Революционный полковник Каддафи

Нечасто бывает, чтобы дата рождения главы государства скрывалась т общественности. И тем не менее, в современном мире был такой правитель, опасающийся, что злокозненные астрологи унизят его своими гороскопами. Его зовут Муаммар Каддафи — лидер ливийской революции, чей режим ныне доживает последние дин. Стиль правления полковника был вполне созвучен советской песне: «Есть у революции начало, нет у революции конца».

Ливийский строй тяжело поместить в привычные координаты политических систем, тем более вписать в них Каддафи. С провозглашением Джамахирии он формально уже не мог выполнять какие-либо государственные функции. Ведь джамахирийская система официально отрицала государство как форму политической организации общества.

«Коктейль Каддафи»

Несколько лет назад полковник объявил себя «мессией арабского мира, продолжателем дела и пророка Мухаммеда, и Иисуса, и Моисея». Однако это далеко не все ингредиенты политического»коктейля Каддафи», которым он усиленно потчует соотечественников. Для полноты «букета» следует добавить туда (причем в неограниченном количестве) цитаты из «Зеленой книги» — произведения, в котором, по мнению самого Каддафи «окончательно оформлено теоретическое решение человеческих проблем». Сказку начали делать былью в полном соответствии с духом и буквой основной книги страны: власть, богатство и оружие должны находиться в руках народа. Строительство Джамахирии (народовластия) проводилось в лучших темпах ударных комсомольских, строек — прямо «с колес», по мере появления новых томов классика джамахиризма.

В конце 1975 года состоялись выборы народных комитетов, сформированы руководящие органы народных конгрессов. В январе 1976 года был создан Всеобщий народный конгресс (ВНК). Республиканский этап развития Ливии вступил в стадию завершения. В марте 1977 года на чрезвычайной сессии ВНК, проходившей в Себхе, была принята декларация, которая провозгласила новое название страны «Социалистическая Народная Ливийская Джамахирия» (СНЛД), Законодательство государства основывается на Коране, а политический строй — на прямом народовластии. Совет революционного командования и правительство распускались. Всеобщий народный конгресс объявлялся высшим органом законодательной, а образованный им вместо правительства Высший народный комитет — исполнительной власти. Министерства заменялись народными секретариатами, во главе которых создавались органы коллективного руководства — бюро.

На первый взгляд может показаться, что в Джамахирии строили коммунизм, но это ложное представление. Для того чтобы убедиться в этом, следовало дождаться второго тома «Зеленой книги», которая называлась «Решение экономической проблемы». Проводя в жизнь лозунг «Партнеры, а не наемные работники», рабочие и служащие под руководством народных комитетов захватывали предприятия и учреждения в сфере не только производства, но и торговли, а также различных сервисных служб. Бывшие владельцы получали вместе с компенсацией и возможность участвовать в управлении этими предприятиями, но на правах «равного партнерства с производителями». Эта кампания «народного захвата», как ее назвали в Ливии, стала своеобразной формой ликвидации частной собственности.

Когда и на этом поприще делать было нечего, Каддафи, очевидно вдохновленный великим Шекспиром, разработал джамахирийскую версию о мавре, сделавшем свое дело. С учетом местных особенностей, она называлась «отделение революции от власти». В марте 1979 года Каддафи теоретически ее обосновал. Было образовано Революционное руководство СНЛД, которое стало опираться на сеть народных комитетов.

Этапы большого пути

Не находя в так называемом «исламском социализме» конкретных рецептов преобразования общества, Каддафи постоянно вносил поправки в свою теорию. Если до «Зеленой книги» ислам считался одним из источников официальной идеологии, то в вышедшей летом 1979 года третьей части этой книги «истинность Третьей Мировой Теории» уже не измерялась постулатами ислама. Напротив, «истинность» исламских положений стала оцениваться с точки зрения их соответствия этой теории. Движущей силой истории объявлялась национальная и общественная борьба. В последующих пояснениях и комментариях к «Зеленой книге» многие ее положения подвергались значительной корректировке.

