Рудиментарные органы: Нет ничего лишнего (4 фото)

Долгое время биологи и анатомы считали множество органов в человеческом организме наследием, доставшимся от эволюционных предков, нужными и важными для них, но бесполезными для человека.

Они, по мнению эволюционистов, закладываются в ходе эмбрионального развития, но в дальнейшем перестают развиваться и у взрослого, сформировавшегося человека остаются недоразвитыми. Их называют рудиментарными органами или рудиментами (от латинского rudimentum — зачаток, первооснова).

К началу XX века к рудиментам в человеческом организме относили чуть ли не две сотни органов: ушные мышцы, мочки ушей, зубы мудрости, аппендикс, многие железы, копчик, миндалины, волосяной покров и другие. С развитием науки и с ростом знаний о функционировании организма перечень рудиментов неуклонно сокращался, к сегодняшнему дню большинство учёных ни один орган рудиментарным не называют. Тем не менее, это понятие всё ещё присутствует на страницах учебников биологии. Более того, давно опровергнутое представление о наличии в организме рудиментов до сих пор выступает в качестве доказательства эволюции.

«Никто не сомневается в микроэволюции видов, которая происходит либо путем направленного селективного скрещивания, либо из-за изменений окружающей среды. Но вплоть до наших дней коровы до сих пор остаются коровами, березовые пяденицы — березовыми пяденицами, а пресловутые вьюрки — вьюрками. Сделанный вопреки логике вывод о макроэволюции так и не нашел подтверждения. «

В. Райт, доктор медицины, научный сотрудник, профессор ревматологии Лидского университета, Великобритания

Сторонники макроэволюции считают, что в процессе эволюции некоторые органы животных потеряли свои функции либо частично, либо полностью. Такие «остаточные рудиментарные органы» растений, животных, человека считаются структурами, имевшими определенные функции в прошлом, но в дан­ное время организму они не нужны, и в процессе эволюционных изменений стали нефункциональными.

Часть сторонников макроэволюции полагают, что такие изменения были вызваны естественным отбором генных мутаций (неодарвинизм), а другие — что коренные изменения возникали быстро, через различные интервалы на протяжении всей геологической истории (концепция точечного равновесия).

Остаточные рудименты иногда сравнивают с компьютерами старых поколений, на смену которым приходит новая техника, работающая во много раз быстрее и эффективнее. Но организм — не машина, нельзя заменить «устаревший орган» так же, как заменяется деталь. И устаревшие структуры, то есть рудименты, остаются лишь своеобразным напоминанием о их прежних функциях.

Вплоть до недавнего времени остаточные рудименты считали серьезным доказательством макроэволюции. На протяжении почти столетия существо­вание рудиментов считалось неопровержимым аргументом в пользу эволюции. К началу нашего века список рудиментарных органов состоял приблизитель­но из 180 пунктов. Правда, в наше время уже совершенно точно известно, что большинство из них выполняет по крайней мере одну функцию, важную для жизни организма. Возможно, что после тщательного исследования тех органов, что до сих пор относят к разряду рудиментарных, окажется, что они тоже важны для жизнедеятельности.

Миндалины, аденоиды, копчик, мигательная перепонка птиц, шишковидная и вилочковая железы — эти органы всегда приводились в пример как типичные остаточные рудименты. Ученые же обнаружили, что большинство из так называемых «рудиментов», выполняют даже не одну, а несколько важных функций. Некоторые из них вступают в работу только в определенные моменты жизни организма, например, в критических ситуациях, некоторые работают только на определенных стадиях развития организма. Но информация об этом практически не поступает в справочники и учебники по биологии и в книги по происхождению жизни. Например, еще в двадцатых годах писали о том, какие важные функции выполняет так называемая мигательная перепонка, и все же некоторые авторы научных трудов относят ее к разряду рудиментов. Биологи продолжают работу по определению значения «рудиментов» в деятельности организмов.

Вопрос остаточных рудиментов как свидетельства эволюции — не просто рассуждение на абстрактную тему, он имеет реально ощутимые последст­вия. Вера в эволюцию и рудиментарные органы, как доказательство ее, тормозила многие научные изыскания. Хуже того, практика удаления многих из так называемых рудиментов тоже основана на этой вере.

