Духовный отец Адольфа

Редкий правитель обходится без предсказаний, а ясновидцы и хироманты нередко участвуют в «грязном пиаре» политиканов. Яркий пример такого рода — история Эрика Яна Хануссена, которого нас-то называют «провидцем Гитлера». Именно его участие в восхождении нацистов к вершинам власти имело трагические последствия для него самого и повлекло издание в 1934 году декрета о запрещении «колдовства» в Германии.

Эрик Ян Хануссен родился вне бранных уз в камере предварительного заключения венской тюрьмы. Его отцом был неудачливый артист кабаре Зигфрид Штайншнайдер. Мать, Юлия Коэн, происходила из буржуазной ортодоксальной еврейской семьи; ее отец торговал русскими мехами. Впоследствии Хануссен писал в своей автобиографии «Моя линия жизни», что дар провидения он впервые ощутил в возрасте трех лет. Однажды ночью он проснулся в своей постели, испытывая непонятную и непреодолимую тревогу. «Будто ведомый невидимой рукой», мальчик бросился бежать к дому хозяина-аптекаря. Ни слова не говоря, он поднял с постели хозяйскую дочь, свою ровесницу и подругу. Вместе они устремились к примыкавшему к дому кладбищу и едва успели укрыться за каменным надгробьем, как в доме аптекаря раздался взрыв и его охватило пламя.

В 14 лет юноша решил пойти по стезе родителей. Он работал в бродячих театрах и цирках, в том числе знаменитом цирке Карла Гагенбека в Гамбурге, насквозь изучил мир шоу-бизнеса, научился управляться с дрессированными львами, постиг искусство взаимодействия с публикой, познал голод и успех, видел Европу и терпел антисемитские издевки на просторах разноязыкой империи Габсбургов. В 20 лет его забрили в пехоту и отправили служить в Сараево. Годом позже он заболел и был освобожден от дальнейшего отбывания воинской повинности.

Снова превратившись в гражданское лицо, наш герой, который теперь стал называться Гарри, предался богемному образу жизни, промышляя сочинением на салфетках венских кофеен куплетов для варьете и сатирических реприз на злобу дня новомодных заведений тогдашней Вены — литературных кабаре. Как-то, узнав о наборе хористов в комическую оперу, отправляющуюся на гастроли в Грецию и Турцию, он решил рискнуть и явился по указанному адресу.

В Греции гастроли не заладились, и импрессарио бросил исполнителей на произвол судьбы. И тогда Гарри предпринял авантюру сродни тем, какие затевают в «Приключениях Гекльберри Финна» проходимцы Король и Герцог. Он пришел к владельцу открытого театра и сказал ему, что хочет снять помещение авансом. Он гарантировал успех и обещал полные сборы, поскольку поставлена будет совершенно новая оперетта Легара. В финале, сказал он, будет устроен фейерверк, причем в виде вензеля с инициалами султана Абдул-Хамида.

Перед таким патриотическим соблазном хозяин-грек не устоял. Билеты мигом разошлись, однако украсть выручку Гарри не успел -это сделал кто-то до него. Остатки труппы разбежались еще до конца жалкого зрелища, которое они пытались выдать за сочинение Легара. В финале Гарри остался один на один с разъяренной публикой. Он вышел к рампе и обреченно объявил, что фейерверка, к сожалению, не будет, и поведал грустную историю неудавшихся гастролей. Дело кончилось тем, что растроганные армянские, греческие и турецкие торговцы пустили по кругу шапку (а может быть, и феску) и собрали Гарри деньги на обратную дорогу в Вену. Его попутчицей, а затем и подругой жизни стала певица Бетти Шостак.

Однажды у Бетти обнаружилась чахотка, которую венские доктора признали неизлечимой. Гарри слышал о каком-то новом радикальном методе лечения, практикуемом в Берлине, и повез туда Бетти. Устроив Бетти в благотворительную клинику, он нашел по газетному объявлению место фокусника в кабаре. Не имея ни малейшего понятия об этом ремесле, он купил на последние гроши руководство, надеясь к вечернему шоу освоить незнакомую профессию. Первая попытка закончилась сокрушительным провалом. Но именно это и понравилось публике, которая восприняла номер как пародию на эстрадного иллюзиониста. Гарри получил двухнедельный контракт и засел за изучение искусства предсказания судьбы при помощи карт Таро и скрытого зеркальца. Получалось неважно, а

в один из вечеров и вовсе скверно: Гарри укрепил зеркало под неправильным углом и не смог увидеть карты, которые за его спиной вынимали из колоды зрители. В этот момент полного отчаяния Гарри мысленно увидел Бетти на больничной койке в предсмертной агонии. Выйдя из заведения, Гарри добрел до трамвайной остановки и поехал в больницу. В ответ на вопрос, как себя чувствует больная Бетти Шостак, его проводили в морг.

