Яков Левин: «Не нужно привыкать к бессоннице»

Фото: АиФ Здоровье

Так считает доктор мед наук, директор Сомнологического центра Минздравсоцразвития РФ, заведующий курсом сомнологии ММА имени Сеченова Яков Левин.

Страшная экономия

«АиФ»: – Яков Иосифович, это правда, что мы спим намного меньше, чем люди в прошедшем и позапрошлом веках?

Я.Л.: – Да. И разница значимая. В США подсчитали: в неделю каждый янки растерял 3 часа сна – он прибавил их к бодрствованию.

Примечательные слова Остапа Бендера: «Нам кажется всегда, что мы еще успеем подремать на сеновале». Но признайтесь честно: после одной ночи без сна вы спали позже столько, сколько вам охото? Вероятнее всего, нет. А ведь чтоб устранить то нехорошее, что происходит в организме после одной бессонной ночи, необходимы две настоящие ночи сна. Если человек часто работает ночами, он страшно недосыпает.

«АиФ»: – Наверняка, наплевательское отношение ко сну объяснимо: человек не осознает, для чего необходимо 8 часов проводить в кровати?

Я.Л.: – По сути сон состоит из 2-ух: неспешного и резвого. Цель первого, в особенности дельта-сна (самой глубочайшей его части), – накопить энергию, потраченную во время бодрствования. В это время наши внутренние органы отдают рапорт мозгу о собственном состоянии. Задачки резвого сна – переработать полученную в бодрствовании информацию, перевести долговременную генетическую память в краткосрочную и сделать программку целостного поведения. Резвый сон помогает нам обмыслить, что мы должны сделать за определенный период времени.

«АиФ»: – Но многие считают, что сон нужен, чтоб отключать на время самый энергоемкий орган – мозг.

Я.Л.: – Это ошибочно. Во сне отдыхает только костно-мышечная система. Ну и то мы ворочаемся с боку на бок. А мозг на различных стадиях сна интенсивно работает, что подтверждает позитронно-эмиссионная томография. Только во сне трудятся другие его структуры и по-другому строятся отношения меж ними, чем во время бодрствования. Если б мозг отключался, как тогда разъяснить тот факт, что многие величавые люди во сне узрели свои открытия? Менделеев во сне увидел свою повторяющуюся таблицу. Военачальник Жуков гласил, что дремлет до того времени, пока не отыщет решение трудности. Секрет в том, что в фазе резвого сна в мозге меж огромным количеством корковых полей прокладываются внезапные связи, и они причудливее, чем во время бодрствования. Эта причудливость рождает сновидения. И открытия.

«АиФ»: – Чем все-таки небезопасен недосып?

Я.Л.: – Из-за него ухудшаются внимание, память (краткосрочная сначала). Некрепкий сон – доказанный фактор риска развития инфаркта и инфаркта миокарда. Человек, который дремлет плохо и не достаточно, подвержен стрессу. У него нехороший иммунитет. Нередко развивается депрессия.

«АиФ»: – А заболевания можно получить во сне?

Я.Л.: – Такое случается. И достаточно нередко: человек с вечера ложится в кровать бодреньким, здоровым, а утром чувствует боль в сердечко. Либо рука-нога не работает. Закономерность такая: болезнь, развившаяся во сне, всегда протекает тяжелее наступившей деньком. Инфаркт миокарда и инфаркт, которые застают хворого ночкой, и вылечивать труднее. Вот вам очередной повод беречь собственный сон.

Ужас одиночества

«АиФ»: – Сколько необходимо спать?

Я.Л.: – Одному довольно совершенно малость, чтоб проснуться удовлетворенным, радостным и активным. Другому – 9–10 часов. Но физиологически хоть какому организму необходимо более 5–6 часов. А остальное – потребность личности. Потому если человек после 5–6 часов сна все таки недоволен им, снотворные препараты, вероятнее всего, будут не эффективны.

«АиФ»: – Почему в старости люди ужаснее дремлют?

Я.Л.: – У их меньше потребность в восстановлении энергетики, изменяется и их физиология – она стареет, не так активен мозг. Соответственно потребность во сне с годами понижается.

«АиФ»: – Каждый человек знает, как следует готовиться ко сну – легкий ужин, вечерняя прогулка, отлично проветрить спальню, не глядеть на ночь телек… Но, к огорчению, считаные единицы делают эти советы. А если и они не помогают?

Я.Л.: – Время от времени наши пациенты удивляются: «Почему дома так плохо сплю, а в лаборатории с кучей электродов на голове, под надзором камеры – отлично?». Время от времени причина совершенно внезапная. К примеру, недостаток общения. У меня было несколько пациентов, которые спали дома страшно – из-за одиночества. А в центре под контролем мед работников волшебно спали, так как рядом были люди.

Либо другое событие – ужас домашней постели, так как, оказавшись в ней, человек здесь же вспоминал недавнешние сексапильные беды, которые и разрушили сон. Время от времени, чтоб решить делему, довольно легко развести спальню и секс. Если условия позволяют, в данном случае каждому партнеру стоит спать в собственной комнате.

Решение заморочек

«АиФ»: – После скольких ночей без сна можно гласить, что у человека бессонница, которую нужно вылечивать?

Я.Л.: – К нам в большинстве случаев приходят пациенты со словами: «Я уже 10 лет не сплю». И изредка заглядывают люди с жалобой на то, что плохо дремлют 4-ю ночь попорядку. Если впору не оборвать такие вроде пустяшные трудности, можно очень стремительно получить приобретенную бессонницу. Довольно 3-х недель отвратительного сна.

«АиФ»: – Какие препараты можно принимать, если сон не ладится?

Я.Л.: – Начинать лучше с растительных средств. А суровые медикаменты должен назначить сомнолог, невролог либо психолог, психоаналитик. Но обязан признать, рядовые докторы плохо нацелены в этой дилемме. К огорчению, у нас в стране такая служба – уникальность. Хотя за 10 лет наш центр научил более 900 докторов, в масштабах Рф это, естественно, не достаточно.

«АиФ»: – А что вы посоветуете родителям, у каких плохо дремлют малыши?

Я.Л.: – С детской сомнологией – вообщем трагедия. Сколько же заморочек у малеханьких детей, которые плохо дремлют! Если для взрослых есть снотворный продукт, для малышей его нет: нет исследовательских работ на этот счет. Потому небольшим остро нужна помощь психолога.

«АиФ»: – Есть ли сейчас снотворные препараты, к которым не появляется привыкания?

Я.Л.: – По сути привыкнуть можно даже к аспирину. Если есть возможность обходиться без снотворного, лучше его не принимать. Но если ассоциировать зависимость от современных снотворных и их предшественников, то, естественно, от последних она еще больше. Новые лекарства можно использовать по потребности. К примеру, человек знает, что на хоть какой стресс его организм отвечает бессонной ночкой, а у него завтра экзамен. Приняв таблетку, он проснется бодреньким, радостным, так как новые препараты скоро действуют и стремительно выводятся из организма, не нарушая структуру сна.

«АиФ»: – А если клонит в сон среди рабочего денька, что делать?

Я.Л.: – Полностью возможно, что в течение рабочего денька вам нужен 15-минутный сон. И если такая возможность есть – вздремните, пусть даже на рабочем месте. Но здесь нужно проявить внимательность: дневная сонливость может свидетельствовать о заболевания – синдроме обструктивного апноэ сна (остановке дыхания во сне), которую можно и необходимо вылечивать.

Создатель:

Татьяна Ясенева

Поделиться в соц. сетях
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal

Комментарии:

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>