Аппендикс считали не просто бесполезным органом, а потенциальным источником инфекции. А раз так, его удаляли без особых раздумий. Сейчас большинство ученых уверено, что аппендикс играет немаловажную роль в работе иммунной системы человека.

Это не единственный пример неудачного вмешательства в работу организма под влиянием теории существования эволюционных «остатков», то есть рудиментов. При первой же возможности удаляли аденоиды и миндалины. И те и другие позже оказались значительным звеном в цепи иммунной систе­мы человека, и работа их особенно важна в детском возрасте.

Мифы дарвинизма глубоко и надолго проникли в разные отрасли науки. Самым страшным стало их влияние на врачей. В разное время в разных странах хирурги без колебаний удаляли «лишние» органы. Даже без повода, в профилактических целях и в массовом порядке. В 70-е годы в США выросло целое поколение обрезанных: мальчикам в роддоме удаляли аппендикс и крайнюю плоть. Массово удаляли гланды и аденомы. Последствия подобных «профилактических» мероприятий печальны: мало того, что они не избавляли пациентов от жалоб, они значительно подняли %% онкологических заболеваний и проблем в работе иммунной системы.

Началось все во Франции, где доктор Франц Гленар (1848-1920) однажды решил, что наши органы пищеварения, образовавшиеся еще в то время, когда, якобы, человек ходил на четырех лапах, «плохо лежат” в нашем теле. Поэтому, когда пациенты доктора жаловались на плохое пищеварение, доктор, который до этого времени пока только теоретизировал, решил хирургическим путем уложить органы правильно и решить все проблемы пациентов при помощи скальпеля и своих идей.

После операции проблемы пациентов усугублялись, но бодрый хирург успел заразить «исправлением недочетов природы” многих своих коллег. В ХХ веке хирурги носились с идеей того, что мы стареем, хиреем и болеем оттого, что в нашей слепой кишке гниют какие-то опасные бактерии, в прямом смысле отравляющие нам жизнь. Даже нобелиант Мечников считал, что наша цивилизованная жизнь и организм, доставшийся нам от предков, – плохо совместимые вещи. Англичанин Уильям Лэйн, вдохновленный авторитетом Мечникова, решил снова взмахнуть скальпелем – и помочь человеку жить цивилизованно и на уровне тела.

Сначала Лэйн соединял слепую кишку с толстым кишечником, чтобы гнилостные бактерии, как бы это помягче сказать, быстренько и организованно направлялись на выход. Потом почему-то Лэйн решил, что если удалить толстую кишку, то можно вылечить не только язву двенадцатиперстной кишки, но и шизофрению (??? – И.А.) Лэйн провел более тысячи таких операций (бедные пациенты!), и ни его, ни его последователей не останавливали гекатомбы умерших после таких экспериментов.

Только в тридцатых годах ученые начали выступать с критикой Лэйна, его учителя Мечникова и других врачей, которые непокладая скальпелей работали заместителями природы по коррекции человеческого тела. Но пока, пардон, в прямом смысле не умерли все последователи этой школы, критические статьи и растущее кладбище жертв не останавливали прикладной хирургии.

По словам профессора Дэвида Ментона, если ученым того времени не удавалось определить функцию органа в организме, его считали «рудиментом». «Поэтому не удивительно, – подчеркивает профессор Ментон, – что с ростом научных знаний и исследований список таких органов становился все меньше и меньше». В настоящее время, как считают многие ученые, этот список пора полностью упразднить.

Ролью «рудиментарных органов” занимались профессор Джерри Бергман и доктор Джордж Хоув. «Ученые обнаружили, что большинство из так называемых «рудиментов» выполняют даже не одну, а несколько важных функций. Некоторые из них вступают в работу только в определенные моменты жизни организма, например в критических ситуациях, некоторые работают только на определенных стадиях развития организма”, – пишут они.

Например, полулунная складка в углу глаза человека, которую считали остатками мигательного века, как у птиц или рептилий, на самом деле обслуживается у человека и птиц с рептилиями разными нервами, следовательно, никакой это не рудиментарный орган, и следовательно, она несет в себе иную функцию, не связанную с остатками третьего века. То, что полулунная складка – не рудиментарный орган, начали подозревать еще в 20 годах ХХ века, но это так и не попало в учебники биологии.