Вернувшись в Вену, Гарри не переставал изводить себя загадкой: действительно ли он обладает даром ясновидения? Он всерьез занялся изучением «паранормальных» явлений, зарабатывая на жизнь статейками в желтейшей Der Blitz. В то время на подмостках одного из театров-варьете блистал предсказатель Ойген де Рубини. Его специальностью было «чтение мыслей на расстоянии». Благодаря своей якобы уникальной способности Рубини на глазах изумленной публики отыскивал спрятанные предметы. Зритель, спрятавший предмет, превращался в «медиума». Рубини просил его сконцентрировать свои мысли на предмете, который требуется найти, брал «медиума» за запястье и увлекал его в зал, беспрестанно задавая вопросы. В итоге предмет неизменно отыскивался. Пытаясь разгадать секрет Рубини, Гарри свел знакомство с его конкурентом — Джо Лаберо, и оказался способным учеником.

28 июня 1914 года в Сараеве был убит наследник австро-венгерского престола эрцгерцог Франц-Фердинанд. Началась мировая война. Гарри призвали в армию и в качестве рядового пехотного полка отправили на Восточный фронт. Он был участником упорных кровопролитных боев с русскими войсками в Галиции; только благодаря ранению избежал плена. В апреле 1918 года Гарри вернулся в Вену и сразу же получил ангажемент в театре «Хоф-бург» — концертном зале на 3000 мест. Он в очередной и последний раз сменил имя — теперь он стал называться Эриком Яном Хануссе-ном, ясновидящим из Копенгагена. Зал был заполнен до отказа. Не пустовала и императорская ложа. Представление прошло с громадным успехом. Племянница императора Карла эрцгерцогиня Бланка Иммакулата превратилась в страстную поклонницу мнимого датчанина. С этого дня началось неуклонное восхождение Хануссена к вершинам славы. Спустя 10 лет он стал европейской знаменитостью и миллионером. «Оккультная империя Хануссена» включала теперь санаторий и издательство, он изобрел и усиленно рекламировал гормональный крем для повышения сексуальных возможностей как мужчин, так и женщин. Он вращался в самом изысканном кругу. Его самыми преданными поклонницами были светские дамы. В берлинских салонах того времени царили свободные нравы, и Хануссен слыл неутомимым и искусным любовником.

Между тем в судьбе Германии назревали драматические и необратимые перемены. На 13 марта 1932 года были назначены президентские выборы. Национал-социалисты провели свою кампанию в присущем им духе, экзальтируя толпу на митингах и оскорбляя конкурентов. Геббельс на заседании рейхстага назвал действующего президента фельдмаршала Пауля фон Гинденбурга «кандидатом партии дезертиров». Коммунисты не пожелали поддержать президента, как это сделали социал-демократы, и выставили кандидатуру своего вождя Эрнста Тельмана. В итоге фельдмаршалу для переизбрания не хватило четырех десятых процента голосов — он набрал 49,6. Гитлер пришел вторым с результатом 30,1 процента. Тельман набрал 13,2 процента. Повторные выборы были назначены на 10 апреля.

25 марта 1932 года эзотерический еженедельник Хануссена Hanussen’s Berliner Wochenschau, вышел с броским заголовком на обложке: «ВПАВ В ТРАНС, ХАНУССЕН ПРЕДСКАЗЫВАЕТ БУДУЩЕЕ ГИТЛЕРА». Хануссен писал, что распри в нацистском стане временно осложнят задачу фюрера, но в конце концов он и его соратники выйдут из борьбы более сильными. Провидец предупреждал Гитлера, что на него готовится покушение. Если лидер национал-социалистов сумеет избежать всех подводных камней, то ровно через год он будет назначен рейхсканцлером, причем, согласно его экстатическому видению, в эту должность фюрера введет не кто иной, как его злейший враг — фельдмаршал Гинденбург.

Прогноз Хануссена полностью противоречил здравому смыслу и настроениям в немецком обществе, что и подтвердили результаты президентских выборов 10 апреля. Несмотря на то, что националисты сняли своего кандидата и призвали своих сторонников голосовать за Гитлера, несмотря на то, что его, как и в прошлый раз, поддержал кронпринц Фридрих Вильгельм, Гитлер проиграл Гинден-бургу шесть миллионов голосов. Предсказание Хануссена стало предметом насмешек в печати.

