Парадоксы Великого кормчего»(4 фото)

Одной из самых противоречивых и загадочных личностей XX столетия по праву считается основатель Китайской Народной Республики Мао Цзэдун – талантливый политик и жестокий правитель огромной страны, сумевший поднять ее народ с колен, чтобы затем ввергнуть его в пучину кровавых репрессий.

Далекие предания

Как свидетельствуют некоторые поздние биографические источники, с рождением маленького Мао было связано несколько семейных преданий о чудесных знамениях. Они напрямую указывавали на великое будущее младенца, впервые увидевшего свет 26 декабря 1893 года в небольшой китайской деревушке Шаошань провинции Хуань в семье зажиточного крестьянина. Так, в ночь накануне рождения Мао его матери Вэнь Цимэй приснился необычный сон: перед ней на восток в сторону восходящего слепящего глаза солнца ползет огромный золотой дракон. Вэнь хватает его за хвост и чувствует сильную боль, которая обжигает ее ладонь. Женщина отдергивает в испуге руку, а дракон бросается в расстилающееся перед ним море, на глазах превращаясь в огромную орхидею…

По свидетельствам биографов, очнувшись от странного сна, Вэнь Цимэй взглянула на свою руку и вскрикнула от ужаса: на ее ладони краснел свежий ожог. А через полчаса на свет появился будущий «великий кормчий».

Мало кто знает, что смысл имени, которое родители дали новорожденному мальчику – третьему по счету ребенку в семье, был предопределен загадочным сном матери Мао. Имя Цзэдун по написанию состояло из двух иероглифов, первый из которых имел два значения: «влага» и «благодеяние», а второй – «дун» – «восток». В итоге целиком имя пророчески обозначало «облагодетельствовавший восток». Одновременно по старой китайской традиции младенцу дали второе – неофициальное – имя: Жуньчжи, что значило «орошенная водой орхидея». При несколько ином написании иероглифа «чжи» имя Жуньчжи приобретало еще один символический смысл: «облагодетельствовавший всех живущих».

Односельчане с иронией относились к столь звучным и многообещающим именам, которые Вэнь дала маленькому Мао. Ни его властный отец, ни многочисленные родственники и соседи тогда не могли даже предположить, что полвека спустя сотни миллионов их соотечественников станут называть его «великим кормчим» и благодетелем, принесшим радость тысячелетнего процветания всему китайскому народу.

Необычный дар

Покинув в 16 лет родительский дом, Мао с головой окунулся в бурную политическую жизнь Китая, с каждым годом все сильнее проникаясь революционными коммунистическими идеями. Он организует ряд крестьянских восстаний, борется с режимом Чан Кайши, в Центральном Китае создает Китайскую Советскую Республику, терпит поражение, теряет свою жену и соратницу Ян Кайхуэй. По воспоминаниям людей, хорошо знавших Мао в 1930-1940-е годы, будущий глава КНР не раз находился на волоске от смерти. И только удивительное, почти мистическое чутье Мао позволяло ему избегать неминуемой гибели.

Так, вторая жена Мао Цзэдуна активистка Хэ Цзычжэнь вспоминала, как однажды осенью 1934 года, находясь в партизанском лагере неподалеку от Цзянси, Мао, невероятно уставший после долгого пешего перехода, совершенного накануне, вдруг проснулся ночью и стал лихорадочно собираться. На недоуменный вопрос Цзычжэнь ее супруг ответил, что необходимо спасаться, так как во сне он услышал топот вражеской конницы. В ту ночь конный отряд Гоминьдана действительно окружил лагерь и перебил много партизан.

