Суфизм (по-арабски – тасаввуср) – мистико-аскетическое направление в исламе. Он возник примерно в середине VIII века, в период, когда в огромном Арабском халифате велась жесточайшая борьба между правящей династией Омейядов и Аббасидами. Тем не менее некоторые ученые-востоковеды рассматривают суфизм как явление, чужеродное исламу. Например, Толук, один из первых европейских исследователей этого течения, считает суфизм далеким наследием магов, проживавших не территории Ирана, Мерке и Смит видят в суфизме восточно-христианский мистицизм, другие же пытаются связать его с индийскими учениями. Как бы то ни было, правы, очевидно, все исследователи, ибо, возникнув на почве ислама, суфизм органично вобрал и усвоил достижения других религий и течений.
Происхождение термина «суфизм» связывают с арабским словом «суф» («власяница»). Первым суфием источники называют Абу-Хашима Куфийского, который ввел в практику ношение власяницы, хотя власяницы носили еще до него, и они были распространены как среди сирийских христиан, так и среди древних евреев.
Cуфизм стремится постичь абсолютную реальность. Стоит заметить, что это невозможно сделать с помощью наглядных примеров и логики. Такое знание возможно приобрести только «оком сердца», другими словами – посредством духовного созерцания и озарения. Арабские мистики называют суфизм школой внутреннего прозрения, а не заучивания информации, полученной из вторых рук. Они считают – то, что имеет отношение к просветлению, никогда не сможет быть выражено словами. В силу этого среди последователей суфизма распространено выражение: «Суфизмом не является все то, что может быть облечено в словесную форму». Или, как образно сказал суфийский поэт Джалал ад-Дин Руми: «Что бы я ни произносил, проясняя и описывая Любовь, когда дело все же доходит до этой самой Любви, мне стыдно становится за эти объяснения».
Отсюда следует сделать вывод – все, что сказано о суфизме выдающимися мастерами, является, по сути дела, лишь попытками выразить их субъективное внутреннее состояние. Слова отражают лишь отдельные характеристики суфизма, но не могут выступать в качестве его всеобъемлющего определения. И все же можно сказать следующее. Суфизм – это путь к абсолютной реальности. Побуждающей силой, которая дает возможность двигаться по нему, выступает Любовь. А помогают человеку в пути внутренняя уравновешенность и целеустремленное сосредоточение в любой ситуации. Цель всего этого пути – Бог.