Переход страны на высшую ступень народовластия — образцовой Джамахирии — оказался куда более длинным, чем предполагал Каддафи. В конце концов великий реформатор понял, что окончательно революция от власти отделиться никак не сможет. Зигзагообразный путь к гармонии продолжился по новому курсу. Вместо первичных народных собраний были созданы полторы тысячи коммун, представляющих собой самоуправляемые мини-государства в государстве, обладавших всей полнотой власти в своем округе, включая распределение бюджетных средств. Введен сухой закон, запрещены азартные игры. Театров в стране нет, а в кинотеатрах крутят в основном нравоучительные арабские картины и индийские мелодрамы. Концерты и спортивные соревнования не проводятся. Жизнь на стадионах возрождается лишь во время военных парадов.

Великий и ужасный

Каддафи свел до минимума прямые контакты с массами и избрал местом своего постоянного проживания Азизию — военную базу, где размещается главное командование и палаточный бедуинский городок, который служит ему резиденцией. Только очень узкий круг ливийцев видит своего лидера. Усиленные посты контролируют любые подходы к месту, где в данный момент находится Каддафи. В свою очередь, за каждым охранником ведется постоянная слежка. Когда Каддафи выезжает из Азизии в Триполи, одновременно трогаются две-три колонны автомашин в сопровождении бронетранспортеров. Никто не знает, в какой именно колонне едет лидер ливийской революции. Этот же принцип распространяется и на авиапередвижения полковника: если ему надо лететь в другое государство, в воздух поднимаются два самолета. Причем перед вылетом они в течение нескольких часов кружат в воздухе, проверяя, не заложена ли бомба.

В быту Каддафи неприхотлив, ведет жизнь аскета. Одно время даже увлекался вегетарианством. Он не пьет кофе, чая и алкогольных напитков, не курит, ест очень мало, в основном — простую пищу. Семья

лидера ливийской революции не владеет недвижимостью. Даже его отец (по настоянию сына) до конца жизни жил в бедуинской палатке. Впрочем, и сам Каддафи нередко месяцами живет в бедуинском шатре. Отсюда от потчует свой народ порционными мифами, вроде того, что палатку Каддафи атаковали и бомбили 170 самолетов с единственной целью — сжечь рукописный черновик его «Зеленой книги», тем самым уничтожив Третью Мировую Теорию. Он любит красиво одеваться и часто меняет наряды. В основном это национальная одежда. Но его самая большая страсть — мундиры. Он появляется на людях то в кителе морского офицера, то в погонах полковника ВВС, то в форме сухопутных войск. При этом экипировку всегда дополняют темные, абсолютно скрывающие глаза, очки. Из увлечений Каддафи известны его страсть к лошадям и охоте (последняя — результат общения с бывшим румынским диктатором Чаушеску), интерес к различным видам оружия и средствам спецсвязи. В числе самых свежих «фишек» нельзя не упомянуть предложение Каддафи «отцу клонирования человека»итальянскому врачу Северино Антинори и его команде приехать в Ливию и начать там опыты. Ливийский вождь обещал Антинори целый флигель в одной из лучших клиник, где можно будет беспрепятственно проводить опыты над человеческими эмбрионами. Естественно, Ливия оплачивала бы при этом все расходы по переезду врачей, а также по их размещению и содержанию. Если бы Антинори и его ассистентам действительно удалось клонировать человека, они получили бы награду — миллион долларов.

Считая себя «отцом нации», Каддафи очень любит выступать перед народом. Как правило, его речи длятся 2-3 часа. Причем всем заранее известно, что именно он скажет, какой проблемы коснется, на какую тему пошутит. Западные дипломаты в Ливии, неизменно присутствующие на всех публичных выступлениях лидера Джамахирии, заключают пари, пытаясь угадать, сколько раз в своей речи Каддафи проклянет США или Израиль.

