Инопланетяне: кого же мы ищем?

Маловероятно сходство людей и пилотов летающих тарелок

Наталия Лескова

Ученые и писатели-фантасты предостерегают: встреча разных цивилизаций может принести и неприятные сюрпризы, однако жажда контакта куда сильнее страха разочарований. Наш ближайший сосед по Солнечной системе наконец позволил американскому марсоходу «Оппортьюнити» («Возможность») взять частицу грунта, в котором были найдены признаки возможной органической жизни. Означает ли это, что на Марсе есть или была жизнь, подобная нашей? О проблемах, связанных с происхождением жизни, рассуждает профессор Тобайес Оуэн, специалист по космохимии и физике планет, профессор астрономии Нью-Йоркского университета, член Международного астрономического союза.

Прежде чем американский марсоход «Оппортьюнити» взял частицу марсианского грунта, в котором были найдены признаки возможной органической жизни, он прошел тщательную проверку в лабораториях НАСА.
Фото Reuters

– Профессор Оуэн, киноиндустрия, литература, публицистика столь часто эксплуатируют тему внеземной жизни, что, кажется, инопланетяне стали частью нашего бытового сознания…

– Только скептически настроенные умы решаются отрицать их существование. Миллионы людей верят, что они наблюдают за нами, ожидая момента, когда наш технический уровень позволит осуществить двухсторонний контакт. Тысячи полагают, что они неоднократно прилетали на Землю, оставив тому многочисленные подтверждения. Сотни утверждают, что частенько общаются с гуманоидами, подвергаются похищениям, оперативным вмешательствам и даже сексуальному насилию с их стороны. Я знаю женщину, которая утверждала, что родила ребенка от инопланетянина. Малыша даже обследовали в одной из нью-йоркских клиник, он оказался абсолютно нормальным человеческим младенцем. Но мамаша в это, разумеется, не поверила.

Подобные утверждения не означают, что эти люди психически больны: воображение и жажда чуда для них настолько велики, что они впадают в измененное состояние сознания, где гуманоиды и летающие тарелки являются бесспорной реальностью. Если говорить языком фактов, то на сегодняшний день мы знаем лишь одну форму жизни – земную.

– Это означает, что мы одиноки во Вселенной?

– Безусловно, нет. Пока мы не располагаем достоверной информацией на сей счет, но наступило время, когда эта информация может появиться, и очень скоро. Однако, прежде чем готовиться к встрече с внеземной жизнью, надо понять: что же, собственно, мы ищем? Почти никто об этом не задумывается. Популярные публикации о внеземной жизни связаны с летающими тарелками, экипажи которых своим обликом напоминают людей. Однако маловероятно, что такой визит вообще возможен. Происхождению жизни предшествует некоторая форма химической эволюции, в течение которой простые молекулы типа метана и окиси углерода превращаются в более сложные вещества, приходя к самовоспроизводящейся системе.

Для эволюции необходима жидкая среда, из которой могут строиться передающие информацию молекулы. При этом процессы образования и разрушения не требуют больших затрат энергии. Вода и углерод настолько хорошо удовлетворяют этим условиям, что можно с уверенностью сказать: большинство форм жизни во Вселенной, если они есть, в своей основе имеют именно эти вещества. Вода – необычайно эффективный и универсальный растворитель для множества соединений. В природе нет другого элемента, кроме углерода, дающего такое же множество различных соединений. Эти соединения легко образуются и распадаются на части. Для примера сравним только два из них – двуокись углерода (газ) и двуокись кремния (кварц). Кремний незаменим для образования камней, но абсолютно непригоден для жизни. Возможности химии углерода настолько богаты, что было бы удивительно обнаружить на других планетах формы жизни, похожие на земные. Уже поэтому маловероятно сходство людей и пилотов летающих тарелок. Мы не можем предсказать облик внеземных существ.

– Но, если верить информации, полученной с американских марсоходов, Красная планета выглядит абсолютно безжизненной. Значит ли это, что шансов найти там жизнь почти нет?

