Книги, написанные между 200 г. до н.э. и 100 г. н.э., считают Евангелиями, или апокрифами. Слово «апокриф» переводится с греческого как «тайный», «сокрытый». Апокрифические тексты появились задолго до христианства. После возвращения из вавилонского плена евреев священник Эздра собрал все уцелевшие священные книги. Ему удалось собрать, перевести и систематизировать 39 книг, за исключением сказаний, которые противоречили ветхозаветным преданиям.
Однако, как христианская, так и римско-католическая церкви, считают, что апокрифические книги содержат учение, не только не являющееся истинным, но и порой идущее вразрез с реальными фактами.
Уже в I в. н.э. существовало порядка 50 евангелий и других священных текстов. Естественно, что уже тогда среди христиан возникали споры, какие книги следует считать святыми. Разрешить эту проблему взялся богатый судовладелец Синопа Маркион, который в 144 г. опубликовал список обязательных к принятию христианством новозаветных писаний. Это и был первый «канон». Маркион признал подлинными лишь Евангелие от Луки и десять посланий Павла.
После этого отцы Церкви сами взялись за составление канонического Нового Завета. После долгих споров и дискуссий в конце II в. наконец было достигнуто согласие. Церковные соборы в Гиппо (393 г.) и Карфагене (397 г. и 419 г.) окончательно утвердили последовательность признанных каноническими 27 писаний Нового Завета, а также список канонических книг Ветхого Завета.
Новозаветные апокрифы состоят из книг, сходных по содержанию с книгами Нового Завета, но они не являются его частью. Большинство из них дополняют эпизоды, о которых умалчивает каноническое Евангелие. Новозаветные апокрифы делятся на четыре группы.
Апокрифы-дополнения. Эти тексты дополняют такие новозаветные повествования, как детство Иисуса Христа, описания воскрешения Спасителя и т.д.
Апокрифы-пояснения. Эти тексты более подробно и детально освещают события, описанные в Евангелиях египтян, Евангелии двенадцати, Евангелии Иуды, Евангелии от Марии и др. На сегодняшний день известно 59 новозаветных пояснительных апокрифов.
Апокрифы о деяниях апостолов, причем якобы написанные ими самими. Среди них Деяния Иоанна, Деяния Петра, Деяния Андрея и др.
Книги апокалиптического содержания. Наиболее популярными апокрифами из этой группы являются Апокалипсис Петра, Апокалипсис Павла и Апокалипсис Фомы, которые рассказывают о жизни после смерти и участи, ожидающей праведников и грешников после смерти.
Многие из этих писаний в наше время имеют ценность только для узкого круга специалистов. А вот Евангелие от Иуды и Евангелие от Марии, получив огласку, произвели переворот в современной науке и сознании сотен тысяч людей.