Любовь не купишь

К чести Каддафи надо признать, что в отличие от Саддама Хусейна, немалую часть нефтедолларов «ливиец №1″ действительно расходовал на нужды своего народа. Он объявил о своем решении по-новому распределять получаемые страной доходы от нефти, которые составляют около 10 млрд. долл. в год. Половина этой суммы идет на нужды государства, другая — распределяется между ливийцами. 8 результате около 600 тысяч семей получили от 7 до 10 тыс. долл. По среднегодовому доходу на душу наделения (минимальная заработная плата рабочего составляет 9 тыс. долл., а доходы руководителей предприятий достигают 50 тыс.) Ливия сумела обойти даже Великобританию. В стране практически нет безработицы, большинство граждан имеют квартиры, телевизоры, видеомагнитофоны. Построены университеты и больницы, отвечающие мировым стандартам. В числе последних популистских акций Каддафи — закупка в Южной Корее дорогих автомобилей и продажа их ливийцам за четверть цены. Говорят, что деньги не делают человека счастливым — они делают его независимым. В ливийском варианте это не так. Что касается независимости, Каддафи предупредил: семьи, получившие деньги, не могут распоряжаться ими по своему усмотрению: они имеют право тратить их лишь на самые необходимые нужды, а не на приобретение дорогих импортных товаров.

Полковник и страх

Говорят, что Каддафи никогда, не спит в одном и том же месте две ночи подряд. Если это правда, то у него есть все основания для такого поведения — за 30 лет правления убить его пытались неоднократно. В 1979 г. организация исламских фундаменталистов, базировавшаяся в Каире, объявила, что Каддафи и его соратники приговорены к смерти. В 1980-м агенты французской и египетской разведки пытались организовать заговор против

Каддафи — безуспешно. В 1981-м ливийский правитель и президент Судана Нимьери публично приговорили друг друга к смерти. Ливийский оппозиционер Мохаммад Йоссеф Магариф (находившийся тогда в Египте) организовал «Национальный Фронт Спасения Ливии», целью которого было объявлено свержение режима и убийство Каддафи.

Муаммар Каддафи, как убежденный пан-арабист, поддерживал оружием и деньгами всевозможные террористические организации, Его благосклонностью пользовались и тиран Амин, и арафатовская ООП, и даже Армия Освобождения Ирландии. Если говорить о внутренней политике, то режим Каддафи претендует на звание наиболее мягкого из всех арабских диктатур. За первые семь лет правления полковника в Ливии, по-видимому, не было ни одной смертной казни. Ситуация изменилась в начале 80-х, когда Каддафи начал преследовать оппозиционеров не только внутри Ливии, но главным образом вне ее. Последовало несколько убийств, вызвавших международный скандал. Шесть ливийских дипломатов были высланы из США при Картере, Рейган же вообще разорвал с Ливией дипломатические отношения.

Формула Наполеона

Последним шумным терактом, который связывают с деятельностью ливийских террористов, был взрыв самолета (Рейс-103) над Локкерби (Шотландия) 21 декабря 1988 г. В результате этой жесточайшей акции погибли 270 человек. Дело о выдаче двух работников «Ливия Аирлайн», подозреваемых в организации катастрофы, продолжалось в течение 10 лет. Страна подверглась экономическому и политическому эмбарго, которое было приостановлено в связи с тем, что в начале апреля прошлого года оба террориста все же предстали перед судом в Нидерландах. Упрямство, с которым Каддафи отвергал требование выдать подозреваемых в теракте, обошлось дорого. По подсчетам ливийского лидера, в 29 млрд. долл. — именно столько Ливия, как он утверждает, потеряла на международных санкциях. Но согласие Каддафи выдать террористов, похоже, принесло ему дивиденды, сильно превышающие былые потери.

От Каддафи так долго добивались уступок, что не заметили, похоже, как фетишизировали их. И парадоксальным образом в ответ на выдачу двух человек ливийский лидер получил освобождение не только от тех санкций, которые были наложены на страну в наказание за гибель «Боинга». В переговоры с Триполи в июле прошлого года вступили Соединенные Штаты, которые порвали с Каддафи всякие отношения задолго до трагедии в небе над Локкерби. Тут же и Лондон поторопился восстановить с Ливией дипотношения, разорванные также до теракта, в 1984 году. Теперь Каддафи персона нон грата. Воистину, как говорил Наполеон, удача сопровождает диктаторов до самого последнего момента. Просто когда она отворачивается от них, они перестают быть диктаторами.

Поделиться в соц. сетях
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal

Комментарии:

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>