Но полулунная складка не особенно интересовала хирургов, в этом плане самым популярным органом был копчик. Уж сколько раз писали про то, что это – остаточный хвост, даже картинки рисовали про то, что дескать так выглядела человекообразная обезъяна с хвостом, а так – она выглядела став человеком без хвоста. И сколько несчастных копчиков было по этому поводу иссечено – тонны!

Однако исследования показали, что копчик служит важным местом прикрепления определенных тазовых мышц: три–пять маленьких копчиковых косточек, без сомнения, являются частью большой опорной системы, состоящей из костей, связок, хрящей, мышц и сухожилий. Если бы копчика и связанной с ним мышечной системы не существовало, людям понадобилась бы принципиально другая система поддержки внутренних органов. И те, кому копчик удалили, получили столько проблем, что врачи нашего времени уже больше не заикаются о том, что копчик – это рудиментарный хвост.

То же самое и с аппендиксом, который, как выяснилось, играет очень важную роль в имунной системе человека. Широко известен тот факт, что аппендикс состоит из лимфатической ткани, поэтому он помогает организму человека бороться с инфекциями, особенно в первые годы жизни. Исследователи отмечают, что расположение аппендикса около соединения тонкой и толстой кишок защищает тонкую кишку от бактерий, населяющих слепую кишку. И, наконец, совершенно невозможно проследить эволюционной линии, в которой бы этот орган постепенно утрачивал бы свое значение: аппендикс встречается и у плотоядных, и у всеядных животных.

Никакие не рудименты и миндалины с аденоидами. Лишь со временем выяснилось, что миндалины необходимы растущему организму для того, чтобы содействовать запуску защитного механизма, производящего антитела, которые очищают организм от инфекции. Когда такой механизм уже запущен, миндалины уменьшаются почти до полного исчезновения, как это имеет место у взрослых. Тогда их функции принимают на себя другие органы. Исследовать Вильямс высказывает общее мнение врачей, что удаление миндалин оправдано только в том случае, если миндалины сами становятся постоянным очагом инфекции вместо того, чтобы защищать организм.

Грозный инструмент 19 века для удаления миндалин

Даже мышцы, которые позволяют некоторым людям двигать ушами, больше не считаются рудиментарными. Они помогают более насыщенному кровообращению и помогают избежать обморожения наружного уха.

В 2012 году появилась новость, что ученые из США нашли, в чем польза жира, образующегося на животе и ранее считавшегося атавизмом вроде аппендикса: эта жировая прослойка помогает регулировать работу иммунной системы.

«Теперь у нас есть доказательство, что сальник — это не просто жир на животе», — говорит доктор наук, соавтор исследования, профессор департамента микробиологии и иммунологии Макио Ивашима (Makio Iwashima) из Loyola University Chicago Stritch School of Medicine, слова которого цитируются в пресс-релизе университета.

Сальник — это мембрана, выстилающая брюшную полость и покрывающая большинство ее органов. Он является хранилищем для жировых тканей. Исследовательская группа, которую возглавили доктор Ивашима и всемирно известный хирург-трансплантолог Роберт Лав (Robert Love), изучала эффект взаимодействия клеток сальника и Т-лимфоцитов у мышей. Лимфоциты являются первым барьером иммунной системы на пути инфекции, они определяют, атакуют и разрушают бактерии, вирусы и другие инфекционные агенты.

В дополнение к способности влиять на иммунную систему, сальник также играет критическую роль в регенерации поврежденных тканей, говорит Ивашима. Он содержит мезенхимальные стволовые клетки, которые устремляются к месту поражения и помогают в восстановлении тканей. Эти клетки обладают способностью превращаться в различные типы специальных клеток.

Но, как это ни парадоксально, история рудиментов до сих пор не закончена. Сейчас, например, многие стоматологи считают лишними так называемые зубы мудрости, единственным показанным методом их лечения считают удаление.

Поделиться в соц. сетях
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal

Комментарии:

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>