Однако в середине мая его пошатнувшаяся репутация неожиданно укрепилась. Хануссен случайно узнал, что знаменитый автогонщик, князь Лео Лобкович, страдает жестокими желудочными судорогами. Он немедля созвал пресс-конференцию в Немецком автомобильном обществе, на котором объявил, что фаворит финальной гонки в Берлине не только проиграет ее, но и потерпит жуткую катастрофу. Репортеры отнеслись к прогнозу скептически. Однако 22 мая князь Лобкович в финальном заезде через четыре минуты после старта потерял управление своей Bugatti и разбился насмерть Тщетно устроители соревнований твердили, что причиной аварии стал технический дефект. На следующий день газета НСДАП вышла с шапкой на первой полосе: «ХАНУССЕН, ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ НИКОГДА НЕ ОШИБАЕТСЯ». Автор статьи, ссылаясь на трагическую участь князя-авто-гонщика, предсказанную Хануссеном, напоминал о пророчестве 25 марта.

Сразу же после выборов Гинденбург издан декрет о немедленном роспуске военных формирований национал-социалистов. Он, однако, позволил впутать себя в закулисную интригу, активное участие в которой принимал Гитлер. 29 мая президент вызвал канцлера Генриха Брюнинга и в резких выражениях предложил ему подать в отставку. Его место занял Франц фон Папен, первым долгом, в соответствии с тайной договоренностью, распустивший рейхстаг. Парламентские выборы были назначены на 31 июня. А 15 июня Папен снял запрет с отрядов СА. Улицы немецких городов наводнили штурмовики, жаждавшие беспорядков.

Тем временем Хануссен, которого вожди НСДАП уже считали своей собственностью, вошел в круг высокопоставленных нацистов. В это общество его ввел граф Вольф Генрих фон Гелльдорф — выходец из аристократической прусской семьи, участник Каппов-ского путча и член НСДАП с 1926 года, командир отрядов СА в Берлине. Питая интерес к «магическим» талантам Хануссена, Гелльдорф через общих знакомых дам свел знакомство с «магом».

Пятый пункт

Между тем летние выборы в рейхстаг принесли национал-социалистам хоть и победу (предсказанную Хануссеном), но неполную: они стали крупнейшей парламентской фракцией, получив 230 мест из 608, однако большинство могли составить только в блоке с другими партиями.

Для немецкой коммунистической прессы Хануссен стал бельмом на глазу. Она называла его «пророком третьего рейха» и «духовным отцом Гитлера». Особенно усердствовал редактор «красного» таблоида BerlinamMorgen Бруно Фрай, но Хануссен не обращал ни малейшего внимания на его опусы. Однако Фрай не успокоился.

Он выяснил, что «Калиостро Веймара» и «личный Распутин» фюрера никакой не датчанин, а еврей, и опубликовал эти сведения в йвоей газете. Обвинение выглядело достаточно парадоксально: евреем был и сам Фрай.

Сколько раз Гитлер встречался с Хануссеном, точно не известно. Встречи эти проходили наедине, но описание одной из них все-таки существует. Она состоялась на второй неделе января 1933 года в номере отеля Kaiserhof Прорицатель начал с изучения ладоней фюрера, затем ощупал его череп, после чего впал в глубокий транс. После продолжительной паузы, а течение которой Гитлер дрожал как осиновый лист, Хануссен произнес: «Я вижу вашу победу… Она неизбежна…» Не в силах дослушать до конца, Гитлер вскочил на ноги, пылко облобызал предсказателя и назвал его «партайгеноссе Хануссен». Именно на этой встрече он пообещал после прихода к власти учредить «оккультный университет» и назначить Хануссена его деканом. 30 января Гитлер был назначен рейхсканцлером Германии.

На балу у сатаны

Решив, что гроза прошла стороной, Хануссен строил радужные планы. Он крестился по католическому обряду, вступил в НСДАП и был зачислен в СА с правом ношения формы. Он также прикупил еще один журнал и снял викторианский особняк в Берлине, который после кардинальной реконструкции превратился в Оккультный дворец. Оборудованный по последнему слову тогдашних технологий, дом был декорирован мистическими символами вавилонской, египетской и индийской мифологий, стены каррарского мрамора были инкрустированы золотом. В центральной части дома, Зале безмолвия, покрытом куполом, возвышалась бронзовая статуя самого Хануссена в тоге Цезаря с воздетой в нацистском приветствии рукой. 24 февраля газета Die Hanussen-Zeitung опубликовала астрологическое руководство к выборам в рейхстаг, назначенным на 5 марта. Публикация содержала, помимо прочего, прогноз о «смерти рейхстага».