– Поиск начат в правильном направлении. На других планетах Солнечной системы шансов найти признаки жизни еще меньше. На Меркурии слишком жарко, из-за малых размеров он не имеет атмосферы. Юпитер и другие планеты-гиганты лишены твердой поверхности, на которой мог бы образоваться океан. В последние годы внимание исследователей остановилось на Венере и Марсе. Эти планеты более других похожи на Землю и расположены во внешней части Солнечной системы. В 50-е годы предположения о существовании жизни на этих планетах считались разумными, но тогда об их атмосферах и поверхностях было известно очень мало. Двадцать лет спустя, после проведения советских исследований Венеры, этот оптимизм исчез. Венера выпала из списка: атмосфера там в состоит из угарного газа, поверхность раскалена до температуры 450 градусов и начисто лишена воды. Такое место не подходит для жизни. Оставался только Марс.

– И вот недавно там наконец нашли следы воды. Что это значит с вашей точки зрения?

– Наши ожидания оправдались: когда-то, на заре эволюции, на дне марсианских морей и океанов могла быть жизнь. Потом по неизвестным нам причинам вода в свободном состоянии исчезла и осталась лишь в кристаллах. Но Марс интересен для нас даже в том случае, если там нет жизни. Известно, что древнейшие ископаемые остатки жизни на Земле имеют возраст 3,5 миллиарда лет. Они были найдены в Западной Австралии. Это были достаточно развитые одноклеточные организмы, жившие по берегам древних океанов. Они черпали энергию Солнца путем фотосинтеза. Если химическая, а потом биологическая эволюция на Земле продвинулась так далеко «всего» за один миллиард лет, то почему этого не могло произойти и на Марсе?

В течение первого миллиарда лет существования атмосфера Красной планеты была более плотной, на поверхности было достаточно много воды, и условия были весьма близки к земным. Там могли происходить химические реакции, ведущие к возникновению жизни.

Сейчас, когда космические зонды нашли в марсианском грунте следы воды, встала следующая задача: добыть образцы горных пород, в которых могут оказаться ископаемые остатки живых организмов, подобных тем, что были найдены в Западной Австралии. Но, разумеется, не точно таких же. Под полярными шапками Марса могут быть найдены следы химической эволюции, исчезнувшие в других местах под влиянием ультрафиолетовой радиации. Если все это произойдет, мы станем свидетелями настоящей сенсации. Будет развенчано одно из самых грустных предположений науки о том, что жизнь – абсолютно уникальное явление, возникшее лишь на отдельно взятой планете. Если жизнь возможна где-то еще, значит, таких форм может быть бесконечно много. Я лично на это надеюсь.&nbsp

– Как вы относитесь к гипотезе о том, что земляне имеют марсианское происхождение?

– О да, это чрезвычайно изящная легенда, основанная на ряде забавных предположений. Например, о том, что людям психологически свойственно как бы расширять границы физического времени. В российском Институте медико-биологических проблем в конце 80-х годов прошлого века проводились интересные эксперименты в барокамере, когда их участникам сознательно не сообщали, который час, и позволяли бодрствовать, сколько угодно. Обнаружилась тенденция каждый вечер ложиться спать чуть позже, чем вчера, таким образом, раздвигая земные сутки до 25 часов. Примерно столько длятся марсианские сутки.

Еще одно предположение: людям в отличие от других земных животных свойственно получать травмы, ломать конечности и другие части тела на ровном месте. Нет в природе случаев, чтобы собака или кошка поскользнулись на банановой кожуре и сломали лапу. Может быть, рассуждают авторы этой гипотезы, на нас слишком давит земная сила тяжести, делая нас неповоротливыми и неуклюжими? На Марсе она меньше в шесть раз, людям там было бы легче и комфортнее. Вдруг все мы на Голубой планете скорее в гостях, а наш «дом» – это Марс? Все это звучит, безусловно, интригующе, но никакого научного подтверждения не имеет.

– Получается, надежды встретиться с братьями по разуму все-таки нет. Это как-то печально.

– Вовсе нет! Мы – первое поколение землян, подошедшее столь близко к возможному контакту с галактическим сообществом, если оно существует. Жизнь на Земле существует миллиарды лет, и только последние 30 лет у нас появилась техническая возможность принимать сигналы от других цивилизаций. Однако сейчас, думаю, мы еще не готовы к такому контакту и не столько технологически, сколько морально. Может быть, эта мысль покажется странной для ученого, но я уверен: прежде чем люди получат возможность расширить границы общения за пределы своей планеты, а тем более галактики, им необходимо научиться понимать друг друга.

Автор благодарит ведущего специалиста NASA, академика Роальда Сагдеева за помощь в организации материала.

14.04.2004

Поделиться в соц. сетях
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal

Комментарии:

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>