Еще один яркий случай необъяснимого предвидения Мао произошел в 1943 году, когда партизанская армия готовилась дать сражение японским войскам у города Яньань. По сведениям разведки, наиболее уязвимым местом японцев было юго-восточное направление. Однако в последний момент Мао неожиданно без всяких объяснений принимает единоличное решение изменить направление главного удара, в результате которого большая группировка самураев была разгромлена…

Начиная с 1963 года в поведении Мао – к тому времени уже единоличного хозяина огромного государства – появляется необъяснимая для окружающих странность: руководитель Китая беспрерывно колесит по стране, ни разу не оставаясь на ночлег в одном месте дважды. Только в середине 1990-х годов, когда в прессу просочилась информация из разведок западных стран, стало известно о том, что на «великого кормчего» готовился ряд покушений лидерами капиталистического лагеря. Будто чувствуя следующую по пятам опасность, Мао довольно успешно запутывал свои следы.

Без сна и отдыха

Нет сомнения, что многолетние тяжелые испытания, выпавшие на долю Мао Цзэдуна и связанные с его политической борьбой и длительной гражданской войной, наложили свой неизгладимый отпечаток на личность «великого кормчего», провозгласившего 1 октября 1949 года создание Китайской Народной Республики. Глава молодого государства принялся за осуществление многочисленных реформ, направленных на решение насущных экономических и социальных проблем, подъем промышленности и сельского хозяйства.

Именно в это время увлеченный напряженной работой Мао показал чудеса выносливости. Сутками он мог обходиться без сна и пищи, редкие минуты отдыха посвящая изнурительным заплывам. Однако, по воспоминаниям его личного доктора Ли Чжисуя, с конца 1950-х годов глава КНР начал страдать от изнуряющей бессонницы, с которой боролся при помощи хлоралгидрата и секонала. Эта «гремучая смесь» не только помогала Мао заснуть, но и возбуждала его аппетит, а также действовала как наркотик, вызывая у вождя китайской революции состояние эйфории. Именно в то время к поразительной способности Мао предчувствовать опасность, его редкому дару предвидения примешивается все возрастающая подозрительность, пик которой пришелся на начало печально известной «культурной революции».

Так, в 1958 году Мао Цзэдун неожиданно стал подозревать, что бассейн, в котором он любил плавать часами, отравлен. Странную болезнь, которая приключилась с «великим кормчим» в 1960 году во время его визита в Наньчан, вождь приписывал яду, которым его враги будто бы пропитали гостевой дом.

Глава КНР не мог оставаться на одном месте дольше трех-четырех дней и, мучимый чувством необъяснимого беспокойства, ехал дальше.

Трагические последствия мудрого правления

Трехлетнее участие Китая в корейской войне, в которой погибли около миллиона добровольцев, разрыв с верным союзником – СССР, противостояние с США, провал политики «Большого скачка», по мнению поздних исследователей биографии Мао, явились результатом патологических изменений в сознании «великого кормчего», подогреваемых его третьей женой Цзян Цин. Все это привело к тому, что значительная часть партийного руководства Китая перестает поддерживать Мао.

Однако, совершив в июле 1966 года свой легендарный заплыв через реку Янцзы, который, по некоторым данным, был подготовлен усиленными даосскими практиками, семидесятитрехлетний Мао Цзэдун возвращается к лидерству и переходит в атаку на партийных оппозиционеров, Началась шестилетняя «культурная революция» с ее беспрецедентным террором, уничтожением бесценных произведений искусства, храмов, монастырей, библиотек.

После двух тяжелых инфарктов 9 сентября 1976 года в 0 часов 10 минут по пекинскому времени сердце Мао Цзэдуна остановилось. По мнению как зарубежных, так и китайских врачей, в последние годы жизни «великий кормчий» страдал выраженным расстройством личности, которое проявлялось в параноидальных мыслях, изменениях сексуального и эмоционального поведения, приведших к столь драматическим событиям…

Несмотря на то, что Китай потратил немало времени, чтобы преодолеть негативные последствия правления Мао, его личность и идеи по-прежнему продолжают вызывать во всем мире немалый интерес как у историков и политиков, так и у рядовых обывателей.

Поделиться в соц. сетях
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal

Комментарии:

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>