26 февраля состоялась церемония открытия Оккультного дворца, ставшая крупнейшим событием светской жизни. В полночь дюжина избранных гостей были приглашены в другое помещение — Стеклянную комнату, украшенную статуями Будды и клетками с экзотическими рептилиями. Главным атрибутом комнаты был круглый стеклянный стол, под которым вращалось колесо с каббалистическими знаками. Хануссен на вращающемся стуле помещался в круглом отверстии в центре стола. Наступил черед молодой женщины-медиума. После того как она впала в транс, Хануссен спросил, что она видит, и она ответила, что видит красное. Хануссен настаивал на подробностях: может быть, это огонь? Да подтвердила медиум, языки пламени, которым объят большой дом. С этими словами женщина потеряла сознание. «Огонь, — повторил Хануссен, как бы увидев тот же образ. — Я вижу большой дом, объятый пламенем». Он застыл в оцепенении. Гостям объявили, что сеанс окончен. Через 20 часов загорелся Рейхстаг.

Обстоятельства поджога так по сей день и не выяснены. На месте преступления был задержан голландец Мартинусван дер Люббе, оказавшийся бывшим коммунистом. На первом же допросе он признался в поджоге. Однако ясно, что никому пожар не мог быть так выгоден, как нацистам. Наследующий день Гитлер представил на подпись Гинденбургу декрет «Об охране народа и государства», послуживший основанием для расправы с политическими оппонентами.

Предсказание Хануссена сбылось. Но если отказаться от версии о том, что на ясновидца и впрямь снизошло озарение, остаются еще две. Хануссен мог знать от Гелльдорфа о готовящейся провокации и использовать эти сведения к своей вящей славе, как он не раз делал в прошлом. Но есть и третья гипотеза, которая гласит, что Хануссен был участником заговора — мол, он загипнотизировал ван дер Люббе и внушил ему точные инструкции.

Крах

В марте Эрик Хануссен давал по два концерта в день и продолжал принимать гостей в своем Оккультном дворце. Между тем тучи над его головой неумолимо сгущались. 20 марта граф Гелльдорф, назначенный после прихода нацистов к власти полицай-президентом Берлина, был переведен на ту же должность в Потсдам. Из окружения Хануссена мгновенно исчезли офицеры СА. Вечером 24 марта в дом Хануссена явилась группа штурмовиков. Когда они заявили Хаяуссену, что он арестован, «маг», собравшийся на девятичасовое представление, решил, что это шутка. Но командир штурмовиков потребовал вернуть все расписки кредиторов из числа офицеров СА. Хануссен немедля подчинился. Штурмовики приступили к обыску. Секретарь Хануссена позвонил в театр. Зрителям объявили, что артиста хватил неожиданный нервный припадок и он срочно отправлен в санаторий.

Хануссена доставили в штаб-квартиру гестапо. Там арестованному предъявили обвинение: подделка сертификата об арийском происхождении с целью обманным путем проникнуть в ряды нацистской партии.

Никакого специального наказания за это преступление действовавшее законодательство не предусматривало. После двухчасового допроса Хануссена отпустили восвояси. Он вернулся в свой разоренный обыском дом и в состоянии, близком к истерике, стал обзванивать друзей в поисках помощи. Посреди разговора телефон вдруг отключился. Рано утром в Оккультный дворец снова вломились штурмовики. На сей раз Хануссена доставили не в штаб-квартиру, а в казармы гестапо, где его ждали трое офицеров, в том числе хорошо ему знакомый Вильгельм Ост. Они без лишних слов достали пистолеты и выстрелили каждый по разу. Две из трех пуль попали в голову.

За что его убили? Газеты строили разные версии, писали, что у него было много врагов в берлинском уголовном мире и несметное количество любовниц, многие из которых были замужем. Всего вероятнее — за то, что давал деньги в долг, а отдавать не хотелось. Дело было закрыто за отсутствием улик. Эрик Ян Хануссен был погребен на католическом кладбище. На частной церемонии присутствовали шесть человек, не считая священника.

Поделиться в соц. сетях
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal

Комментарии:

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>