Вуду – это собирательное название религиозных представлений, которых придерживаются потомки рабов, привезенных на острова Карибского бассейна и в Южную Америку из Африки во времена работорговли. Наибольшую известность получили верования, распространенные на острове Гаити, хотя схожие с ними культы имеются также на Кубе, в южных штатах США и в Бразилии. В вуду мужчины и женщины рассматриваются как равные партнеры.
Главным божеством и создателем всего в религии вуду является добрый бог Бондю – но он не вмешивается в жизнь своих творений. А влияют на земную жизнь духи (лоа), которые являются детьми бога-создателя. Каждый дух имеет свою специализацию:
- Дух воды Агве покровительствует морякам.
- Барон Суббота – дух смерти. Представляет из себя скелет в цилиндре, с сигарой и в темных очках. Одержимость им приводит к пьянству.
- Барон Карефур – покровительствует черной магии. Является духом неудач и бед.
- Дамбала – змеиный дух.
- Легба – дух ворот и дверей. Образом послужил, вероятно, св. Петр.
- Эрзули Фреда – непорочная дева (прообраз – Дева Мария) – дух любви.
- Симби – дух озер, рек и других пресных водоемов.
- Огун – дух грома, огня и войны.
- Мама Бриджит – жена Барона Субботы.
- Марасса – два духа-близнеца.
- Мадемуазель Шарлот – дух, патронирующий молодых девушек.
- Собо – дух в форме генерала французской армии.
- Согбо – дух молнии.
- Дух Ти-Жан-Петро – злой одноногий карлик.
Ритуалы вуду. Основа вуду – жертвоприношения: они помогают получить защиту от злых сил. Обычно ритуал происходит по такому сценарию: три барабанщика задают ритм, после этого участники церемонии поют песню, в которой просят Легбу открыть врата в иной мир для общения с духами. Все это сопровождается танцами вокруг специального столба (митана), постепенно переходящими в безудержную пляску. Во главе танцующих стоит мамбо (колдунья): она вместе с помощниками, выливая воду из кувшина по кругу, создает магическую защиту от злых духов. Когда пляска достигает апогея, совершается жертвоприношение: петуху отрубают голову, а затем подвешивают его за ноги и снимают кожу. Это символизирует освобождение души от грешной оболочки. После этого задействованные в ритуале люди впадают в состояние транса, и на них нисходит благодать духов. Участники церемонии делятся на: унгана (колдуна), мамбо, бокора (непосвященного), ла-пласа (помощника колдуна), нгомбо (жреца) и унси (обычных приверженцев культа).