Проклятие клада аргонавтов сгубило семью археолога

Из жизни ушли отец, сестра, мать и сам Андрей Чамкин, нашедший сокровище

Когда клад, найденный вблизи Сочи, привезли в Эрмитаж — специалисты ахнули. Такой полной коллекции у них не было. Цена каждого предмета около $50 тысяч. Но мало кто знает, «во сколько» обошлась уникальная находка «черному археологу» Андрею Чамкину и его семье. Пятнадцать лет Андрей искал клад своей мечты. Пока не нашел…

Уникальные находки

«Черный» антикварный рынок Сочи лихорадило. На нем всплыли редчайшей красоты античные вещицы из золота и серебра по бросовым ценам. Одну из статуэток предложили местному адвокату. Тот, желая удостовериться в ее подлинности, пришел к экспертам Сочинского художественного музея.

- Ни в коем случае не покупай статуэтку, — посоветовал адвокату директор Сочинского художественного музея Петр Хрисанов. — Судя по художественной ценности — это достояние государства.

Так шесть лет назад началась одна из самых загадочных историй кладоискательства.

Уже через неделю сотрудники ФСБ установили, что хозяином сокровищ является житель поселка Казачий Брод Андрей Чамкин. Когда парню пояснили всю ценность находки, он безропотно отдал оставшиеся у него сокровища. Проданные вещи работники Сочинского художественного музея выкупили у владельцев. Так в 1997 году весь клад — серебряные чаши и диски, золотые пластины с чеканкой — украшения одежды, сарматские мечи, всего 26 предметов V — IV веков до н. э. с возможным добавлением вещей более поздних эпох, — оказался в музее.

Семейное помешательство

Среди односельчан 26-летний Андрей Чамкин слыл парнем странным. В школе учился неплохо, поступил в ПТУ, но все бросил ради одной страсти — поиска кладов. Находил что-то по мелочи. И был уверен, что найдет великое сокровище.

- Могилу он себе этой лопатой роет, — перешептывались местные.

О древних кладах, которыми переполнена сочинская земля, ходят недобрые слухи. Трогать нельзя — случится несчастье. Но Андрей в байки не верил и шел в лес.

- Он правильно выбрал место, — считает профессор, знаток истории Кавказа Юрий Воронов. — В устье реки Мзымта находилось греческое поселение. Вполне возможно, что это легендарный клад аргонавтов. А подобные находки несут в себе таинственную энергетику…

Научный сотрудник Сочинского художественного музея Ольга Хирсанова успела поговорить с Андреем сразу после его открытия.

«Он и сам не знал, что заставляло его вести поиски в течение стольких лет. Отшучивался — продолжаю семейную традицию. Его дед и отец вели раскопки на месте бывшего греческого поселения долгие годы. Возможно, они надеялись найти вторую Трою. Во время раскопок Андрей жил в шалаше. В том месте, где он копал, глина была твердой, словно здесь бушевал пожар. Андрей вырвал у земли предметы, которые она скрывала в себе тысячелетия. Он принес их домой и разложил на полу».

А дальше начались события, о которых с ужасом вспоминает Казачий Брод.

Клад «забрал» всю семью

- Первый удар пришелся по отцу, — вспоминает жена родного брата Андрея Софья Павловна Чамкина. — Сразу после находки клада он неожиданно умер от рака легких. Только семья отошла от удара, как странные вещи стали твориться с младшей сестрой «археолога».

- После находки клада она изменилась, как с цепи сорвалась, — вспоминает тетя Софья Павловна. — Грубить родным стала. Исчезала на целые сутки. Приезжала под утро на незнакомой машине. А потом ее нашли в Сочи с простреленной головой.

- Сам Андрей замкнулся, — вспоминает соседка Ольга. — Он и так был похож на степного волка: высокий, темноволосый, взгляд тяжелый. А как отдал свое сокровище, так и вовсе — не подступись. Вокруг него начали крутиться какие-то люди. Подначивали продолжать копать. Давали деньги.

Но Андрей не торопился уйти в лес. В нем что-то оборвалось. На полученные от «спонсоров» деньги он купил ящик водки. Напился. Потом тихо зашел в сарай и… выстрелил в себя из охотничьего ружья.

Жена Андрея с сыном и дочкой уехала. Как говорят соседи, спасалась от проклятия клада.&nbsp

Мать Андрея после смерти мужа, сына и дочери два года пыталась «залить» горе, пока не ушла вслед за детьми. «Сгорела во хмелю», — говорят соседи.

На родине Чамкиных в Казачьем Броду остался только родной брат Андрея — Павел. Когда кто-то пытается заговорить о находке покойного брата, в его глазах появляется неподдельный ужас. «Хочет забыть все, что связано с проклятым кладом», — сочувственно объясняют односельчане.

КОММЕНТАРИИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Ольга СЕМЕНОВА, научный сотрудник Эрмитажа:

- Такой цельной коллекции в Эрмитаже еще не было. Вещи эти бесценны. Вполне вероятно, что этот клад принадлежал аргонавтам.

Валентин МОРОЗОВ, президент Санкт-Петербургского историко-изыскательского общества (www.klad.hobby/ru):

- Психологическая зависимость кладоискателей от находок постепенно возникает. Достаточно найти одну ценную вещь, как человек уже не может оторваться от поисков. У кладоискателей есть целый свод примет и поверий. И они, что удивительно, действуют.

Василий СТАНОВОЙ, член профессиональной медицинской ассоциации народных целителей России:

- Подобные находки опасны для людей. Они связаны с миром мертвых. И тянут кладоискателей за собой.

Кстати

Сейчас уникальный сочинский клад находится на реставрации в Эрмитаже. Впервые его собираются показать на родине творцов — в Греции, во время летней Олимпиады.

Елена ИВАНЕНКО. («КП» — Кубань»). Фото автора. 12 февраля 2004 г.

Поделиться в соц. сетях
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal

Комментарии:

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>