Российский психиатр рассказал о воздействии «АУМ Синрике» на психику

В начале 90-х Секо Асахара, ныне приговоренный токийским судом к повешенью, был в Москве желанным гостем в самых высоких начальственных кабинетах. На его счету тысячи и тысячи сломанных человеческих судеб. Доктор медицинских наук, руководитель клинического отделения Московского НИИ психиатрии, профессор Юрий Полищук, рассказал, что из себя представляет адепт «АУМ Синрике» с точки зрения психиатрии, и как именно последователи Асахары доводили его до этого состояния…

Какие психические нарушения характерны для адептов «АУМ Синрике»? Кто наиболее уязвим для их деструктивного воздействия?
Я с 1994-го года занимаюсь этой проблемой. Могу сказать, что наиболее тяжелые последствия бывают у молодых людей с неустойчивой нервной системой, изначально имеющих предрасположенность к психическим нарушениям. Их и без того неустойчивая нервная система расшатывается под влиянием «духовных практик». Последствия бывают катастрофическими. Ведь «духовные практики» той же «АУМ Синрике» — это целенаправленное воздействии на психику, закамуфлированное под «обряды», «богослужения», «инициации», «медитации» и так далее. Это сложные комплексы психофизических упражнений. Скажем, в «АУМ Синрике» адепты используют особые позы, взятые из йоги, которые вначале носят статичный характер с напряжением мышц. Затем эти позы переходят в покачивания, а дальше в прыжки, которые продолжаются длительное время под музыку.

И такие безобидные на первый взгляд вещи, как покачивания и прыжки под музыку способны губительно повлиять на психику?
Да. В результате люди впадают в состояние религиозного экстаза или транса. Это так называемое «измененное состояние сознания» — полугипнотическое и даже гипнотические — то есть промежуточное состояние между сном и бодрствованием. У них возникают зрительные обманы и галлюцинации. Находящийся в таком состоянии человек видит вспышки света, шары, гирлянды, потоки, искры, слышит голос руководителя секты — мнимый голос — и испытывает необычные ощущения в теле. В «АУМ Синрике» ему объясняют, что это необычное ощущение — движения мистической энергии «кундалини», которая зарождается в копчике, а затем идет вдоль позвоночника через «чакры», выходит через «верхнюю чакру» и устремляется в космос. Так вовлеченные в секту это себе представляют, так это им внушается. Кроме того, они испытывают иногда головные боли, головокружения во время таких многочасовых (иногда суточных) медитаций.
Я лично неоднократно свидетелем этого в гигантских спорткомплексах — «Олимпийский», «Динамо». Там были тысячи людей. И я видел, что многие становятся бледными, возникает повышение артериального давления. Руководители сексты, кстати, прекрасно отдавали себе отчет в последствиях этих «упражнений» — там был специальный столик, за которым сидела дежурная медсестра или врач. Адептам было объявлено, что в случае недомогания надо подойти и получить медицинскую помощь…
Но прямой ущерб физическому здоровью — это далеко не главное зло. Основной, долговременный ущерб наносится психическому здоровью. Он заключается в грубых изменениях личности после такого рода практик. Особенно серьезные изменения происходят после пребывания в общении с представителями секты в условиях замкнутых пространств, на каких-то квартирах или за городом. Там адепты живут длительное время, уходя из семьи. Там они подвергаются массированному воздействию в форме обрядов, ритуалов, в форме чтения религиозной литературы, в форме выполнения многочисленных приказаний, указаний. И спустя полтора-два месяца родители уже не узнают своего сына или дочку. Перед ними робот, зомби, который говорит совершенно холодно, бесстрастно, машинообразно. Появляется отчуждение от родителей и близких. Такой человек забрасывает учебу или работу, перестает интересоваться всем тем, чем он интересовался раньше. Он становится полностью управляемым, зависимым, манипулируемым.

Такой ребенок способен украсть у родителей ценности и деньги, чтобы отнести в секту?
Конечно. Не только дети, взрослые люди тоже начинают так себя вести. Человек становится черствым и готовым выполнить любое указание, любое предписание секты. То есть секта фактически формирует из этих людей рабскую силу, которая работает на секту, и тем самым секта получает определенную прибыль, выгоду. В секту несут ценности, деньги, есть многочисленные случаи передачи сектам ценного имущества вплоть до квартир и машин. Фактически речь идет о преступном использовании психически больных (а сектанты именно таковы) в корыстных целях секты.

Внешне сектанты меняются?
Как психиатр, я убеждался в том, что такая интенсивная практика всегда сопровождается и физическим истощением. На это накладываются ограничения в питании, которые проповедует секта. Отказ от продуктов животного происхождения, уменьшение количества приемов пищи, своего рода длительные посты. В то же время, лимитируется ночной сон, что приводит к состоянию хронического недосыпания. А в таком состоянии — мы, врачи, прекрасно об этом знаем- возникает нервное истощение и повышается внушаемость. Когда адепт в таком состоянии ему очень легко внедрить в сознание и подсознание все то, что нужно для превращения его в послушного робота. Вы можете сами представить, как человек после всего этого может выглядеть человек.

