если запоминание «догонит» восприятие (либо восприятие «замешкается») то два процесса наложатся, и возникнет иллюзия, что запоминание предшествовало восприятию.

Нервишки дурачатся

Работая с нездоровыми эпилепсией, психиатры нашли, что их пациенты достаточно нередко испытывают дежавю перед припадками. Естественно было представить, что дежавю без следующего эпилептического припадка — итог аналогичного, но наименее томного нарушения. В XIX веке многие рассматривали его как симптом надвигающегося заболевания, но более поздние исследования эту догадку не подтвердили. В этом смысле можно не беспокоиться.

Но позже было показано, что чувство дежавю у эпилептиков появляется при стимуляции амигдалы (corpus amygdaloideum) и гиппокампа (hippocampus). Как следует, если случаем нервные импульсы «задевают» гиппокамп (который играет важную роль в запоминании и припоминании), это интерпретируется мозгом как неверное чувство «знакомости».

Герою кинофильма Юлиуша Махульского «Дежавю» кажется, что он выяснит места, в каких типо никогда не был, просто поэтому, из-за амнезии не помнит, кто он

Посреди нейрофизиологов есть равноправные концепции «тупоконечников» и «остроконечников». Одни считают, что чувство дежавю появляется, если передача инфы от воспринимающего органа в высшие отделы мозга замедляется. Передача замедляется при утомлении, тогда же почаще случается дежавю. Логика непонятна, так как по сути новенькая информация обрабатывается и передается медлительнее, чем «знакомая», так что замедление синаптической передачи должно бы пробуждать чувство jamais vu.

И другие ученые исходят из прямо обратного догадки: отлично отдохнувший мозг так стремительно перерабатывает новейшую информацию, что она воспринимается как уже отлично знакомая, конкретно это приводит к дежавю.

А вот ещё одно прекрасное разъяснение. Зрительная информация передается 2-мя способами, практически синхронно. Если сигнал по одному из путей «запаздывает» (на миллисекунды), то когда он доходит, то уже не является для мозга новым. К примеру, один глаз, лицезреет «картинку» на толики секунды ранее другого и успевает ранее передать изображение в мозг. Когда же поступает информация от второго глаза, оказывается, что такая «картинка» уже есть.

Позабытый источник

Понятно, что чувство новизны находится в зависимости от того, лицезрел ли человек этот объект ранее, даже если в его сознании это не отразилось. Значимые объемы инфы воспринимаются (и перерабатываются мозгом) не привлекая к делу сознание. Эта воспринятая, но «не замеченная» сознанием информация может лежать в базе дежавю.

Ученые окрестили этот вариант «нарушение в системе мониторинга источников». Обычный пример — случай дежавю во время экскурсии в замке. Если б в сувенирном магазине не нашлась прочитанная книжка, турист не сумел бы осознать, из какого источника ему знакома архитектура замка.

Другая теория — узнавание единственного элемента. В согласовании с этой теорией, дежавю появляется при ускорении обработки инфы, которое обычно происходит, когда обрабатывается уже знакомая информация. Чтоб такое ускорение появилось, довольно одного-единственного ранее виданного знакомого объекта посреди остальной неслыханной обстановки. Сознание могло и «не заметить» таковой объект, а для чувства дежавю его довольно.

Чувство «ознакомленности» запускается какой-нибудь чувственной ассоциацией с ранее пережитым (тот же запах, звук…). Если сознание идентифицирует этот стимул («точно так же пахло в том фаст-фуде, где я в первый раз…»), то человек не ощущает ничего необычного и сверхъестественного. Если сознание не может вычленить ранее встреченный стимул, появляется чувство дежавю.

Стимулом для чувства дежавю может служить не объект, схожий уже виденному, а сходство общей схемы новейшей обстановки и той обстановки, которая встречалась ранее — глобальное сравнение, о котором уже шла речь («лестница слева от входа, справа на стенке ковер в бардовых тонах»).

Это та же самая темная кошка? Ответ на этот вопрос головного героя кинофильма «Матрица» оказался достаточно странноватым: Дежавю случаются, когда «матрица глючит»

Недочет внимания

Процесс обработки новейшей инфы включает два шага. На первом, резвом шаге, информация обрабатывается без вербования внимания, потом, медлительнее, опять обрабатывается — уже с ролью внимания. Дежавю появляется, если мозг, сопоставляя первичные воспоминания со вторичными, «относит» информацию, только-только воспринятую на безотчетном уровне, к более дальнему прошлому.

Вероятны ещё такие разъяснения — в прошедший раз объект был увиден в течение очень недлинного времени (короче, чем временной предел для восприятия сознанием), либо внимание было всецело сосредоточено на одном объекте, а другие были зарегистрированы лишь на безотчетном уровне.

Эти разъяснения иллюстрируют такие опыты. Лэрри Джакоби (Larry L. Jacoby) и Кельвин Уайтхауз (Kevin Whitehouse), физиологи Вашингтонского института в Сент-Луисе (Washington University in St. Louis), предлагали испытуемым уяснить перечень слов, а потом предъявляли другой перечень и просили указать, какие слова уже знакомы из первого перечня, а какие незнакомы. Нашли, что если демонстрировать испытуемому конкретно перед тестированием незнакомое слово в течение очень недлинного времени, то позже при тестировании это слово почаще кажется испытуемому уже знакомым, хотя сознательно он его не лицезрел в начальном перечне.

Не исключено, что не одна, а несколько из перечисленных выше теорий в дальнейшем подтвердятся, а дежавю может появляться вследствие разных обстоятельств. Исследования длятся. Биологи и докторы за ближайшее время сделали большой шаг вперед в исследовании разных явлений на клеточном и молекулярном уровне. Но как и раньше почти все не ясно в функционировании целого мозга, процессах запоминания, вспоминания и осмысления инфы.

Наталья Александрова

Поделиться в соц. сетях
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal

Комментарии:

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>