12710-ff3a13

Шахматная партия Корчного против духа из загробного мира

Летом 1985 года в квартире знаменитого гроссмейстера Корчного раздался телефонный звонок: «Виктор Львович, Вы не хотели бы сыграть партию с духом какого-либо великого умершего шахматиста?» Корчной секунду помедлил и сказал: «Хочу».

Оригинальная идея

Идея принадлежала доктору экономических наук швейцарцу Вольфгангу Айзенбайсу, исследователю паранормальных явлений (и одновременно большому любителю шахмат) и была прелесть как хороша. Во-первых, прекрасный рекламный ход. Контакт с духом умершей 50 лет назад тетушки журналистов не заинтересует, а вот шахматная дуэль двух мировых знаменитостей будет замечена. Во-вторых, партию будет растянута во времени, с каждым новым ходом интерес к ней будет подогреваться (хотя бы среди шахматистов). В третьих, эксперты в области шахмат подтвердят, что играет именно умершая знаменитость: стиль великого шахматиста, как и стиль игры великого музыканта имитировать очень сложно.

Вольфганг Айзенбайс не преследовал никаких корыстных мотивов. Ни он сам, ни прочие участники эксперимента — никто не заработал на этом ни гроша. Главной целью было подтвердить (или опровергнуть) теорию о существовании интеллекта и сознания человека после физической смерти. Виктор Корчной, четырехкратный чемпион СССР по шахматам, пятикратный чемпион Европы был первым, к кому Айзенбайс решил обратиться с таким странным предложением.

Прочие участники эксперимента

Заручившись согласием Корчного, Айзенбайс принялся за поиски других участников эксперимента. Для связи с загробным миром необходим был посредник. Среди нескольких своих знакомых медиумов Айзенбайс выбрал Роберта Ролланса, в основном потому, что тот об игре в шахматы не имел абсолютно никакого понятия — даже расставляя фигуры на доске он путал местами короля и ферзя. Осталось подыскать в мире мертвых соперника Корчному.

Корчной назвал трех великих усопших гроссмейстеров, с кем он хотел бы сразиться за шахматной доской: Капабланка, Керес, Мароци. 15 июня 1985 года он получил сообщение, что вызов принял Геза Мароци, знаменитый венгерский гроссмейстер первой трети XX века. Венгр поприветствовал Корчного и извинился за свою будущую игру, поскольку с момента своей смерти в 1951 году не практиковался, и сделал свой первый ход d2-d4.

Как проходил матч

Для игры с усопшим, естественно не было необходимости садиться за шахматную доску. Айзенбайс звонил Корчному, узнавал его ход, звонил в Германию Роллансу, тот погружался в транс, входил в контакт с духом Мароци и сообщал ему ход Корчного. Ответный ход Мароци шел по этой же цепочке только в обратную сторону. Медиум и Корчной на всем протяжении игры не встречались.

По воспоминаниям Корчного, он ко всей этой затее отнесся со скепсисом и сперва не очень напрягался. Его загробный противник действительно, начал очень слабо. Но уже на 27 ходу дух Мароци нашел несколько оригинальных решений и Корчной по его словам «стал сомневаться в своей безоговорочной победе». Дух покойного венгра оказался серьезным противником.

Изыскания доктора Айзенбайса

Пока Корчной и «Мароци» мерялись силами на шахматной доске, доктор Айзенбайс не забывал о своей части программы. Кроме ходов Корчного он через медиума задавал духу Мароци множество вопросов о подробностях его биографии. Ответы составили 38 рукописных страниц. Чтобы проверить их пришлось обратиться в Венгерский шахматный клуб.

Президент клуба Лакло Себистен провел целое историческое изыскание: подымал архивы, встречался с детьми Мароци и его двоюродным братом. Из 92 ответов, полученных от Мароци, 85 были документально подтверждены.

Остальные 7 возможно были и верными, но ни подтвердить, ни опровергнуть их не удалось, никаких записей об этих событиях не сохранилось. Так, рассказывая о Карлсбадском турнире 1929 года, «Мароци» объяснил, почему в партии с Земишем Капабланка «зевнул» фигуру на 8-м ходу: у великого шахматиста был роман с грузинской княжной, а тут приехала жена, и обе пришли в зал. Капабланка занервничал и «зевнул».

The game is over (игра окончена)

Партия тянулась несколько лет. Виктор Корчной имеет среди прочих титул старейшего в мире играющего гроссмейстера, продолжает успешно выступать. В 80 лет он одержал победу в ветеранском турнире в честь 100-летия Ботвинника. Понятно, что при такой насыщенной жизни матч с «Мароци» стоял у него не на первом месте.

Ролланс, уже довольно пожилой человек, часто болел, а каждый контакт с загробным миром требует огромных физических сил. Дух Мароци не всегда отзывался, видимо у него в потустороннем мире тоже бывали проблемы. Поэтому ответный ход приходилось ждать недели, а иногда и месяцы.

Через 7 лет и 8 месяцев борьбы у «Мароци» оставались король и две пешки, у Корчного на одну пешку больше. 11 февраля 1993 года на 47-м ходу «Мароци» сдался.

Скептики утверждали, что в эксперименте участвовало еще одно лицо — неизвестный мастер, консультировавший Ролланса, но шахматисты эту версию не поддержали. Игроков уровня Корчного в мире не много, манера игры каждого хорошо известна. Скрыть в процессе игры свой авторский почерк и при этом играть в стиле другого — это за гранью возможного. Поэтому на вопрос настырных журналистов «так кто же играл против Корчного?» многие шахматисты отвечают без обиняков: «Мароци, это несомненно».

Автор: Klim Podkova

Поделиться в соц. сетях
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal

Комментарии:

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>