Какие психические заболевания приобретаются таким образом?
Депрессия, шизофрения, неврозы. Мы видели в психиатрических больницах достаточно выраженных больных, у которых пребывание (даже короткое — месяц-два) в общении с сектантами возникала вспышка шизофрении. При этом наблюдались галлюцинации и психические автоматизмы. Содержание и переживание эти галлюцинаций полностью отражало то, о чем говорилось этим людям в секте. В больницы они попадали по направлению в связи с неправильным поведением и лечились так, как полагается лечить соответствующих больных в психиатрических стационарах. Но когда они оказывались там, сектанты постоянно пытались помешать проведению лечебного процесса. Они передавали записки, они пытались на свиданиях убедить больных не принимать лекарства. Пугали их что это якобы нанесет большой вред их здоровью. Про бред и галлюцинации сектанты говорили, как о признаке особого, возвышенного духовного состояния, которое якобы у адепта пытаются отнять. Им говорили, что они теперь якобы общаются с богом, обрели сверхъестественные способности узнавать мысли на расстоянии и прочее. Более того им говорили, что они — гордость секты, что они должны служить примером для других… Дело в том, что такие пациенты, находясь в секте, способны как бы «заражать» других — другие им подражали и сами оказывались в таком же состоянии. Все это очень страшные вещи…

В Японии «Аум Синрике» появилась как объединение молодых людей, в основном учившихся на Западе студентов, которые занялись созданием новой религии. Как и следовало ожидать, в самом начале своего существования организация пережила раскол, когда от нее отделилась группа, провозглашавшая — возможно, под влиянием модного тогда Ошо-Раджниша — свободные сексуальные отношения. Оставшиеся вместе с Секо Асахарой студенты, приняв монашеские обеты, начали с новых переводов буддийских сутр и медитаций в позе лотоса.
В ноябре 1992 года небольшая группа японцев из шести монахов прибыла в охваченную экономическим кризисом Россию, где с незначительными затратами организовала представительство в помещении детского сада в районе метро «Медведково». В тогдашних условиях им не представило особого труда арендовать время на международном вещании радиостанции «Голос России», откуда велось вещание на Японию. Позднее часовые программы «Аум Синрике» появились и на радио «Маяк».
Хотя первые наемные служащие «Аум Синрике» в России, в частности, первый переводчик организации Александр Петров, не были обязаны принимать какие-либо монашеские обеты, для развития отделения в России требовались дополнительные капиталовложения, которые могли быть оправданы только быстрым ростом численности организации. Поэтому на встрече с руководителем «Аум Синрике» Секо Асахарой, прошедшей в спорткомплексе «Олимпийский», были приняты упрощенные условия приема в организацию. Каждый, кто покупал билет с символической ценой в 1 рубль, в том числе и представители редакции православной газеты «К свету!», автоматически становился членом организации. Отсюда невероятная цифра в 36 тысяч членов, распространявшаяся позднее российской прессой.&nbsp
На самом деле даже тогда, когда «аумовцы» приобрели недвижимость на Звездном бульваре, 21, семинары организации посещали не более в общей сложности 1500 человек. Условия участия в них были настолько облегчены, что даже те, кто не располагал суммой в 27 рублей, могли остаться на длившуюся всю ночь медитацию бесплатно, пообещав принести деньги как-нибудь потом. Зачисление в организацию по-прежнему происходило автоматически, после заполнения простенькой анкеты, данные которой никем не проверялись.
В Японии деятельность подобной молодежной организации, открыто противодействовавшей чрезвычайно важной для консервативных политиков идеологии перевооружения, не могла длиться долго. К тому же «Аум Синрике» не располагала в стране никакими большими средствами, арендуя, по ее собственным данным, лишь 18 спортзалов для проведения медитаций. Приобретенный «Аум Синрике» участок земли у горы Фудзияма, где предполагалось создать постоянный учебный центр группы, так и не был освоен.
Начало процесса против «Аум Синрике» в России не было обосновано никакими обвинениями по отношению к ее российским последователям. Судья Останкинского суда Ирина Воробьева, отказавшаяся возбудить уголовное дело на зыбких основаниях, предложенных представителями Родительского комитета по спасению молодежи от тоталитарных сект, через две недели погибла. Как известно, дальнейший процесс в суде свелся к противостоянию Родительского комитета, объединяющего родственников верующих из самых разных организаций, и правозащитников, в числе которых был изгнанный из Московской патриархии священник Глеб Якунин.
Бывший сотрудник советских спецслужб в Японии Константин Преображенский, выступивший в суде на стороне обвинения, обнаружил, что вся сумма, которую удалось выиграть более чем 70 потерпевшим от деятельности секты, сводится к средствам, полученным от продажи недвижимости на Звездном бульваре. Никаких больших сумм на счетах «Аум» не было. Вырученные от продажи недвижимости деньги — около 3 млрд дореформенных рублей — решено было разделить между примерно 26 истцами, исключив из списка потерпевших тех, кто принимал участие в семинарах «Аум». Однако органы прокуратуры сочли такой ход незаконным и наложили арест на эти деньги, которые быстро пожирала инфляция.
Новый процесс против «Аум Синрике» в России основывался на сведениях о продолжающейся активности организации то ли в Ельце, то ли в деревне Елец. Поскольку этот процесс остался практически незамеченным прессой, поместившей в 1999 году только один-два претендовавших на сенсацию материала о российских «аумовцах», о его результатах ничего не известно.

По сведениям японской газеты «Japan Today», Секо Асахара, настоящее имя которого Шизуо Мацумото, родившийся в префектуре Кумамото в марте 1955 года, является незрячим на левый глаз и слабовидящим на правый. В 1975 году он окончил школу префектуры Кумамото для незрячих, а в 1977-м женился. До основания первой буддийской группы под названием «Аум Шинсен но Кай» в 1984 году он владел салоном акупунктуры и аптекой в префектуре Чиба. В июле 1987 года группа сменила свое название на «Аум Синрике», а к марту 1995 года, когда произошла газовая атака в токийском метро, ее численность в Японии достигла 15400 человек.

02.03.2004

Поделиться в соц. сетях
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal

Комментарии:

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>